12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина342
Россия, Омская обл.
2

Конспект урока русского языка по теме «Предлог как часть речи»



Класс: 7

Учитель: Скворцова М.В.

Тип: - изучение нового материала.

Цель: знакомство с предлогом как служебной частью речи.

Задачи:

        - знать, что такое предлог как служебная часть речи;

- различать смысловые оттенки значений предлогов;

- развивать умения синонимической замены грамматических конструкций (беспредложные словосочетания на словосочетания существительных с предлогами).

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания; уметьотличать производные предлоги от других частей речи;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Педагогическая технология

Технология развития критического мышления

Методы и формы  обучения

Наблюдение над языком; частично-поисковый метод; анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Методическое обеспечение: учебник под ред. Е.А. Быстровой. М., 2013.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

II. Синтаксический разбор предложений:

1. Я уходил от знакомых, благодаря их за тёплый приём.

2. Благодаря помощи друга я справился с заданием.

- Определите, какой частью речи является слово «благодаря», назовите морфологические признаки, обоснуйте свой ответ.


III. Целеполагание.

Отгадайте загадку:

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы,

И в этом их главный секрет.

 

- О каких частях речи пойдет сегодня разговор?

- Отгадайте загадку, сформулируйте тему и цели урока.

 

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

IV. Подготовка к активной деятельности на уроке.

Работа с текстом. Чтение стихотворения М. Яснова (Слайд №3)

Сидел прохожий на скамье,

Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под — лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над, в листве,
Глядели на того, кто на, —
Верней на то, что в.
Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над,
Часть кинул под,

А остальное — в рот.

И каждый принялся жевать,

Верней, один — клевать.

Пришлось для этого ему

Слететь и прыгать у.

Так теплый, мягкий пирожок

Был съеден от и до,

А смятый маленький кулек

Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,

Другой полез из-под

И рядом с третьим побежал

За, перед —И вперед! (М.Яснов)

- Понравилось вам стихотворение? А что в нём показалось необычным? Попробуйте прочитать стихотворение без первой строфы. Понятен ли будет смысл? Почему?

- Выпишите предлоги из стихотворения. Из первой строфы выпишите слова, связанные между собой с помощью предлога (сидел на скамье, держал в руках, сидел над скамьёй, лежал под (скамьёй)). Проанализируйте употребление предлогов в других строфах.

- С помощью чего создаётся комический эффект данного стихотворения? (Предлоги со 2 строфы не связывают слова между собой, они служат как самостоятельные слова).

- Возможно ли задать смысловой вопрос к предлогам? Почему предлог относят к служебной части речи?

- Найдите в тексте фразеологизм, состоящий из предлогов. (От и до)

- Сделайте вывод о роли предлогов в речи.

V. Изучение новой темы.

Лингвистический эксперимент. Упражнение 262.

Чтение материала учебника, сравнение собственных выводов с определением в учебнике.

Теоретическое упражнение. Различение смысловых оттенков предлогов.

Упражнение 265. Изучение таблицы на с. 190 (Слайд №4)

VI. Закрепление.

Выполнение упр.266, 268, 270.

Практические упражнения. (Слайд №5)

Составьте и запишите словосочетания с предлогами со словом ЕЗДИТЬ, выражая значения времени (ездить через час), причины (ездить из-за болезни), места, направления (ездить по дороге), цели (ездить для покупок), времени (ездить в течение часа).

Составьте 4 словосочетания со словом УЧИТЬСЯ, обозначьте значение предлогов.

Задание: замените беспредложные словосочетания на словосочетания предлога с существительным, укажите оттенок значения предлога. Обозначьте главное и зависимое слово. (Слайд №6)

Образец: придорожный кустарник — кустарник у дороги (место).

Бескрайняя равнина, пришкольный участок, настольная лампа, предрассветное утро, подводные скалы, околоземная орбита, безвоздушное пространство, земляничное варенье, собачий корм, предпраздничный день, испуганный крик.

VII. Развитие лингвистической компетенции. Обращение к тексту о Ф.И. Буслаеве на с.191.

- Почему рассказ о Буслаеве включен в тему «Предлог»?

VIII. Подведение итогов. Выполнение задания (в кружке) после упр.270.

- Какую тему сегодня изучали? Что уже было известно? Что нового узнали? Как будете отличать предлоги от других частей речи?

IX.Рефлексия. (Слайд №7)

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

Меня удивило…

Я хочу похвалить себя за…

Что мне надо сделать, чтобы улучшить результат?

X. Домашнее задание: п. 28, дифференцированное домашнее задание: упражнение 263 или 266 (на выбор). (Слайд №8)

Предлог как часть речи
PPTX / 7.02 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.