Логопедический проект «Язычок — болтушка» (1 класс)
Краткосрочный логопедический проект «Язычок- болтушка»
Срок реализации: сентябрь 2017года – декабрь 2017
Разработала учитель-логопед
1 КВК Емельянова А.В.
2017г
Проект направлен на построение системы профилактической работы для детей, имеющих речевые нарушения при педагогическом воздействии и координации родителей к сознательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
Анализ ситуации
В звуке голоса, в глазах
и во всем облике говорящего
заключено не меньше
красноречия, чем
в выборе слов (Еврипид)
В нашем детском саду занятия учителя-логопеда посещают воспитанники, имеющие статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети посещают занятия учителя-логопеда на основании коллегиального заключения ПМПК, но есть дети, нуждающиеся в речевой коррекции. По результатам диагностики старших и подготовительной групп на август – сентябрь 2017 года мной были выявлены воспитанники, имеющих нарушения одного или двух звуков при сохранных остальных сторонах речи. Таким детям также необходима помощь специалиста.
Нарушения произношения звуков у детей проявляются в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены. Дефекты звукопроизношения не только влияют на эмоциональное состояние ребенка, но и на последующее обучение в школе. Дефекты звукопроизношения мешают ребенку полностью раскрыться при общении с взрослыми и сверстниками. Появляются такие проявления, как застенчивость, скрытность, заниженная самооценка.
Родители при такой ситуации должны занимать самую активную позицию. Их привлечение к этапу контроля при постановке и автоматизации звука играет одну из важнейших функций. Родители – это авторитет для ребенка. Совместные усилия специалиста и родителей могут сотворить чудо - дети, испытывающие затруднения в постановке звука по подражанию, чувствуя поддержку взрослых, быстрее преодолевают возникшие трудности. Такой подход помогает искать выход из ситуации без её обострения.
В статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Грамотная и организованная работа по профилактике речевых нарушений позволит значительно снизить количество детей, нуждающихся в помощи логопеда. Новая форма оказания логопедической помощи детям и их родителям одновременно укрепит взаимодействие детского сада и семьи.
В ходе логопедической работы дошкольник и родители учатся:
- взаимодействовать;
- проявлять такт и терпение в общении;
- понимать сложность выполняемой работы при её кажущейся легкости;
-под руководством учителя-логопеда формировать правильный артикуляционный уклад нарушенного звука;
-выработать воздушную струю, необходимую при произнесении многих звуков;
-использовать игровые упражнения для развития фонематического слуха;
-автоматизировать звук в речи, соблюдая определенную последовательность;
-достигают максимального результата при физических и психологических возможностях ребенка;
-родители повышают уровень педагогической компетентности по речевому развитию.
Для нашего ДОО такой проект и способ решения проблемы воспитанников силами родителей и учителя-логопеда становится наиболее актуальным.
Проект составлен с учетом:
-Закона об Образовании от 29.12.2012, дающего равные права для получения помощи специалистов;
-ФГОС ДО от 13.10.2013, выдвигающим один из принципов дошкольного образования сотрудничество Организации с семьей, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
-Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, 2017
-Результатов логопедической диагностики на август – сентябрь 2017 года
-Психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: Информационно - практико-ориентированный
Срок реализации:4 месяца
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники ДОО старшего дошкольного возраста, их родители
Возраст детей: 5-6 лет
Форма проведения: групповая, индивидуальная
Цель проекта: построение системы профилактической работы для детей, имеющих речевые нарушения при педагогическом воздействии и координации родителей к сознательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
Задачи:
-координировать родителей и их детей, имеющих речевые нарушения к участию в проекте;
-разработать план мероприятий по профилактике речевых нарушений у воспитанников старших групп;
-оказывать консультативно-методическую помощь родителям по коррекции речевых нарушений дошкольников;
-проводить мониторинга проведенных мероприятий и их эффективность.
Предполагаемые результаты.
-повышение компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.
-возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.
Подбор материала: презентации, памятки с советами логопеда, пригласительные билеты по числу участников проекта, выставка литературы, дидактические пособия
Этапы работы над проектом:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
-анализ результатов логопедической диагностики;
-определение цели и задач проекта;
-формирование групп воспитанников по группам нарушенных звуков;
-разработка проекта;
- подобрать материалы для создания презентаций, памяток, выставки литературы и дидактических пособий
2 этап – основной (практический)
-разработать и апробировать профилактические мероприятия для совместной деятельности воспитанников и их родителей
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)
-анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.
