Логопедический проект «Язычок — болтушка» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 28 October 2017 в группе

 

Краткосрочный логопедический проект «Язычок- болтушка»

 

Срок реализации: сентябрь 2017года – декабрь 2017

Разработала учитель-логопед

1 КВК Емельянова А.В.

 

 2017г

Проект направлен на построение системы профилактической работы для детей, имеющих речевые нарушения при педагогическом воздействии и координации родителей к сознательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста


 

Анализ ситуации


 

В звуке голоса, в глазах

и во всем облике говорящего

заключено не меньше

красноречия, чем

в выборе слов (Еврипид)

В нашем детском саду занятия учителя-логопеда посещают воспитанники, имеющие статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети посещают занятия учителя-логопеда на основании коллегиального заключения ПМПК, но есть дети, нуждающиеся в речевой коррекции. По результатам диагностики старших и подготовительной групп на август – сентябрь 2017 года мной были выявлены воспитанники, имеющих нарушения одного или двух звуков при сохранных остальных сторонах речи. Таким детям также необходима помощь специалиста.

Нарушения произношения звуков у детей проявляются в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены. Дефекты звукопроизношения не только влияют на эмоциональное состояние ребенка, но и на последующее обучение в школе. Дефекты звукопроизношения мешают ребенку полностью раскрыться при общении с взрослыми и сверстниками. Появляются такие проявления, как застенчивость, скрытность, заниженная самооценка.

Родители при такой ситуации должны занимать самую активную позицию. Их привлечение к этапу контроля при постановке и автоматизации звука играет одну из важнейших функций. Родители – это авторитет для ребенка. Совместные усилия специалиста и родителей могут сотворить чудо - дети, испытывающие затруднения в постановке звука по подражанию, чувствуя поддержку взрослых, быстрее преодолевают возникшие трудности. Такой подход помогает искать выход из ситуации без её обострения.

В статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Грамотная и организованная работа по профилактике речевых нарушений позволит значительно снизить количество детей, нуждающихся в помощи логопеда. Новая форма оказания логопедической помощи детям и их родителям одновременно укрепит взаимодействие детского сада и семьи.

В ходе логопедической работы дошкольник и родители учатся:

- взаимодействовать;

- проявлять такт и терпение в общении;

- понимать сложность выполняемой работы при её кажущейся легкости;

-под руководством учителя-логопеда формировать правильный артикуляционный уклад нарушенного звука;

-выработать воздушную струю, необходимую при произнесении многих звуков;

-использовать игровые упражнения для развития фонематического слуха;

-автоматизировать звук в речи, соблюдая определенную последовательность;

-достигают максимального результата при физических и психологических возможностях ребенка;

-родители повышают уровень педагогической компетентности по речевому развитию.

Для нашего ДОО такой проект и способ решения проблемы воспитанников силами родителей и учителя-логопеда становится наиболее актуальным.

Проект составлен с учетом:

-Закона об Образовании от 29.12.2012, дающего равные права для получения помощи специалистов;

-ФГОС ДО от 13.10.2013, выдвигающим один из принципов дошкольного образования сотрудничество Организации с семьей, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

-Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, 2017

-Результатов логопедической диагностики на август – сентябрь 2017 года

-Психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: Информационно - практико-ориентированный

Срок реализации:4 месяца

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники ДОО старшего дошкольного возраста, их родители

Возраст детей: 5-6 лет

Форма проведения: групповая, индивидуальная

Цель проекта: построение системы профилактической работы для детей, имеющих речевые нарушения при педагогическом воздействии и координации родителей к сознательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

Задачи:

-координировать родителей и их детей, имеющих речевые нарушения к участию в проекте;

-разработать план мероприятий по профилактике речевых нарушений у воспитанников старших групп;

-оказывать консультативно-методическую помощь родителям по коррекции речевых нарушений дошкольников;

-проводить мониторинга проведенных мероприятий и их эффективность.

Предполагаемые результаты.

-повышение компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.

-возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.

