Межпрелметные связи на уроках биологии и физики
Межпредметные связи на уроках биологии и физики
Васильева Т.С., Кудрявцева М.Е. Санкт-Петербург
Современные образовательные стандарты уделяют большое внимание формированию личности, формированию целостной картины окружающего мира и развитию метапредметных учебных действий. Развитие представлений о современной научной картине мира, можно осуществлять только на межпредметной основе,где каждый предмет вносит свой вклад в представление ребёнка об окружающем мире. Теоретической основой подобного подхода к преподаванию является целостность и материальность природы.
При реализации поставленной цели учитель не должен огрпничиваться отдельными примерами из смежных наук, а формировать устойчивые ассоциативные связи, которые лягут в основу естественнонаучного образования обучающихся. Очевидно, что это будет возможным только в том случае, если и учителя естественнонаучных предметов сами будут обладать широким кругозором и владеть основами смежных дисциплин. Каждый учитель-предметник традиционно рассматривает материю преимущественно с позиций своего предмета, однако материя обладает физической и биологической формой движения, что создаёт предпосылки для межпредметного подхода.
У всех природных тел, в том числе, и у живых организмов проявляются разнообразные механические, тепловые, электрические, оптические и радиоактивные свойства. Благодаря этому, биофизический материал можно использовать при изучении любого раздела курса физики. В разделе «Механика» учащимся можно рассказать про особенности динамики движения живых организмов, в разделе «Электромагнитные волны и оптика» дать представление о том, как функционирует зрение человека и животных и т.п. На уроках биологии этот же материал логично использовать при изучении теплокровности и холоднокровности, энергетического обмена, метаболизма, строения и работы опорно-двигательных аппаратов животных и человека, строениии глаза и формировании изображения на сетчатке.
Особенно наглядно взаимосвязь физики и биологии прослеживается в старших классах. Например, объяснение механизма возбуждения нейронов может происходить путём сравнения с работой электрического конденсатора, а цепь переносчиков электронов проиллюстрирована примерами из тем «Фотосинтез» и «Энергетический обмен». Большие возможности для межпредметной интеграции представляет раздел «Бионика», в котором рассматриваются инженерные решения, «подсмотренные» у природы.
науками, но это призвано привить интерес учащихся к этим областям знаний.
Очень важно в преподавании физики и биологии поднимать вопросы вредных техногенных факторов на окружающую среду и здоровье человека.
Для осуществления принципа доступности биофизического материала должны быть выполнены некоторые требования:
- биофизический материал должен соответствовать возрасту учащихся и их соответствующей возрасту подготовке по физике и биологии;
- материал должен соответствовать методам изучения каждой темы по физике и биологии, а так же времени, которое отводится на ее изучение;
- терминология, используемая предметниками, должна быть понятной и согласованной.
При правильном отборе биофизический материал должен формировать у учащихся представление о единстве окружающей их природы, объективности природы и единстве действующих в ней законов.
Список литературы:
- Мишакова В.Н. Современный урок биологии в контексте требований ФГОС. М.: изд. ФЛИНТА, 2016 г, 126 с.
- Тарасов Л.В. Современный курс физики. Механика. М.: ОНИКС, 2009 г., 592 с.