12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бабченкова Оксана Алексеевна1054
Россия, Курская обл., г.Железногорск
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Логопедический проект

«t1587667456aa.png Живые буквы»


Проект разработан для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Тип проекта:

По сроку реализации: долгосрочный – октябрь-май

По целевой установке: практико-ориентированный

По составу участников: индивидуально-подгрупповой

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР (ОНР), учитель-логопед, воспитатели, родители. 
Цель проекта: закрепить знания дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР о буквах , посредством развития мелкой моторики рук.

Задачи проекта:

Совершенствование знаний воспитанников с ТНР о звуках и буквах.

Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук:

развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук;

развитие графических навыков, подготовка руки к письму.

Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:

память, речь детей, воображение;

произвольное внимание;

логическое мышление;

зрительное и слуховое восприятие;

умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.

   Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.


Актуальность проекта


Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к обучению в школе. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения элементами грамоты. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза ниже, чем у воспитанников с речью в норме. Дети с трудом запоминают буквы - как средство приобретения первоначальных навыков для правильного чтения и грамотного письма, звуки- как один из способов формирования речи. У детей с ТНР (ОНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. В связи с этим у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Дети не могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в логопедической работе с дошкольниками с ТНР (ОНР).

Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.

-Развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук.

- Развитие памяти, воображения.

Продукт проектной деятельности: организация выставки букв, изготовленных воспитанниками группы компенсирующей направленности «Живые буквы»


Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности. 
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности. 
- Первичное обследование детей.
- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте. 
- Изучение методической литературы по обучению грамоте, развитию мелкой моторики дошкольников с ТНР. 

2 этап. Основной
- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте.
- Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
- Промежуточная диагностика детей.
- Изготовление «Живых букв» детьми на занятиях с использованием различных материалов: пайеток, бисера, бусин, пуговиц.
- Консультации для родителей «Подготовка руки дошкольника к письму».

3 этап.

Заключительный 
- Организация выставки букв «Живые буквы», сделанных детьми на занятиях в ДОУ.





С помощью фантазии «оживляем» буквы

t1587667456ab.gif

t1587667456ac.jpg











t1587667456ad.jpgt1587667456ae.gif





t1587667456af.gif








t1587667456ag.gift1587667456ah.gift1587667456ai.gif









t1587667456aj.jpg











































Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (3)

Шабанова Алёна, 24.04.20 в 03:14 -1Ответить Пожаловаться
Спасибо за подробное описание проекта. Но подскажите, такая работа это не за одно занятие выполняется? Как Вы это организовываете?
Бабченкова Оксана Алексеевна, 06.05.20 в 11:09 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Алена. Спасибо за комментарий. Длительность нашего проекта 8 мес. На практическую часть у нас с детьми ушло 3 месяца. Занимались, можно сказать, во "внеурочное время".
Тихомирова Екатерина Витальевна, 23.07.20 в 21:28 0Ответить Пожаловаться
Замечательная идея!!! Занимательный получился проект!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.