Логопедический проект «Живые буквы»

7
3
Материал опубликован 23 April 2020 в группе


Логопедический проект

«t1587667456aa.png Живые буквы»


Проект разработан для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Тип проекта:

По сроку реализации: долгосрочный – октябрь-май

По целевой установке: практико-ориентированный

По составу участников: индивидуально-подгрупповой

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР (ОНР), учитель-логопед, воспитатели, родители. 
Цель проекта: закрепить знания дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР о буквах , посредством развития мелкой моторики рук.

Задачи проекта:

Совершенствование знаний воспитанников с ТНР о звуках и буквах.

Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук:

развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук;

развитие графических навыков, подготовка руки к письму.

Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:

память, речь детей, воображение;

произвольное внимание;

логическое мышление;

зрительное и слуховое восприятие;

умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.

   Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.


Актуальность проекта


Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к обучению в школе. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения элементами грамоты. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза ниже, чем у воспитанников с речью в норме. Дети с трудом запоминают буквы - как средство приобретения первоначальных навыков для правильного чтения и грамотного письма, звуки- как один из способов формирования речи. У детей с ТНР (ОНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. В связи с этим у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Дети не могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в логопедической работе с дошкольниками с ТНР (ОНР).

Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.

-Развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук.

- Развитие памяти, воображения.

Продукт проектной деятельности: организация выставки букв, изготовленных воспитанниками группы компенсирующей направленности «Живые буквы»


Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности. 
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности. 
- Первичное обследование детей.
- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте. 
- Изучение методической литературы по обучению грамоте, развитию мелкой моторики дошкольников с ТНР. 

2 этап. Основной
- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте.
- Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
- Промежуточная диагностика детей.
- Изготовление «Живых букв» детьми на занятиях с использованием различных материалов: пайеток, бисера, бусин, пуговиц.
- Консультации для родителей «Подготовка руки дошкольника к письму».

3 этап.

Заключительный 
- Организация выставки букв «Живые буквы», сделанных детьми на занятиях в ДОУ.





С помощью фантазии «оживляем» буквы

t1587667456ab.gif

t1587667456ac.jpg











t1587667456ad.jpgt1587667456ae.gif





t1587667456af.gif








t1587667456ag.gift1587667456ah.gift1587667456ai.gif









t1587667456aj.jpg











































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за подробное описание проекта. Но подскажите, такая работа это не за одно занятие выполняется? Как Вы это организовываете?

24 April 2020

Здравствуйте, Алена. Спасибо за комментарий. Длительность нашего проекта 8 мес. На практическую часть у нас с детьми ушло 3 месяца. Занимались, можно сказать, во "внеурочное время".

6 May 2020

Замечательная идея!!! Занимательный получился проект!!!

23 July 2020