Методическое пособие «Методы и средства развития координационных способностей»
ТОГБОУ "Многопрофильный кадетский корпус им.Л.С. Дёмина"
Методы и средства развития координационных способностей
Методическое пособие
Автор составитель:
Штрак Д.С.
Тамбов
2019г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……….…………………….3
1. Ловкость. Средства и методы развития……………………………………...……………....4
2. Общие упражнения для развития ловкости.………………………………..……………….5
3.Упражнения способствующие развитию ловкости, специальной для баскетбола………………………………………………………..…….…………………….…...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…………….………...8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…………9
ВВЕДЕНИЕ
Результаты формирования координационных способностей более значимы, если начинать заниматься их развитием в детском возрасте. Дети постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее овладевать более сложным в координационном отношении двигательными навыками, как спортивными, так и трудовыми. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что необходимо развивать координационные способности, начиная с младшего школьного возраста, используя для этого интересные и популярные у младших школьников способы развития. Как интересный и полезный способ развития координации может выступить баскетбол.
Эта игра никогда не теряет популярности. Еще в 1936 году она была включена в программу Олимпийских игр. Дети ощущают, что занятия баскетболом помогают им формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Кроме того, у детей занимающихся баскетболом, отмечаются более высокие и достоверные темпы развития психофизиологических функций.
1.Ловкость. Средства и методы развития.
Ловкость - самое многообразное качество, измерителями ловкости считаются: координационная сложность усвоенного двигательного задания; точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик данного движения и время, необходимое для усвоения нового движения и изменения двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой (т. е. время сложной двигательной реакции)
Значение развития ловкости в теоретической разработке проблемы отражена в научных исследованиях Н.А. Бернштейна, В.М. Зациорского, В.И. Ляха и др.
Средства и методы развития ловкости сводится к систематическому разучиванию новых движений и применению упражнений, вынуждающих мгновенно перестраивать двигательную деятельность (спортивные игры и др.)
Упражнения на ловкость лучше включать в первую треть учебного занятия короткими, не более чем 15 - минутными сериями.
Из разнообразных методических приемов, повышающих проявление двигательной координации (ловкости) рекомендуется следующее:
-применение необычных исходных положений (бег из положения стоя); быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движения;
-смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, с боку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
-использование в упражнениях предметов различных форм, массы, объема; выполнение согласованных действий участниками (вдвоем держась за руки, садиться и вставать, выполнять наклоны, прыжки);
-систематически и целенаправленно включать подвижные игры, усложнять условия игры.
2.Общие упражнения для развития ловкости.
Кувырок вперед через голову с предварительным прыжком на согнутые в локтях руки. Освоив упражнение, можно делать до 10 кувырков подряд.
Кувырок назад через голову с падением на согнутую в локте руку.
Те же кувырки, что в упр. 1, 2, но в стороны.
Падение назад и быстрое вставание.
Падение вперед и быстрое вставание.
Гимнастическое «колесо» влево и вправо.
Стойка на голове, вначале с опорой у стены.
Стойка на руках.
Ходьба на руках.
3.Упражнения способствующие развитию ловкости, специальной для баскетбола.
Командная эстафета в беге на руках (как в упр. 3) с качением мяча перед собой. Длина этапа - до 30м.
Передачи мяча у стены в парах со сменой мест. Выполняются одним мячом.
Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, доскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д.
Игрок совершает рывок на 5-6 м с ведением мяча, а затем, подпрыгивая с подкидного мостика, стоящего под кольцом, забивает мяч в кольцо сверху.
То же. Перед броском игрок выполняет в воздухе поворот на 90 или 130°.
Бросок по кольцу сверху после прыжка с двух ног с максимально дальнего от кольца расстояния.
Два игрока находятся на противоположных линиях штрафного броска. По сигналу тренера они выполняют кувырок вперед и совершают рывок к центру поля, где лежит мяч. Игрок, завладевший мячом, атакует указанное тренером кольцо.
