Урок изучения нового материала «Сечения куба»
Фомина Елена Михайловна
учитель математики МОУ СШ 57
Кировского района Волгограда
Тема урока | Сечения куба |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Дата проведения | 17.03.2021 |
Цели, задачи | Выявить условия получения определенного вида многоугольника в сечении куба (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник; правильный, равнобедренный, прямоугольный треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция и т.д.) |
Идея урока | Применение знаний о свойствах треугольников и четырехугольников при определении вида сечения куба |
Теоретическая составляющая (перечень понятий и их свойств) | Сечение многогранника |
Практическая составляющая (здесь следует указать список систем задач, которые должны быть решены в ходе урока; их целевое назначение, а также приемы или методы их конструирования) | Какие виды n-угольников образуются в сечении куба различными плоскостями. От чего зависит количество сторон многоугольника в сечении? Как должна проходить секущая плоскость, чтобы в сечении получился квадрат? Ромб? Трапеция? Равносторонний треугольник? Равнобедренный треугольник? Прямоугольный треугольник? Метод конструирования- варьирование условия задачи |
Рефлексия совместной деятельности учителя и учащихся (указать перечень заданий для самостоятельного решения во внеурочное время, а также во время предстоящей контрольной работы с целью определения результативности проведенного урока) | Практическое задание в конце урока: изготовление различных сечений куба (см. Приложение 1). Знать условия образования, уметь изображать, проводить расчеты сечений в виде правильных треугольников, квадрата, прямоугольника, трапеции. |
Ход урока | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Мотивация и актуализация знаний Сегодня мы знакомимся с понятием «сечение». С сечениями мы встречаемся ежедневно, особенно часто на кухне. Совсем скоро вы догадаетесь, что имею ввиду. А пока необходимо из палочек и пластилина изготовить куб. Напомните, сколько палочек необходимо для этого взять и почему? Чем являются грани куба? | 12 палочек, по количеству ребер куба. Гранями куба являются одинаковые квадраты. |
Первичное усвоение новых знаний Сечение - плоская фигура, которая образуется при пересечении пространственной фигуры плоскостью. Приведите примеры фигур, образованных в сечении. Что выступает в роли секущей плоскости? На этом уроке перед нами стоит задача выяснить, какие формы могут приобретать сечения, полученные при пересечении куба различными плоскостями. | Ребята вспоминают, что с сечениями встречаются при резке хлеба, колбасы, овощей и т.д. При нарезке буханки хлеба в сечении образуется прямоугольник, колбасы - круг или эллипс и т.д. |
Первичная проверка понимания Ребята, посмотрите видеоролик «Сечения куба» и постарайтесь ответить на следующие вопросы: 1. Какие виды n-угольников образуются в сечении куба различными плоскостями. 2. От чего зависит количество сторон многоугольника в сечении? 3. Почему не может образоваться в сечении 7 и более многоугольник? | 1. Треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники. 2. От количества перечений плоскостью граней куба. 3. Всего граней у куба 6, поэтому сечение куба с наибольшим количеством сторон – это шестиугольник. |
Первичное закрепление Определите вид многоугольника: 1. Секущая плоскость проходит через три несоседние вершины. Ответ обоснуйте. 2. Секущая плоскость проходит через два несоседних ребра. Подумайте, как провести секущую плоскость, чтобы в сечении получить квадрат? Ромб? Трапецию? Прямоугольный треугольник? | Работают у доски и в тетрадях 1. Равносторонний треугольник, сторонами которого являются диагонали квадратов. 2. Четырехугольник с равными противоположными сторонами – это параллелограмм. Т.к. у этого параллелограмма одинаковые диагонали, то в сечении – прямоугольник. Высказывают обосновывая предположения у доски |
Рефлексия Проведя предварительные измерения и расчёты изготовьте различные сечения построенного вами куба. | Фотоотчет в Приложении 1. |
Указать цель присутствия учителей на данном уроке, их мнение по итогам данного урока | Обмен опытом по использованию планиметрических знаний учащихся при решении учебных задач на стереометрических фигурах |
Технические ресурсы урока (указать какие именно ИКТ было использованы, для чего и на каком этапе) Данная графа не обязательна для заполнения в случае неиспользования этих ресурсов | Видеоролик «Сечения куба» https://etudes.ru/models/cube-cross-sections/ |