Логопедический проект
« Живые буквы»
Проект разработан для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Тип проекта:
По сроку реализации: долгосрочный – октябрь-май
По целевой установке: практико-ориентированный
По составу участников: индивидуально-подгрупповой
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР (ОНР), учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель проекта: закрепить знания дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР о буквах , посредством развития мелкой моторики рук.
Задачи проекта:
Совершенствование знаний воспитанников с ТНР о звуках и буквах.
Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук:
развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук;
развитие графических навыков, подготовка руки к письму.
Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:
память, речь детей, воображение;
произвольное внимание;
логическое мышление;
зрительное и слуховое восприятие;
умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.
Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.
Актуальность проекта
Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к обучению в школе. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения элементами грамоты. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза ниже, чем у воспитанников с речью в норме. Дети с трудом запоминают буквы - как средство приобретения первоначальных навыков для правильного чтения и грамотного письма, звуки- как один из способов формирования речи. У детей с ТНР (ОНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. В связи с этим у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Дети не могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.
Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в логопедической работе с дошкольниками с ТНР (ОНР).
Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
-Развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук.
- Развитие памяти, воображения.
Продукт проектной деятельности: организация выставки букв, изготовленных воспитанниками группы компенсирующей направленности «Живые буквы»
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности.
- Первичное обследование детей.
- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
- Изучение методической литературы по обучению грамоте, развитию мелкой моторики дошкольников с ТНР.
2 этап. Основной
- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте.
- Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
- Промежуточная диагностика детей.
- Изготовление «Живых букв» детьми на занятиях с использованием различных материалов: пайеток, бисера, бусин, пуговиц.
- Консультации для родителей «Подготовка руки дошкольника к письму».
3 этап.
Заключительный
- Организация выставки букв «Живые буквы», сделанных детьми на занятиях в ДОУ.
С помощью фантазии «оживляем» буквы
Шабанова Алёна
Бабченкова Оксана Алексеевна
Тихомирова Екатерина Витальевна