Конспект урока русского языка по теме «Предлог как часть речи» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Класс: 7
Учитель: Скворцова М.В.
Тип: - изучение нового материала.
Цель: знакомство с предлогом как служебной частью речи.
Задачи:
- знать, что такое предлог как служебная часть речи;
- различать смысловые оттенки значений предлогов;
- развивать умения синонимической замены грамматических конструкций (беспредложные словосочетания на словосочетания существительных с предлогами).
Планируемые результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания; уметьотличать производные предлоги от других частей речи;
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Педагогическая технология
Технология развития критического мышления
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; частично-поисковый метод; анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная
Методическое обеспечение: учебник под ред. Е.А. Быстровой. М., 2013.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
II. Синтаксический разбор предложений:
1. Я уходил от знакомых, благодаря их за тёплый приём.
2. Благодаря помощи друга я справился с заданием.
- Определите, какой частью речи является слово «благодаря», назовите морфологические признаки, обоснуйте свой ответ.
III. Целеполагание.
Отгадайте загадку:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы,
И в этом их главный секрет.
- О каких частях речи пойдет сегодня разговор?
- Отгадайте загадку, сформулируйте тему и цели урока.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
IV. Подготовка к активной деятельности на уроке.
Работа с текстом. Чтение стихотворения М. Яснова (Слайд №3)
Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под — лежал бульдог.
И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над, в листве,
Глядели на того, кто на, —
Верней на то, что в.
Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над,
Часть кинул под,
А остальное — в рот.
И каждый принялся жевать,
Верней, один — клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у.
Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.
И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед —И вперед! (М.Яснов)
- Понравилось вам стихотворение? А что в нём показалось необычным? Попробуйте прочитать стихотворение без первой строфы. Понятен ли будет смысл? Почему?
- Выпишите предлоги из стихотворения. Из первой строфы выпишите слова, связанные между собой с помощью предлога (сидел на скамье, держал в руках, сидел над скамьёй, лежал под (скамьёй)). Проанализируйте употребление предлогов в других строфах.
- С помощью чего создаётся комический эффект данного стихотворения? (Предлоги со 2 строфы не связывают слова между собой, они служат как самостоятельные слова).
- Возможно ли задать смысловой вопрос к предлогам? Почему предлог относят к служебной части речи?
- Найдите в тексте фразеологизм, состоящий из предлогов. (От и до)
- Сделайте вывод о роли предлогов в речи.
V. Изучение новой темы.
Лингвистический эксперимент. Упражнение 262.
Чтение материала учебника, сравнение собственных выводов с определением в учебнике.
Теоретическое упражнение. Различение смысловых оттенков предлогов.
Упражнение 265. Изучение таблицы на с. 190 (Слайд №4)
VI. Закрепление.
Выполнение упр.266, 268, 270.
Практические упражнения. (Слайд №5)
Составьте и запишите словосочетания с предлогами со словом ЕЗДИТЬ, выражая значения времени (ездить через час), причины (ездить из-за болезни), места, направления (ездить по дороге), цели (ездить для покупок), времени (ездить в течение часа).
Составьте 4 словосочетания со словом УЧИТЬСЯ, обозначьте значение предлогов.
Задание: замените беспредложные словосочетания на словосочетания предлога с существительным, укажите оттенок значения предлога. Обозначьте главное и зависимое слово. (Слайд №6)
Образец: придорожный кустарник — кустарник у дороги (место).
Бескрайняя равнина, пришкольный участок, настольная лампа, предрассветное утро, подводные скалы, околоземная орбита, безвоздушное пространство, земляничное варенье, собачий корм, предпраздничный день, испуганный крик.
VII. Развитие лингвистической компетенции. Обращение к тексту о Ф.И. Буслаеве на с.191.
- Почему рассказ о Буслаеве включен в тему «Предлог»?
VIII. Подведение итогов. Выполнение задания (в кружке) после упр.270.
- Какую тему сегодня изучали? Что уже было известно? Что нового узнали? Как будете отличать предлоги от других частей речи?
IX.Рефлексия. (Слайд №7)
Интересным показалось …
Полезным было …..
Мне трудно было…..
Я понял….
Я справился с заданиями….
Я выполнил…
Меня удивило…
Я хочу похвалить себя за…
Что мне надо сделать, чтобы улучшить результат?
X. Домашнее задание: п. 28, дифференцированное домашнее задание: упражнение 263 или 266 (на выбор). (Слайд №8)