Межпредметный логопедический проект «Играю, пою, говорю»

2
0
Материал опубликован 16 October 2021

Методологический паспорт проекта

«Играю, пою, говорю!»

Тип проекта: практико-ориентированный, творческий.

По содержанию: ребенок, семья, школа.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения:  долгосрочное

По характеру контактов: в рамках ОУ.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – учитель-логопед Шляхтина Н. Б.

Участники  - учителя трудового обучения, педагог дополнительного образования, родители, учащиеся с ТМНР (1, 2 классы), учащиеся 7,8, 9 класса.

Сроки реализации проекта: с сентября 2019 г. по май 2020 г. (9 месяцев)

Цель проекта:

  •  Освоения педагогами метода проектирования – метода организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление школьников.
  • Получение новых знаний школьниками, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
  • Создать благоприятные, разномодальные условия для уточнения  гласных звуков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.
  • Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в логокоррекционной работе.

Задачи:

1. Закреплять знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие гласный звук, умение правильно их произносить.

2. Продолжать знакомить с символами, которые обозначают гласные звуки.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение.

4. Закрепить зрительные образы гласных букв.

5. Развивать чувство ритма, умение воспроизводить простой ритмический рисунок.

6. Развивать фонематический слух и речевое дыхание.

7.Развивать коммуникативные способности детей.

       8. Закрепить практические навыки шитья у учащихся при изготовлении кукол би-ба-бо, умение планировать и реализовывать

       9.Корректировать и развивать тактильное восприятие, зрительно-двигательную координацию

10. Развивать творческие способности детей, путем рисования, лепки, аппликации.

11.  Формировать интерес к игрушкам и игре, учить игровым действиям;

12. Вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений;

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление школьников.

Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Краткая аннотация к проекту.

В последнее время в первые классы коррекционной школы все чаще стали поступать неговорящие дети, с заключением «системное недоразвитие речи тяжелой степени». Речь детей характеризуется практически полным отсутствием звуков  и звукоподражаний. Серьёзное органическое поражение речевых зон головного мозга, наряду с диффузными нарушениями коры больших полушарий, делают невозможным возникновение вербальных средств общения. Нередко эти нарушения отягощены сопутствующими заболеваниями такими как: ранний детский аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич и другие психические расстройства.

Уровень активной речи, который может быть у безречевых детей – это вокализации, звукоподражания, звукокомплексы, эмоциональные восклицания, отдельные нечетко произносимые обиходные слова. У неговорящих детей, как правило, еще  нет потребности подражать  слову взрослого. Уровень понимания речи может быть различным: от самого низкого, при котором ребенок  с трудом  понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов.

         Учащиеся начальных классов характеризуются низкой учебной мотивацией, отсутствием потребности к речевому подражанию, несформированностью базовых учебных действий (не сидят за партой, характерно «полевое» поведение, невнимательны). Всё это подталкивает к поиску новых методов и приемов работы с данной категорией детей. Идея проекта «Играю, пою, говорю!» заключается в создании новых пособий, наглядности, дидактических пособий для активизации речи у неговорящих детей. Содержание проекта, пособия и игры направлены на вызывание у учащихся гласных звуков. Большую роль в работе логопеда имеют наглядные приемы работы среди них такие как: показ предмета, движения, игрушки, картинки; показ с называнием; приемы работы с техническими средствами обучения (презентации, флеш-игры, видео-, аудиозаписи).

       Данный проект подразумевает использование межпредметных связей в рамках школы, использование продуктов деятельности старших школьников, которые изготовлены на уроках трудового обучения. Группа учителей трудового и дополнительного обучения совместно с учителем-логопедом разработала макеты пособий и игрушек с коррекционно-логопедической направленностью. При выполнении данных продуктов деятельности каждый специалист решает свои образовательные задачи в рамках своих уроков.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. Для неговорящих детей характерно нарушение не только согласных звуков, но и гласных. Некоторые дети не произносят звуки совсем. Работа над звукопроизношением начинается со звуков раннего онтогенеза (гласные звуки, звуки Д, М, П, Н, В и др.). Гвоздев А.Н. выделяет следующую последовательность усвоения звуковой стороны речи:

а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез—значит индивидуальное развитие организма ребенка): гласные [а], [о], [у], [и];

б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный [ы].

