12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Летуновская Светлана Александровна445
"Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!"
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

 «Учим скороговорки»

(авторское наглядное пособие для развития речи учащихся начальной школы)

Автор: Летуновская С.А., учитель начальных классов МОУ Лицей №9, г.Волгоград

Пояснительная записка

Актуальность. Одной из основных задач учителя первоклассников, и не только первоклассников, является формирование навыка чтения. Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:

t1643731669aa.png

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение, и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически. [1]

Рассмотрим правильность чтения. Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:

а) замены;

б) пропуски;

в) перестановки;

г) добавления;

д) искажения;

е) повтор букв (звуков), слогов, слов;

ж) правильно или ошибочно делает ударение в словах;

з) ошибки в окончании.

При работе над правильностью чтения целесообразно использовать чистоговорки и скороговорки — специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.

Скороговорки намного сложнее в произносительном отношении, чем чистоговорки. В них звуки меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга. Разучивать новую скороговорку надо в спокойном темпе, и, лишь овладев ее правильным произнесением, можно попытаться сказать ее быстро.

В скороговорках используются хорошо знакомые ребенку понятия и слова, но они соединяются в веселые рифмованные истории, которые не только помогают овладеть звукопроизношением, но и будят у ребёнка фантазию, помогают проявить интерес к многообразию звуков, прививают любовь к родному языку. [2]

Для облегчения запоминания скороговорок, нами с ребятами было создано пособие. Оно представляет собой папку с рисунками формата А3, отражающими события, которые описываются в той или иной скороговорке. Скороговорка разбивалась на смысловые части, которые затем и иллюстрировались. Для коротких скороговорок – один рисунок или рисунок, состоящий из двух частей. Для длинных скороговорок рисунок разбивался на 4 части, т.е. создавалась серия картинок.

Ребята с удовольствием выполняли речевую разминку на уроках обучения грамоте и литературного чтения с опорой на созданное пособие. Оно яркое, что позволяет концентрировать внимание, оно облегчает запоминание, а значит, силы внутренней регуляции ребенок сосредотачивает на правильной артикуляции – что позволяет произносить скороговорку без ошибок, в быстром темпе.

Учебный предмет: обучение грамоте, литературное чтение.

Возраст учащихся: учащиеся начальной школы (7-10 лет).

Тип урока/ занятия: пособие можно использовать как на уроке закрепления, повторения, обобщения материала, так и на уроке объяснения нового материала (для создания проблемной ситуации, например); также пособие можно использовать на занятиях внеурочной деятельности, классных часах.

На уроке обучения грамоте или литературного чтения целесообразно использовать пособие в начале урока при проведении речевой разминки

Ожидаемые результаты: улучшение техники чтения учащихся, развитие артикуляции, развитие речи и фонематического слуха.


Инструкция по использованию

Перед разучиванием скороговорок, необходимо выполнить артикуляционную и дыхательную разминки. Ведь получится произнести скороговорку или нет, будет зависеть и от подвижности языка, губ и нижней челюсти — органов артикуляции, а также от правильного дыхания.

Предъявление скороговорки, медленное чтение или повторение за учителем.

Рассматривание соответствующего скороговорке рисунка, вычленение смысловых частей, выяснение значения непонятных слов.

Повторение скороговорки в медленном темпе (3 раза) с опорой на рисунок пособия (заучивание).

Повторение скороговорки с опорой на пособие с постепенным наращиванием темпа.

Время работы с пособием 5-7 минут, в зависимости от типа и задач урока. На занятиях внеурочной деятельности, классных часах время использования пособия может быть увеличено.

Пособие можно использовать как при фронтальной работе с классом, так и при индивидуальной работе с учащимися (а также при работе с дошкольниками).

Пособие будет полезно учителям начальных классов и логопедам.​​​​​​​

«Учим скороговорки»

t1643731669ab.jpg


t1643731669ac.jpg

t1643731669ad.jpgt1643731669ae.jpg

t1643731669af.jpgt1643731669ag.jpg

t1643731669ah.jpg 

t1643731669aj.jpg

t1643731669ak.jpg

t1643731669al.jpgt1643731669am.jpg


t1643731669an.gif



t1643731669ao.jpg ​​​​​​​

t1643731669ap.jpg

Скороговорки


Саша любит сушкиСоня - ватрушки.


Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.


Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.


Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.


Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали -

Зубы сразу же сломали.


Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап!


У ежа ежата, у ужа ужата .


Речка течет, а печка печет.


Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок – Сеньку с ног,

Саньку в бок, Соньку в лоб,

Все в сугроб!


Наш Полкан

Из Байкала лакал.

Полкан лакал,

Но не мелел Байкал.


Паук под потолком,

Платок под колпаком.


Тридцать три корабля

Лавировали, лавировали,

Да не вылавировали.


Через чащу ручеек

В речку Щекотинку тек.

В речке плещутся щучата –

Это щучкины ребята.

Ярче, чище серебра

Блещет щучек чешуя!


Используемые ресурсы:


1.Ховалыг Ч.Г. «Компоненты навыка чтения» https://infourok.ru/material.html?mid=180087#:~:text=%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%20%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9,%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.

2.Жукова О.С. «Скороговорки» https://www.logopedprofi.ru/chistogovorki/item/skorogovorki





Опубликовано


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 01.02.22 в 21:29 1Ответить Пожаловаться
Отдельное спасибо за оформление!
Горбачёва Марина Юрьевна, 02.02.22 в 05:20 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.