Игроки команды делятся на две группы и встают на противоположные линии штрафного броска лицом к щиту. По сигналу тренера первые игроки каждой колонны бьют мячи в щит и бегут к противоположному щиту, чтобы успеть на добивание. Добивание мяча в щит можно выполнять только в одном прыжке. В центре поля игроки выполняют кувырок вперед.
Игрок делает рывок от центра поля к линии штрафного броска спиной вперед, на штрафной линии выполняет кувырок назад. Тренер, стоящий на лицевой линии, пасует мяч с отскоком от пола так, чтобы игрок сумел получить его после кувырка.
Игрок находится на линии штрафного броска спиной к кольцу, выпрыгивает, бьет мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил за спину. При приземлении игрок разворачивается, догоняет мяч и забивает его в кольцо броском сверху (для низкорослых игроков - слабой рукой).
То же, что и упр. 31. Упражнение выполняется двумя мячами.
Вращение мяча вокруг туловища (вправо, влево), между ног восьмеркой.
«Жонглирование» мячом. Подбрасывая одной рукой, ловля другой или двумя (на месте, в движении).
Катить мяч по полу одной рукой в коридорах разной ширины.
Мяч подбрасывать из-за спины вперед и ловить двумя руками.
Подбросить мяч сделать 1-2-3-4 хлопка и поймать мяч; хлопнуть руками за спиной; коснуться калений; коснуться пола.
Подбросить мяч вперед сделать рывок и поймать, не дав, мячу ударится об пол.
Подбросить, подпрыгнуть и поймать мяч.
Бросить мяч в пол сделать хлопок под мячом; над мячом; выполнить поворот на 360 градусов - поймать мяч.
Передача мяча правой, левой рукой поймать двумя мяч.
Передача мяча в стену или в щит ( с хлопком, с поворотом, присесть, подпрыгнуть) поймать мяч.
Передача мяча в стену. Поймать сделать вращения мяча вокруг пояса, восьмерку между ног, подбросить верх и выполнить передачу.
Передача в стену одним игроком, а ловля другим со сменой мест и без смены мест (прямая передача, с отскоком об пол). Один выполняет передачу в стену, другой ловит и возвращает прямой передачей игроку.
Бросок по кольцу с вращением мяча вокруг корпуса (1-2 раза) во время двух шагов.
Ходьба по гим. скамейке, бревну с вращением мяча вокруг корпуса.
Ходьба по гим. скамейке, бревну с финтами в сторону, вперед.
Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130* с ведением одного или двух мячей.
Рывок с ведением одного или двух мячей на 5-6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок.
Ходьба на руках с качением мяча перед собой в парах, партнер поддерживает ноги.
Передача мяча в парах со сменой мест. выполняется одним мячом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитые координационные способности являются, с одной стороны, условием успешного осуществления деятельности в неожиданно возникающих ситуациях, требующих находчивости, ловкости, сноровки. С другой стороны, это показатель спортивного мастерства. Координационные способности важны в любом виде спорта, и баскетбол не исключение. Эта игра несёт в себе двойственность отношения к координации: она способствует её развитию и в то же время требует определённых координационных способностей. В баскетболе используются как общие координационные способности, так и специфические, к которым относятся дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к реагированию, способность к перестроению движений, способность к динамическому равновесию
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ботяев, В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных
способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора [Текст] /
В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. – 2015. - №2. – С. 23-
26.
Вишня, П.М. Подвижные игры на склоне [Текст] / П.М. Вишня // Физическая
культура в школе. 2010 .- № 8 .- С. 10-11.
Воронина, Г.А. Двигательная активность и развитие детей младшего
школьного возраста [Текст] / Г.А. Воронина // Физическая культура в школе.
2009 .- № 8 .- С. 27-29.
Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры [Текст]: Курс
лекций / И.В. Еркомайшвили. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2004.
Ермолаев. – М.: Высшая школа, 2001. – 420 с.