        В школьной программе ГБОУ АО «СКОШ» по русскому языку, выделяется следующая последовательность изучения гласных звуков: А, У, О, Ы, Э, И. Содержание данного проекта учитывает данную последовательность звуков.

Условия: игровая, практическая, информационная деятельность.

Проект «Играю, пою, говорю!» построен и реализуется в урочное и внеурочное время.

        

План реализации проекта


Этапы

Виды работ

Сроки

1.

Организационный

  1. Составление плана работы.
  2. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
  3. Проведение первичной диагностики детей, для уточнения целей и задач.
  4. Подготовка оборудования и материалов для изготовления пособий.

Сентябрь 2019





2

 

Практический

(реализация перечисленных видов деятельности)

  1. Изготовление пособий: кукол би-ба-бо, деревянных подставок для кукол, изделий в технике мукосольки «Звуковички», рабочих тетрадей для логопедических занятий с неговорящими детьми «Играем, поем, говорим!»
  2. Проведение консультаций и мастер-классов для родителей.
  3. Проведение тематических уроков, открытых уроков в рамках недели логопедии и в рамках недель по обмену опытом между учителями школы.
  4. Проведение тематических выставок с поделками и рисунками учащихся.

Октябрь 2019 –

Апрель 2020 г.

3

 

Заключительный (обобщающий)

  1. Вторичная диагностика.
  2. Анализ результатов работы.
  3. Оформление  проекта и отчет по реализации проекта.

Май 2020




Содержание работы в рамках проекта.


Месяц

Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Учитель-логопед

Учитель трудового обучения

Учитель дополнительного обучения

Сентябрь, октябрь

1

Звук А.

Презентация проекта

Урок-игра

Урок-сказка

Консультация

Творческая мастерская

12

4

4

Октябрь, ноябрь

2

Звук У

Урок-игра

Занятие с элементами логоритмики

Семинар-практикум

Конкурсы

Игры

Творческая мастерская

11

4

5

Ноябрь

3

Звук О

Урок-игра

Занятие с элементами логоритмики

Консультация

11

4

3

Декабрь

4

Звук Ы

Урок-игра

Консультация

Творческая мастерская

11

4

4

Январь, февраль

5

Звук Э

Урок-игра.

Занятие с элементами логоритмики.

Открытый урок.

Консультация.

Творческая мастерская.

11

4

7

Март, апрель




6

Звук И

Урок-игра.

Занятие с элементами логоритмики

Логопедический праздник.

Семинар-практикум.

Творческая мастерская.

9,5

4

7

Май

7


Анализирование

Фотоотчет

Анкетирование

Диагностика

3


4





План работы учителя-логопеда.

Месяц

Мероприятие

Кол-во часов

Участники

Вид работы

Сентябрь

Презентация проекта «Играю, пою, говорю»

1

Учителя начальных классов

внеурочная


Урок-сказка «Песенка для Ани»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Урок-игра «Играю и пою. Звук А».

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Интегрированный урок с элементами песочной терапии «Чудеса в песочнице».

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Консультация для учителей «Карточки-символы в работе с гласными буквами и звуками»

1

Учителя начальных классов

Внеурочная,

консультативная


Творческая мастерская: Раскрашивание картинок на звук А, выкладывание буквы из пуговиц.

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная

Октябрь

Урок-сказка «Песенка для Ули»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Консультация для родителей

«Значение гласных звуков для развития силы голоса и речевого дыхания»

1-2

Родители

Внеурочная,

консультативная


Занятие с элементами логоритмики «Играю и пою. Звук У»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Занятие с элементами лепки и рисования «Сказка о звуках и буквах А, У»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Творческая мастерская: Изготовление аппликации «Пароход», выкладывание буквы У из фасоли.

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная

Ноябрь

Урок-сказка «Песенка для Оли»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Консультация для родителей

«Создание игровой обучающей среды в домашних условиях»

1-2

Родители

Внеурочная,

консультативная


Занятие с элементами логоритмики «Играю и пою. Звук У»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Урок- игра «Весёлая история о звуках и буквах А, У, О»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Творческая мастерская: лепка из пластилина «Овощи для Оли», выкладывание на бумаге буквы О из пластилина»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная

Декабрь

Урок-сказка «Песенка дяди Миши» (звук Ы)

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Консультация

«Визуальный ряд. Его значение для развития мышления и речи у безречевых детей»

1-2

Родители

Внеурочная,

консультативная


Занятие с элементами логоритмики «Играю и пою. Звук Ы»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Интегрированный урок с элементами песочной терапии «Занимательный песок»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Творческая мастерская: раскрашивание картинок со звуком Ы, рисование буквы на мокром песке (на манке).