Подбор материала: презентации, памятки с советами логопеда, пригласительные билеты по числу участников проекта, выставка литературы, дидактические пособия

Этапы работы над проектом:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

-анализ результатов логопедической диагностики;

-определение цели и задач проекта;

-формирование групп воспитанников по группам нарушенных звуков;

-разработка проекта;

- подобрать материалы для создания презентаций, памяток, выставки литературы и дидактических пособий

2 этап – основной (практический)

-разработать и апробировать профилактические мероприятия для совместной деятельности воспитанников и их родителей

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

-анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.

-провести повторное логопедическое обследование воспитанников, участвующих в проекте через 1 месяц;

- проанализировать продолжительность совместной работы воспитанников и их родителей в домашних условиях

Перспективный план реализации проекта

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Тема

Формы и методы работы

Цели

Результат

Ответственный

Срок реализации

1

Входящая диагностика на начало учебного года

Логопедическое обследование воспитанников

Выявление воспитанников группы риска и имеющих дефекты звукопроизношения

1Оформление протоколов обследования

2Оценивание уровня речевого развития дош-в

Учитель-логопед

Август сентябрь

2

Создание проекта

1 запросы от родителей по коррекции речевых нарушений

2сбор информации

3оформление проекта и его утверждение

1грамотное построение системы работы

2создание проекта с учетом потребностей детей и родителей

1Оформление печатного варианта проекта

2Разработка системы мероприятий для детей и их родителей

Учитель-логопед

Август сентябрь

3

Разработка памяток для родителей

Подбор материалов, упражнений

Повышение педагогической компетентности родителей

Согласование действий логопеда и родителя по коррекции речевых нарушений

Оформление памяток по количеству родителей на каждое мероприятие

Учитель-логопед

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2 этап – основной (практический)

Тема

Формы и методы работы

Цели

Результат

Ответственный

Срок реализации

1

Л-л-ычащие звуки

Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звука «Л»

Презентация

Памятки

Повышение педагогической грамотности родителей.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков.

Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков.

Анализ анкетирования родителей

Отзывы родителей

Оформление протокола мастер-класса

Учитель-логопед

Сентябрь

2

Р-р-ычащие звуки

Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звука «Р»

Презентация

Памятки

Повышение педагогической грамотности родителей.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков.

Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков.

Анализ анкетирования родителей

Отзывы родителей

Оформление протокола мастер-класса

Учитель-логопед

Октябрь

3

Свистящие звуки

Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звуков

«С, З, Ц»

Презентация

Памятки

Повышение педагогической грамотности родителей.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков.

Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков.

Анализ анкетирования родителей

Отзывы родителей

Оформление протокола мастер-класса

Учитель-логопед

Ноябрь

4

Шипящие звуки

Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звуков

«Ш, Щ, Ж, Ч»

Презентация

Памятки

Повышение педагогической грамотности родителей.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков.

Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков.

Анализ анкетирования родителей

Отзывы родителей

Оформление протокола мастер-класса

Учитель-логопед

Декабрь


 

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

Тема

Формы и методы работы

Цели

Результат

Ответственный

Срок реализации

1

Промежуточная диагностика на середину учебного года

Логопедическое обследование воспитанников

Выявление динамики после проведенных мероприятий

1Оформление протоколов обследования

2Оценивание уровня речевого развития дош-в

Учитель-логопед

Декабрь – январь

2

Анализ эффективности проведенных мероприятий

Анкетирование родителей.

Обработка результатов отзывов, анкет, диагностических карт

Определение уровня достижения поставленных задач.

Учет пожеланий и отзывов родителей

Выявить необходимость продолжения проекта

Оформление результатов мониторинга.

Оформление презентации, показ её на метод.совете

Учитель-логопед

Август сентябрь

Методическое сопровождение:

1Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В.Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М.: «Издательство ГНОМ», 2011. – 48 с.

2Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

3Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.

4Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.

5Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В. Секачев, 2005. – 16с

6Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.

7Микляева Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Мозиака – синтез, 2011

8Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 32 с.

9Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: «Литур», 1999.

10Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.

11Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.

12Шкурат В. В. Детско-родительский проект как средство развития речи и познавательных способностей дошкольников // Логопед, 2007, № 6. С. 80-83.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.