Выступление «Межличностное взаимодействие учителя и ученика на уроке как ресурс мотивации к учебной деятельности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49
г. Шахты Ростовской области
Межличностное взаимодействие учителя и ученика на уроке как ресурс мотивации к учебной деятельности
Подготовила: Седунова Юлия Владимировна,
учитель английского языка
Родители часто жалуются: «Он не хочет учиться, что делать?», «Как дожить до конца учебного года?», «Пока мы не садимся за уроки, у нас нет проблем!», «Он не хочет ходить в школу!», «Наши вечера испорчены деланием уроков!», «Я неспособна его заставить учиться!», «Я не знаю, что с ним делать!», «Есть какие-то эффективные способы, как выжить, когда ребенок пошел в школу?», «Я устала учиться вместе с ним!»
Мы часто думаем: «Им ничего не интересно» «Как мотивировать ребенка к обучению?», «Мои требования не выполняются», «Они ничего не читают», «Родителям говорить бесполезно», «Им все равно, какие у них оценки!», «Он невнимателен, непослушен, к нему невозможно найти подход!»
Нам кажется, что дети хотят вырасти
- Ну все, ты уже большой. Малыш обратил к ней свою счастливую улыбку и ответил:
- А мне нравится быть маленьким!
Детей нужно приглашать становиться зрелыми. А стимулом к постоянному расширению понимания окружающей действительности должны быть чувства. Иначе вместо интереса новая информация может вызвать отвращение.
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ДЕТЕЙ ИДЕАЛАМИ ЗРЕЛОСТИ, ТО ЕСТЬ УМЕНИЕМ УЧИТЫВАТЬ В СВОИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О РЕАЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕЙ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ.
Не вынуждайте детей совершать слишком длинных прыжков. Ведите их шаг за шагом к более полному и точному пониманию вещей. Слушайте фантазии первоклассников, участвуйте в них. Детские фантазии, которые нередко кажутся взрослым столь глупыми, на самом деле очень важны для здоровья и развития ребёнка.
Истинная мотивация человеческого поведения, подоплека всего, что делают люди, довольно проста: они хотят избежать боли, а вместо нее, по возможности, испытать радость.
МОТИВАЦИЯ ПОВЫШАЕТСЯ ЕСЛИ
- ребенок получает удовольствие от процесса пребывания в школе;
- учитель радуется его приходу;
- есть ощущение, что его здесь ждут;
- учитель его принимает;
- ребенок находится в безопасности.
ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: - наполнить традиционные дисциплины примерами в соответствии с истинными потребностями и интересами обучающихся.
Правильная похвала как способ повышения мотивации.
СИТУАЦИИ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ. «ОБЫЧНАЯ ПОХВАЛА».
К вам на обед заявляется нежданный гость. Вы готовите куриный суп-пюре из пакетика, добавляете туда остатки остававшейся у вас курицы и подаете вместе с рисом быстрого приготовления. Ваш гость говорит: - Ты отличный повар! Ваша внутренняя реакция:___________________
ПОХВАЛА-ОЦЕНКА
Похвала-оценка: «Это чудесно. Ты написал хорошее стихотворение!» Мысли ребенка: «Действительно ли она так думает?»
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПОХВАЛА «Я очень тронута твоим стихотворением про орла. Мне особенно нравится строчка: «Он бьет гигантскими крыльями…» Мысли ребенка: «Я могу писать хорошие стихи! Завтра еще одно напишу!»
СИТУАЦИЯ 1 Ваши ученики играют в спектакле. После представления, девочка, игравшая роль королевы или ведьмы (выберите сами) подбегает к вам и спрашивает: «Ну как я сыграла?» Обычная похвала:_________________ Похвала, описывающая, что вы видите или чувствуете_____________ Что девочка может сказать себе? _______________________________
СИТУАЦИЯ 2 Вы заметили, что один из ваших учеников стал лучше учиться. На листочках с сочинением он стал делать поля. Он учит словарные слова. Обычная похвала______________________ Похвала, описывающая, что вы видите и чувствуете__________________ Что ученик может сказать себе?
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОХВАЛЫ
Убедитесь, что повала соответствует возрасту ребенка и его способностям. Если вы с подростком будете говорить, как с маленьким, он воспримет это как оскорбление.
ИЗБЕГАЙТЕ ПОХВАЛЫ, КОТОРАЯ НАМЕКАЕТ НА СЛАБОСТИ И НЕУДАЧИ В ПРОШЛОМ.
«Ну наконец-то ты выучил стихотворение!»
«Не думала, что ты напишешь эту работу, но ты написала!»
Правильно: «Я знаю, что ты немало потрудилась, чтобы написать эту работу!».