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная

Январь, февраль.

Урок-сказка «Песенка для Эли»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Консультация для учителей «Логопедические пятиминутки»

1

Учителя начальных классов

Внеурочная,

консультативная


Сотворчество детей и родителей, в рамках недели логопедии, «Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!»


Ученики начального звена, родители.

внеурочная


Занятие с элементами логоритмики «Играю и пою. Звук Э»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Открытое занятие для учителей-логопедов школ г.Новодвинска «День рождение буквы Э» ( в рамках недели логопедии)

1

Ученики 1 кл.

урочная


Урок «День рождение буквы Э»

1,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Творческая мастерская: выкладываем букву Э из пуговиц, украсим букву Э (аппликация).

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная

Март, апрель

Урок-сказка «Песенка для Иды»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Занятие с элементами логоритмики «Играю и пою. Звук И»

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Семинар-практикум ««Играем – фонематический слух развиваем».

1-2

Родители

Внеурочная,

консультативная


Логопедический праздник «В гостях у гласных букв»

1

Ученики 1, 2 кл.

урочная


Творческая мастерская: рисование ладошками «Веселые индюшки», выкладывание буквы И из крупы (греча, рис, перловка)

2,5

Ученики 1, 2 кл.

урочная

Май

Анкетирование родителей

1

Родители

внеурочная


Диагностика развития речи


Учитель-логопед

урочная


Анализ эффективности работы логопедического проекта

1

Учитель-логопед

внеурочная


Фотоотчет о проделанной работе.

1

Учитель-логопед

внеурочная





План работы

педагога дополнительного образования

Месяц

Мероприятие

Кол-во часов

Участники

Вид работы

Сентябрь

Вводное занятие.Выполнение изделий в технике мукосольки «Звуковички», для логопедических занятий с неговорящими детьми в рамках проекта «Играю, пою, говорю!». Материалы, инструменты

1

Ученики 7б-8б-9б,

 9кл.

урочная,внеурочная


Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки - звук А.

2

Ученики 7б-8б-9б,

 9кл.

урочная, внеурочная


Раскрашивание «Звуковичка»  - звук А.

1

Ученики 9 кл.

внеурочная

Октябрь

Подготовка рисунков «Звуковички» - звук А,Звук У.

2

Ученики 7б-8б-9б,

9кл.

урочная, внеурочная


Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки- Звук У.

2

Ученики 7б-8б-9б, 9кл.

урочная, внеурочная


Раскрашивание «Звуковичка»  - звук А.

1

Ученики 9кл.

внеурочная

Ноябрь

Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки -Звук О

1

Ученики 7б-8б-9б,

9кл.

урочная, внеурочная


Раскрашивание «Звуковичка»  -Звук О.

1

Ученики 9 кл.

внеурочная


Лепка в технике мукосолька –

Звук А,Звук У,Звук О.

1

Ученики 7б-8б-9бкл.

урочная

Декабрь

Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки- Звук Ы.

2

Ученики 7б-8б-9б,

9кл.

урочная, внеурочная


Раскрашивание «Звуковичка»  - Звук Ы.

1

Ученики 9кл.

внеурочная


Создание песочной анимации «Звуковички» - Звук А, Звук У, Звук О,Звук Ы.

1

Ученики 7б-8б-9б,

9 кл.

урочная, внеурочная

Январь

Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки- Звук Э.

2

Ученики 7б-8б-9б,

9кл.

урочная, внеурочная


Раскрашивание «Звуковичка»  - Звук Э.

1

Ученики 7б-8б-9б,

9кл.

урочная, внеурочная

Февраль

Лепка из пластической массы –

- Звук А, Звук У, Звук О, Звук Ы,Звук Э.

2

Ученики 7б-8б-9б,

 9кл.

урочная, внеурочная


Подготовка рисунков «Звуковички» -Звук О, Звук Ы, Звук Э.

2

Ученики 7б-8б-9б,

9кл.

урочная, внеурочная

Март

Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки - Звук И.

2

Ученики 7б-8б-9б,

 9кл.

урочная, внеурочная


Раскрашивание «Звуковичка»  - Звук И.

1

Ученики 9кл.

внеурочная

Апрель

Выполнение звуков - Звук А, Звук У, Звук О, Звук Ы, Звук Э, Звук И в технике «Модульная аппликация из древесины».

3

Ученики 7б-8б-9б, 

9кл.

урочная, внеурочная


Подготовка рисунков «Звуковички» - Звук И.

1

Ученики 7б-8б-9б, 

9 кл.

урочная, внеурочная

Май

Организация выставки

2

Ученики 7б-8б-9б, 

9 кл.

внеурочная


Фотоотчет о проделанной работе.

2

Педагог дополнительного образования

внеурочная





План работы учителя трудового обучения.

Месяц

Мероприятие

Кол-во часов

Участники

Вид работы

Сентябрь

Презентация проекта «Играю, пою, говорю»

Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук А»

1


3

Учитель-логопед, учитель трудового обучения, ученицы 9а класса

ученицы 9а класса, учитель трудового обучения

внеурочная


урочная

Октябрь

Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук У»

4

ученицы 9а класса, учитель трудового обучения

урочная

Ноябрь

Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук О»

4

ученицы 9а класса, учитель трудового обучения

урочная

Декабрь

Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук Ы»

4

ученицы 9а класса, учитель трудового обучения

урочная

Февраль

Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук Э»

4

ученицы 9а класса, учитель трудового обучения

урочная

Март

Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук И»

4

ученицы 9а класса, учитель трудового обучения

урочная





Планируемые результаты.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях ОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности педагогического коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета логопеда ОУ:

- Создание картотеки заданий и игр для изучения и вызывания гласных звуков.

-Создание рабочей логопедической тетради для безречевых детей «Играю, пою, говорю!»

- Изготовление кукол бибабо на гласные звуки (А, О, У, Ы, Э, И)

- Изготовление куклы для демонстрации артикуляционных укладов,

- Изготовление деревянных подставок для кукол бибабо,

- Изготовление из соленого текста раздаточного материала «Звуковички»

  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования.
  • Увеличение доли говорящих  детей в начальном звене ОУ.
  • Повышение интереса к логопедическим занятиям у школьников.
  • Развитие творческих способностей и совершенствование учебных навыков у учащихся 9 классов,
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

 Возможности дальнейшего развития проекта:

  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня

Мониторинг достижений планируемых результатов логопедической работы.

2019-2020 гг.

Условные единицы:

- не выполняет задания (-)

- выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)

- выполняет задание с частичной физической помощью педагога (п)

- выполняет задание по последовательной инструкции (и)

- выполняет задание по образцу (подражанию) (0)

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)

№ п/п

Направление коррекционно-логопедической работы

Период

середина года

конец года

 

Формирование психологической базы речи, высших психических функций: внимание, восприятие, память, воображение, мышление

 

 

 

Развитие плавного выдоха и ритма речи

 

 

 

Развитие мелкой моторики

 

 

 

Развитие артикуляционной моторики

 

 

 

Развитие фонематического слуха и восприятия

 

 

 

Формирование сенсорных эталонов

 

 

 

Формирование пространственной ориентировки

 

 

 

Возникновение потребности в общении

 

 

 

Возникновение речевой активности и использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни

 

 

 

Понимание обращенной речи (импрессивная речь)

 

 

 

Создание предпосылок к развитию самостоятельной устной речи умения употреблять в ходе общения слоги, простые слова, звукоподражания) –экспрессивная речь

 

 

 

Развитие познавательной активности

 

 

 

Развитие умения соотносить предметы и действия с их словесным обозначением

 

 

 

Формирование звуковой культуры речи

 

 

 

Умение понимать и выполнять простейшие инструкции

 

 

 

Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму(узнавание (различение) образов графем (букв), графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов)).

 

 

 

Формирование начальных навыков чтения и письма (называние буквы, чтение простого (гласного) слога, написание буквы)

 

 

Учитель –логопед _________



Список литературы.

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005

2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

3.  Датешидзе  Т.А.   Альбом по звукопроизношению. – СПб.: Речь, 2004. – 128с.

4. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.

6. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998

7. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000..

 «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.Школьная Пресса 2002.

9. Логопедические тетради на звуки. – Киров.: ИП. Бурдина С.В.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.