-провести повторное логопедическое обследование воспитанников, участвующих в проекте через 1 месяц;
- проанализировать продолжительность совместной работы воспитанников и их родителей в домашних условиях
Перспективный план реализации проекта
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
№ |
Тема |
Формы и методы работы |
Цели |
Результат |
Ответственный |
Срок реализации |
1 |
Входящая диагностика на начало учебного года |
Логопедическое обследование воспитанников |
Выявление воспитанников группы риска и имеющих дефекты звукопроизношения |
1Оформление протоколов обследования 2Оценивание уровня речевого развития дош-в |
Учитель-логопед |
Август сентябрь |
2 |
Создание проекта |
1 запросы от родителей по коррекции речевых нарушений 2сбор информации 3оформление проекта и его утверждение |
1грамотное построение системы работы 2создание проекта с учетом потребностей детей и родителей |
1Оформление печатного варианта проекта 2Разработка системы мероприятий для детей и их родителей |
Учитель-логопед |
Август сентябрь |
3 |
Разработка памяток для родителей |
Подбор материалов, упражнений |
Повышение педагогической компетентности родителей Согласование действий логопеда и родителя по коррекции речевых нарушений |
Оформление памяток по количеству родителей на каждое мероприятие |
Учитель-логопед |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
2 этап – основной (практический)
№ |
Тема |
Формы и методы работы |
Цели |
Результат |
Ответственный |
Срок реализации |
1 |
Л-л-ычащие звуки |
Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звука «Л» Презентация Памятки |
Повышение педагогической грамотности родителей. Ознакомление родителей с результатами диагностики. Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков. |
Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков. Анализ анкетирования родителей Отзывы родителей Оформление протокола мастер-класса |
Учитель-логопед |
Сентябрь |
2 |
Р-р-ычащие звуки |
Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звука «Р» Презентация Памятки |
Повышение педагогической грамотности родителей. Ознакомление родителей с результатами диагностики. Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков. |
Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков. Анализ анкетирования родителей Отзывы родителей Оформление протокола мастер-класса |
Учитель-логопед |
Октябрь |
3 |
Свистящие звуки |
Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звуков «С, З, Ц» Презентация Памятки |
Повышение педагогической грамотности родителей. Ознакомление родителей с результатами диагностики. Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков. |
Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков. Анализ анкетирования родителей Отзывы родителей Оформление протокола мастер-класса |
Учитель-логопед |
Ноябрь |
4 |
Шипящие звуки |
Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звуков «Ш, Щ, Ж, Ч» Презентация Памятки |
Повышение педагогической грамотности родителей. Ознакомление родителей с результатами диагностики. Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков. |
Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков. Анализ анкетирования родителей Отзывы родителей Оформление протокола мастер-класса |
Учитель-логопед |
Декабрь |
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)
№ |
Тема |
Формы и методы работы |
Цели |
Результат |
Ответственный |
Срок реализации |
1 |
Промежуточная диагностика на середину учебного года |
Логопедическое обследование воспитанников |
Выявление динамики после проведенных мероприятий |
1Оформление протоколов обследования 2Оценивание уровня речевого развития дош-в |
Учитель-логопед |
Декабрь – январь |
2 |
Анализ эффективности проведенных мероприятий |
Анкетирование родителей. Обработка результатов отзывов, анкет, диагностических карт |
Определение уровня достижения поставленных задач. Учет пожеланий и отзывов родителей Выявить необходимость продолжения проекта |
Оформление результатов мониторинга. Оформление презентации, показ её на метод.совете |
Учитель-логопед |
Август сентябрь |
Методическое сопровождение:
1Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В.Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М.: «Издательство ГНОМ», 2011. – 48 с.
2Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
3Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
4Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.
5Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В. Секачев, 2005. – 16с
6Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.
7Микляева Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Мозиака – синтез, 2011
8Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 32 с.
9Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: «Литур», 1999.
10Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.
11Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.
12Шкурат В. В. Детско-родительский проект как средство развития речи и познавательных способностей дошкольников // Логопед, 2007, № 6. С. 80-83.