Методика развития читательской грамотности

1
0
Материал опубликован 11 October

Пояснительная записка к презентации

Методика развития читательской грамотности

«от текста к смыслу»

Болдырева Ю.А.



1,2сл. Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Болдырева Юлия Александровна, я работаю учителем русского языка и литературы. Стаж работы 6 лет. Тема моего выступления «Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках литературы».

3 сл. Свое выступление я бы хотела начать со слов Константина Дмитриевича Ушинского: «Уметь читать в широком смысле этого слова — значит извлечь из мёртвой буквы живой смысл. Читать — это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чём главное дело»


Моё выступление будет посвящено приёмам и методам, которые помогают на уроках и облегчают восприятие и анализ текста.

На сегодняшний день современным детям сложно излагать свои мысли связно, логично, грамматически правильно, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Многие школьники читают написанное, но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию умеют далеко не все, ведь уметь читать и уметь читать грамотно - это не одно и то же.

Если посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания. Можно выделить следующие проблемы в речи:

- обучающиеся употребляют односложную речь, которая состоит только из простых предложений,

- ученики используют в устной и письменной речи недостаточно разнообразную лексику; - обучающиеся употребляют жаргонизмы и слова-паразиты;

- ученики неспособны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

- возникают трудности в использовании интонации, темпа речи и пауз между предложениями;

- у учеников наблюдается плохая дикция.

4 сл. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной. Падение интереса к чтению это ступень к кризису читательской грамотности. Как это не парадоксально, но сейчас, когда мир стремительно развивается с помощью информационно - коммуникационных технологий в обществе сокращается доля читающего населения. Это проблема целого общества. Поэтому на сегодняшний день ставится очень важная задача развитие читательской грамотности обучающихся

Читательская грамотность - это способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; поиск информации в текстеи ее извлечение; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста. Все эти навыки взаимосвязаны между собой.

Ученики часто жалуются, что им трудно запоминать материал, в том числе выучить стихотворение. Но, безусловно, именно данный вид работы имеет для ребенка наибольшую пользу. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, , совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихотворений способствует развитию памяти!

5 сл. !!!! В настоящее время у обучающихся наблюдается языковой минимализм, ограничена память, снижено внимание, не развито воображение. В этой ситуации становится важным заинтересовать ребенка.

Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации, поэтому на всех уроках можно применять особые приемы для формирования ЧГ. В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Остановимся лишь на некоторых. Конечно, это не все приёмы, и не на каждом уроке их нужно использовать.


6 сл. На своих уроках я использую приемы развития критического мышления это

Прием "Дерево предсказаний" (На доске рисуется силуэт дерева.  Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.  Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно…». Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

составление толстых и тонких вопросов, Простой вопрос предполагает однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а « сложный » (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации

Прием "Конкурс шпаргалок" Этот прием формирует умение извлекать самую важную информацию из текста. Необходимо изложить его в опорный конспект.

кластеры, В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста.

творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки,

составление синквейнов - отличный прием для глубокой и вдумчивой работы с текстом, когда обучающиеся учатся подбирать цитаты, делать выводы и обобщения.

Прием "Стратегия 1-2-3" (После того как учащиеся ознакомятся с текстом или уроком, попросите их перечислить следующие детали в своих дневниках или на отдельном листе бумаги:  три вещи, которые они извлекли из этого урока или из этого текста; два вопроса, которые у них всё ещё есть;  один аспект урока или текста, который им понравился)

кубик Блума

письмо с пробелами

инсерт


Для осмысления содержания текста и для развития интереса, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:

прием инсценирования,

чтение по ролям,

чтение с остановками,

реставрация текста (можно в разных вариантах, можно перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст. А можно предложить использовать схемы для восстановления текста)


составление хода событий по картинкам,

ребусы, шарады, кроссворды, игры(«Перевертыши» – игра, в которой в качестве исходного материала берется известная цитата, загадка, пословица, поговорка и т.д., и все слова в них заменяются антонимами. ), Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию»

Приём «Маркировка»– это выделение цветом основной мысли, ключевых слов.




создание мнемотаблиц и другие активные формы деятельности учащихся. Хорошие примеры таблиц для работы на уроках литературы можно найти, например, в пособии Натальи Васильевны Беляевой «Уроки литературы в 6,7 классе» (поурочные разработки).

Я предлагаю вам попробовать применить два метода- это и кубик Блума.

необходимо поделиться на три команды ( по рядам) и вначале прочитать текст А.Куприна, и затем составить вопросы, используя первое слово, которое выпадет на кубике, чтобы команды дали развернутый ответ на ваш вопрос.

В заключение можно сказать, что чтение - сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач: понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания, рефлексия текста.

Предварительный просмотр презентации

Приемы и методы формирования читательской грамотности обучающихся Подготовила презентацию: Болдырева Ю.А., учитель русского языка и литературы МКОУ Полойской СОШ им. В.И. Шумихина 2024г

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации методов работы с текстом на уроках русского языка и литературы для формирования читательской грамотности обучающихся Задачи: назвать причины снижения читательской грамотности; продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом; прокомментировать эффективность данных приемов

К.Д.Ушинский: «Уметь читать в широком смысле этого слова — значит извлечь из мёртвой буквы живой смысл. Читать — это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чём главное дело». 

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Для формирования читательской грамотности детей необходимо учить: различать свой личный опыт и реальность текста; отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации; перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту; работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно; собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях; переформулировать вопрос и сообщения текста; использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах; выражать свои мысли письменно.

ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ Корзина идей Верные и неверные утверждения Ассоциативный куст Дерево предсказаний  (аналогичный прием « Фишбоун») Инсерт Синквейн 6 шляп мышления Эссе Кластер Стратегия 3-2-1  творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал и т.д. Приемы технологии критического мышления НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Приём «Конкурс шпаргалок» Назови участников Опиши поступок главного героя... Что такое жизненные ценности ? Это ( способность, умение… ) Приведи примеры предложений , подтверждающие твою мысль 1 2 3 Сделай вывод: главная мысль заключается в том, что...

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.