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ЯРЛЫКОВ Повышению мотивации к обучению может способствовать освобождение детей от ролей или избавление от ярлыков. Если на ребенка повесили ярлык «неспособный ученик», он может начать себя чувствовать именно так. Если вы считаете ребенка непослушным, то, скорее всего он начнет вам показывать, каким непослушным он может быть. Нужно во что бы то ни стало избегать навешивания ярлыков.
ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ УЧЕНИКА ОТ РАЗЫГРЫВАНИЯ РОЛИ:
- ищите возможность показать ребенку его новый образ;
- поставьте ребенка в ситуацию, в которой он иначе взглянет на себя;
- пусть ребенок нечаянно услышит, как вы говорите о нем что-то положительное.
Каждый должен делать лучшее, на что он способен. И в то же время помощь учителя такому «трудному» ребенку должна заключаться в первую очередь в том, чтобы учитель понял и согласился, что поведение ребенка в различных ситуациях естественно для него, каким бы неестественным оно ни казалось окружающим.
НАША ЗАДАЧА - помочь людям не утратить способность воспринимать жизнь во всей ее полноте после долгих лет, потраченных на школьное образование. А целью школьного образования должна стать подготовка к учебному процессу, который продолжается всю жизнь.
Межличностное взаимодействие учителя и ученика на уроке АЯ как ресурс мотивации к учебной деятельности
Развивающий аспект направлен на достижение личностных и метапредметных результатов освоения образовательной дисциплины «Иностранный язык». Содержание развивающего аспекта включает в себя: 1. Дальнейшее формирование положительного отношения к учебному предмету и более устойчивой мотивации к изучению иностранного языка. У обучающихся развиваются три вида мотивации: познавательная, ситуативно-коммуникативная и мотивация успеха. Для развития познавательной мотивации предусмотрены такие средства, как стратегия «культура через язык, язык через культуру», в рамках которой ученик не просто знакомится с фактом культуры, а глубже познаёт его, осознаёт своё отношение к нему, встраивает в систему собственных ценностей; полиаспектные упражнения, в которых реализуются все четыре аспекта иноязычной культуры; экспозиции к упражнениям, позволяющие мотивировать учащихся к выполнению задания; лингвострановедческий справочник, дающий возможность развивать у учащихся УУД, необходимые для работы со справочной литературой; дополнительные материалы для развития познавательного интереса, представленные на сайте интернет-поддержки к линии УМК «Английский язык» (2—11 классы) (www.prosv.ru / umk / we). Средствами развития ситуативно-коммуникативной мотивации служат: условно-речевые упражнения, моделирующие процесс реального общения; личностная индивидуализация, обеспечивающая мотивацию посредством учёта свойств личности учащихся, «питающих» их речевую деятельность (контекст деятельности, личный опыт, сферы желаний, интересов и способностей (сферы ЖИС), эмоциональночувственная сфера, мировоззрение, статус личности) и др. Для развития мотивации успеха используются такие средства, как дозированная подача коммуникативно ценного речевого материала и организация доступного темпа его усвоения всеми учащимися класса; повторяемость речевого материала, когда многократное повторение какого-либо речевого действия ведёт к автоматизированности и, как следствие, к лёгкости его выполнения при соблюдении принципа новизны; посильные задания, содержащие учебный материал, который вполне доступен учащимся по сложности и в то же время интересен по содержанию. Для компенсации недостаточно хорошо развитых способностей и низкого уровня обученности в УМК «Английский язык» используются следующие средства: комплексный подход к овладению речевым материалом, позволяющий компенсировать недостающие способности благодаря работе всех анализаторов; различные виды опор (логико-синтаксические схемы, грамматические схемы (таблицы), лексические таблицы, иллюстративная наглядность и т. д.); альтернативные варианты выполнения упражнений, необходимость в которых возникает, когда упражнение из учебника приходится использовать в классе с учениками разного уровня обученности и с разными способностями; правило отсроченного результата, которое допускает индивидуальные сроки овладения материалом учащимися с разными способностями; дополнительные упражнения и задания повышенной сложности, необходимость в которых возникает чаще всего в двух случаях: ученикам со слабыми способностями и низким уровнем обученности они нужны для того, чтобы усвоить программный материал, сильным учащимся — для того, чтобы не терять время, когда учитель работает с менее подготовленными учениками; итоговые творческие проектные задания, которые предоставляют возможность каждому ученику, даже самому слабому в языковом отношении и менее активному в психологическом плане, участвовать самостоятельно или совместно с другими учащимися в работе по выполнению проекта, продемонстрировать свои успехи и проявить свою фантазию, творчество, активность и самостоятельность.
4