Авторское наглядное пособие для развития речи учащихся начальной школы «Учим скороговорки»
(авторское наглядное пособие для развития речи учащихся начальной школы)
Автор: Летуновская С.А., учитель начальных классов МОУ Лицей №9, г.Волгоград
Пояснительная записка
Актуальность. Одной из основных задач учителя первоклассников, и не только первоклассников, является формирование навыка чтения. Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.
Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:
Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение, и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически. [1]
Рассмотрим правильность чтения. Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:
а) замены;
б) пропуски;
в) перестановки;
г) добавления;
д) искажения;
е) повтор букв (звуков), слогов, слов;
ж) правильно или ошибочно делает ударение в словах;
з) ошибки в окончании.
При работе над правильностью чтения целесообразно использовать чистоговорки и скороговорки — специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.
Скороговорки намного сложнее в произносительном отношении, чем чистоговорки. В них звуки меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга. Разучивать новую скороговорку надо в спокойном темпе, и, лишь овладев ее правильным произнесением, можно попытаться сказать ее быстро.
В скороговорках используются хорошо знакомые ребенку понятия и слова, но они соединяются в веселые рифмованные истории, которые не только помогают овладеть звукопроизношением, но и будят у ребёнка фантазию, помогают проявить интерес к многообразию звуков, прививают любовь к родному языку. [2]
Для облегчения запоминания скороговорок, нами с ребятами было создано пособие. Оно представляет собой папку с рисунками формата А3, отражающими события, которые описываются в той или иной скороговорке. Скороговорка разбивалась на смысловые части, которые затем и иллюстрировались. Для коротких скороговорок – один рисунок или рисунок, состоящий из двух частей. Для длинных скороговорок рисунок разбивался на 4 части, т.е. создавалась серия картинок.
Ребята с удовольствием выполняли речевую разминку на уроках обучения грамоте и литературного чтения с опорой на созданное пособие. Оно яркое, что позволяет концентрировать внимание, оно облегчает запоминание, а значит, силы внутренней регуляции ребенок сосредотачивает на правильной артикуляции – что позволяет произносить скороговорку без ошибок, в быстром темпе.
Учебный предмет: обучение грамоте, литературное чтение.
Возраст учащихся: учащиеся начальной школы (7-10 лет).
Тип урока/ занятия: пособие можно использовать как на уроке закрепления, повторения, обобщения материала, так и на уроке объяснения нового материала (для создания проблемной ситуации, например); также пособие можно использовать на занятиях внеурочной деятельности, классных часах.
На уроке обучения грамоте или литературного чтения целесообразно использовать пособие в начале урока при проведении речевой разминки
Ожидаемые результаты: улучшение техники чтения учащихся, развитие артикуляции, развитие речи и фонематического слуха.
Инструкция по использованию
Перед разучиванием скороговорок, необходимо выполнить артикуляционную и дыхательную разминки. Ведь получится произнести скороговорку или нет, будет зависеть и от подвижности языка, губ и нижней челюсти — органов артикуляции, а также от правильного дыхания.
Предъявление скороговорки, медленное чтение или повторение за учителем.
Рассматривание соответствующего скороговорке рисунка, вычленение смысловых частей, выяснение значения непонятных слов.
Повторение скороговорки в медленном темпе (3 раза) с опорой на рисунок пособия (заучивание).
Повторение скороговорки с опорой на пособие с постепенным наращиванием темпа.
Время работы с пособием 5-7 минут, в зависимости от типа и задач урока. На занятиях внеурочной деятельности, классных часах время использования пособия может быть увеличено.
Пособие можно использовать как при фронтальной работе с классом, так и при индивидуальной работе с учащимися (а также при работе с дошкольниками).
Пособие будет полезно учителям начальных классов и логопедам.
«Учим скороговорки»
Скороговорки
Саша любит сушки, Соня - ватрушки.
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали -
Зубы сразу же сломали.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!
У ежа ежата, у ужа ужата .
Речка течет, а печка печет.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок – Сеньку с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб,
Все в сугроб!
Наш Полкан
Из Байкала лакал.
Полкан лакал,
Но не мелел Байкал.
Паук под потолком,
Платок под колпаком.
Тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Да не вылавировали.
Через чащу ручеек
В речку Щекотинку тек.
В речке плещутся щучата –
Это щучкины ребята.
Ярче, чище серебра
Блещет щучек чешуя!
Используемые ресурсы:
1.Ховалыг Ч.Г. «Компоненты навыка чтения» https://infourok.ru/material.html?mid=180087#:~:text=%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%20%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9,%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.
2.Жукова О.С. «Скороговорки» https://www.logopedprofi.ru/chistogovorki/item/skorogovorki
Потамошнева Наталья Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна