Межпредметный логопедический проект «Играю, пою, говорю»
Методологический паспорт проекта
«Играю, пою, говорю!»
Тип проекта: практико-ориентированный, творческий.
По содержанию: ребенок, семья, школа.
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: долгосрочное
По характеру контактов: в рамках ОУ.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – учитель-логопед Шляхтина Н. Б.
Участники - учителя трудового обучения, педагог дополнительного образования, родители, учащиеся с ТМНР (1, 2 классы), учащиеся 7,8, 9 класса.
Сроки реализации проекта: с сентября 2019 г. по май 2020 г. (9 месяцев)
Цель проекта:
- Освоения педагогами метода проектирования – метода организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление школьников.
- Получение новых знаний школьниками, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
- Создать благоприятные, разномодальные условия для уточнения гласных звуков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.
- Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в логокоррекционной работе.
Задачи:
1. Закреплять знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие гласный звук, умение правильно их произносить.
2. Продолжать знакомить с символами, которые обозначают гласные звуки.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение.
4. Закрепить зрительные образы гласных букв.
5. Развивать чувство ритма, умение воспроизводить простой ритмический рисунок.
6. Развивать фонематический слух и речевое дыхание.
7.Развивать коммуникативные способности детей.
8. Закрепить практические навыки шитья у учащихся при изготовлении кукол би-ба-бо, умение планировать и реализовывать
9.Корректировать и развивать тактильное восприятие, зрительно-двигательную координацию
10. Развивать творческие способности детей, путем рисования, лепки, аппликации.
11. Формировать интерес к игрушкам и игре, учить игровым действиям;
12. Вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений;
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление школьников.
Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Краткая аннотация к проекту.
В последнее время в первые классы коррекционной школы все чаще стали поступать неговорящие дети, с заключением «системное недоразвитие речи тяжелой степени». Речь детей характеризуется практически полным отсутствием звуков и звукоподражаний. Серьёзное органическое поражение речевых зон головного мозга, наряду с диффузными нарушениями коры больших полушарий, делают невозможным возникновение вербальных средств общения. Нередко эти нарушения отягощены сопутствующими заболеваниями такими как: ранний детский аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич и другие психические расстройства.
Уровень активной речи, который может быть у безречевых детей – это вокализации, звукоподражания, звукокомплексы, эмоциональные восклицания, отдельные нечетко произносимые обиходные слова. У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого. Уровень понимания речи может быть различным: от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов.
Учащиеся начальных классов характеризуются низкой учебной мотивацией, отсутствием потребности к речевому подражанию, несформированностью базовых учебных действий (не сидят за партой, характерно «полевое» поведение, невнимательны). Всё это подталкивает к поиску новых методов и приемов работы с данной категорией детей. Идея проекта «Играю, пою, говорю!» заключается в создании новых пособий, наглядности, дидактических пособий для активизации речи у неговорящих детей. Содержание проекта, пособия и игры направлены на вызывание у учащихся гласных звуков. Большую роль в работе логопеда имеют наглядные приемы работы среди них такие как: показ предмета, движения, игрушки, картинки; показ с называнием; приемы работы с техническими средствами обучения (презентации, флеш-игры, видео-, аудиозаписи).
Данный проект подразумевает использование межпредметных связей в рамках школы, использование продуктов деятельности старших школьников, которые изготовлены на уроках трудового обучения. Группа учителей трудового и дополнительного обучения совместно с учителем-логопедом разработала макеты пособий и игрушек с коррекционно-логопедической направленностью. При выполнении данных продуктов деятельности каждый специалист решает свои образовательные задачи в рамках своих уроков.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. Для неговорящих детей характерно нарушение не только согласных звуков, но и гласных. Некоторые дети не произносят звуки совсем. Работа над звукопроизношением начинается со звуков раннего онтогенеза (гласные звуки, звуки Д, М, П, Н, В и др.). Гвоздев А.Н. выделяет следующую последовательность усвоения звуковой стороны речи:
а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез—значит индивидуальное развитие организма ребенка): гласные [а], [о], [у], [и];
б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный [ы].
В школьной программе ГБОУ АО «СКОШ» по русскому языку, выделяется следующая последовательность изучения гласных звуков: А, У, О, Ы, Э, И. Содержание данного проекта учитывает данную последовательность звуков.
Условия: игровая, практическая, информационная деятельность.
Проект «Играю, пою, говорю!» построен и реализуется в урочное и внеурочное время.
План реализации проекта
№ | Этапы | Виды работ | Сроки |
1. | Организационный |
| Сентябрь 2019 |
2
| Практический (реализация перечисленных видов деятельности) |
| Октябрь 2019 – Апрель 2020 г. |
3
| Заключительный (обобщающий) |
| Май 2020 |
Содержание работы в рамках проекта.
Месяц | № | Тема | Форма занятия | Кол-во часов | ||
Учитель-логопед | Учитель трудового обучения | Учитель дополнительного обучения | ||||
Сентябрь, октябрь | 1 | Звук А. | Презентация проекта Урок-игра Урок-сказка Консультация Творческая мастерская | 12 | 4 | 4 |
Октябрь, ноябрь | 2 | Звук У | Урок-игра Занятие с элементами логоритмики Семинар-практикум Конкурсы Игры Творческая мастерская | 11 | 4 | 5 |
Ноябрь | 3 | Звук О | Урок-игра Занятие с элементами логоритмики Консультация | 11 | 4 | 3 |
Декабрь | 4 | Звук Ы | Урок-игра Консультация Творческая мастерская | 11 | 4 | 4 |
Январь, февраль | 5 | Звук Э | Урок-игра. Занятие с элементами логоритмики. Открытый урок. Консультация. Творческая мастерская. | 11 | 4 | 7 |
Март, апрель | 6 | Звук И | Урок-игра. Занятие с элементами логоритмики Логопедический праздник. Семинар-практикум. Творческая мастерская. | 9,5 | 4 | 7 |
Май | 7 | Анализирование Фотоотчет Анкетирование Диагностика | 3 | 4 |
План работы учителя-логопеда.
Месяц | Мероприятие | Кол-во часов | Участники | Вид работы |
Сентябрь | Презентация проекта «Играю, пою, говорю» | 1 | Учителя начальных классов | внеурочная |
Урок-сказка «Песенка для Ани» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Урок-игра «Играю и пою. Звук А». | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Интегрированный урок с элементами песочной терапии «Чудеса в песочнице». | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Консультация для учителей «Карточки-символы в работе с гласными буквами и звуками» | 1 | Учителя начальных классов | Внеурочная, консультативная | |
Творческая мастерская: Раскрашивание картинок на звук А, выкладывание буквы из пуговиц. | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Октябрь | Урок-сказка «Песенка для Ули» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная |
Консультация для родителей «Значение гласных звуков для развития силы голоса и речевого дыхания» | 1-2 | Родители | Внеурочная, консультативная | |
Занятие с элементами логоритмики «Играю и пою. Звук У» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Занятие с элементами лепки и рисования «Сказка о звуках и буквах А, У» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Творческая мастерская: Изготовление аппликации «Пароход», выкладывание буквы У из фасоли. | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Ноябрь | Урок-сказка «Песенка для Оли» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная |
Консультация для родителей «Создание игровой обучающей среды в домашних условиях» | 1-2 | Родители | Внеурочная, консультативная | |
Занятие с элементами логоритмики «Играю и пою. Звук У» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Урок- игра «Весёлая история о звуках и буквах А, У, О» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Творческая мастерская: лепка из пластилина «Овощи для Оли», выкладывание на бумаге буквы О из пластилина» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Декабрь | Урок-сказка «Песенка дяди Миши» (звук Ы) | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная |
Консультация «Визуальный ряд. Его значение для развития мышления и речи у безречевых детей» | 1-2 | Родители | Внеурочная, консультативная | |
Занятие с элементами логоритмики «Играю и пою. Звук Ы» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Интегрированный урок с элементами песочной терапии «Занимательный песок» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Творческая мастерская: раскрашивание картинок со звуком Ы, рисование буквы на мокром песке (на манке). | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Январь, февраль. | Урок-сказка «Песенка для Эли» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная |
Консультация для учителей «Логопедические пятиминутки» | 1 | Учителя начальных классов | Внеурочная, консультативная | |
Сотворчество детей и родителей, в рамках недели логопедии, «Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!» | Ученики начального звена, родители. | внеурочная | ||
Занятие с элементами логоритмики «Играю и пою. Звук Э» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Открытое занятие для учителей-логопедов школ г.Новодвинска «День рождение буквы Э» ( в рамках недели логопедии) | 1 | Ученики 1 кл. | урочная | |
Урок «День рождение буквы Э» | 1,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Творческая мастерская: выкладываем букву Э из пуговиц, украсим букву Э (аппликация). | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Март, апрель | Урок-сказка «Песенка для Иды» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная |
Занятие с элементами логоритмики «Играю и пою. Звук И» | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Семинар-практикум ««Играем – фонематический слух развиваем». | 1-2 | Родители | Внеурочная, консультативная | |
Логопедический праздник «В гостях у гласных букв» | 1 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Творческая мастерская: рисование ладошками «Веселые индюшки», выкладывание буквы И из крупы (греча, рис, перловка) | 2,5 | Ученики 1, 2 кл. | урочная | |
Май | Анкетирование родителей | 1 | Родители | внеурочная |
Диагностика развития речи | Учитель-логопед | урочная | ||
Анализ эффективности работы логопедического проекта | 1 | Учитель-логопед | внеурочная | |
Фотоотчет о проделанной работе. | 1 | Учитель-логопед | внеурочная |
План работы
педагога дополнительного образования
Месяц | Мероприятие | Кол-во часов | Участники | Вид работы |
Сентябрь | Вводное занятие.Выполнение изделий в технике мукосольки «Звуковички», для логопедических занятий с неговорящими детьми в рамках проекта «Играю, пою, говорю!». Материалы, инструменты | 1 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная,внеурочная |
Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки - звук А. | 2 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная, внеурочная | |
Раскрашивание «Звуковичка» - звук А. | 1 | Ученики 9 кл. | внеурочная | |
Октябрь | Подготовка рисунков «Звуковички» - звук А,Звук У. | 2 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная, внеурочная |
Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки- Звук У. | 2 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная, внеурочная | |
Раскрашивание «Звуковичка» - звук А. | 1 | Ученики 9кл. | внеурочная | |
Ноябрь | Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки -Звук О | 1 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная, внеурочная |
Раскрашивание «Звуковичка» -Звук О. | 1 | Ученики 9 кл. | внеурочная | |
Лепка в технике мукосолька – Звук А,Звук У,Звук О. | 1 | Ученики 7б-8б-9бкл. | урочная | |
Декабрь | Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки- Звук Ы. | 2 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная, внеурочная |
Раскрашивание «Звуковичка» - Звук Ы. | 1 | Ученики 9кл. | внеурочная | |
Создание песочной анимации «Звуковички» - Звук А, Звук У, Звук О,Звук Ы. | 1 | Ученики 7б-8б-9б, 9 кл. | урочная, внеурочная | |
Январь | Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки- Звук Э. | 2 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная, внеурочная |
Раскрашивание «Звуковичка» - Звук Э. | 1 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная, внеурочная | |
Февраль | Лепка из пластической массы – - Звук А, Звук У, Звук О, Звук Ы,Звук Э. | 2 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная, внеурочная |
Подготовка рисунков «Звуковички» -Звук О, Звук Ы, Звук Э. | 2 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная, внеурочная | |
Март | Выполнение «Звуковичка» в технике мукосольки - Звук И. | 2 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная, внеурочная |
Раскрашивание «Звуковичка» - Звук И. | 1 | Ученики 9кл. | внеурочная | |
Апрель | Выполнение звуков - Звук А, Звук У, Звук О, Звук Ы, Звук Э, Звук И в технике «Модульная аппликация из древесины». | 3 | Ученики 7б-8б-9б, 9кл. | урочная, внеурочная |
Подготовка рисунков «Звуковички» - Звук И. | 1 | Ученики 7б-8б-9б, 9 кл. | урочная, внеурочная | |
Май | Организация выставки | 2 | Ученики 7б-8б-9б, 9 кл. | внеурочная |
Фотоотчет о проделанной работе. | 2 | Педагог дополнительного образования | внеурочная |
План работы учителя трудового обучения.
Месяц | Мероприятие | Кол-во часов | Участники | Вид работы |
Сентябрь | Презентация проекта «Играю, пою, говорю» Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук А» | 1 3 | Учитель-логопед, учитель трудового обучения, ученицы 9а класса ученицы 9а класса, учитель трудового обучения | внеурочная урочная |
Октябрь | Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук У» | 4 | ученицы 9а класса, учитель трудового обучения | урочная |
Ноябрь | Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук О» | 4 | ученицы 9а класса, учитель трудового обучения | урочная |
Декабрь | Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук Ы» | 4 | ученицы 9а класса, учитель трудового обучения | урочная |
Февраль | Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук Э» | 4 | ученицы 9а класса, учитель трудового обучения | урочная |
Март | Творческая мастерская «Пошив куклы-рукавички би-ба-бо. Звук И» | 4 | ученицы 9а класса, учитель трудового обучения | урочная |
Планируемые результаты.
Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях ОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
Качественные
- Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности педагогического коллектива).
- Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета логопеда ОУ:
- Создание картотеки заданий и игр для изучения и вызывания гласных звуков.
-Создание рабочей логопедической тетради для безречевых детей «Играю, пою, говорю!»
- Изготовление кукол бибабо на гласные звуки (А, О, У, Ы, Э, И)
- Изготовление куклы для демонстрации артикуляционных укладов,
- Изготовление деревянных подставок для кукол бибабо,
- Изготовление из соленого текста раздаточного материала «Звуковички»
- Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
- Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).
Количественные
- Выполнение ФГОС по повышению качества образования.
- Увеличение доли говорящих детей в начальном звене ОУ.
- Повышение интереса к логопедическим занятиям у школьников.
- Развитие творческих способностей и совершенствование учебных навыков у учащихся 9 классов,
- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе
Возможности дальнейшего развития проекта:
- Публикации опыта работы.
- Выступления на семинарах, конференциях различного уровня
Мониторинг достижений планируемых результатов логопедической работы.
2019-2020 гг.
Условные единицы:
- не выполняет задания (-)
- выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)
- выполняет задание с частичной физической помощью педагога (п)
- выполняет задание по последовательной инструкции (и)
- выполняет задание по образцу (подражанию) (0)
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)
№ п/п | Направление коррекционно-логопедической работы | Период | |
середина года | конец года | ||
| Формирование психологической базы речи, высших психических функций: внимание, восприятие, память, воображение, мышление |
|
|
| Развитие плавного выдоха и ритма речи |
|
|
| Развитие мелкой моторики |
|
|
| Развитие артикуляционной моторики |
|
|
| Развитие фонематического слуха и восприятия |
|
|
| Формирование сенсорных эталонов |
|
|
| Формирование пространственной ориентировки |
|
|
| Возникновение потребности в общении |
|
|
| Возникновение речевой активности и использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни |
|
|
| Понимание обращенной речи (импрессивная речь) |
|
|
| Создание предпосылок к развитию самостоятельной устной речи умения употреблять в ходе общения слоги, простые слова, звукоподражания) –экспрессивная речь |
|
|
| Развитие познавательной активности |
|
|
| Развитие умения соотносить предметы и действия с их словесным обозначением |
|
|
| Формирование звуковой культуры речи |
|
|
| Умение понимать и выполнять простейшие инструкции |
|
|
| Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму(узнавание (различение) образов графем (букв), графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов)). |
|
|
| Формирование начальных навыков чтения и письма (называние буквы, чтение простого (гласного) слога, написание буквы) |
|
|
Учитель –логопед _________
Список литературы.
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005
2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
3. Датешидзе Т.А. Альбом по звукопроизношению. – СПб.: Речь, 2004. – 128с.
4. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.
6. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998
7. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000..
«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.Школьная Пресса 2002.
9. Логопедические тетради на звуки. – Киров.: ИП. Бурдина С.В.