Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир растений в опытах и экспериментах» (5–6 класс)
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на _______________ совете
Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа
«Мир растений в опытах и экспериментах»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Башлы Диана Сергеевна, педагог дополнительного образования
д. Качкашур, 2021
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир растений в опытах и экспериментах» составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Направленность программы – естественнонаучная.
Уровень программы – базовый.
Актуальность программы
В современных условиях одной из важных задач образовательной организации является развитие творческого потенциала личности, формирование исследовательских умений, вовлечение детей в практическую деятельность, стимулирование к пополнению знаний об окружающей среде.
Программа кружка адресована воспитанникам старшей и подготовительной групп детского сада и является пропедевтическим курсом по окружающему миру. Каждое занятие носит развивающий характер и сопровождается иллюстративным материалом: фотографиями, таблицами, опытами.
В занятия включены интересные сведения из жизни растений, ребусы, головоломки. Дети рисуют, занимаются лепкой, готовят небольшие сообщения по пройденной теме, занимаются исследовательской работой.
Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия из курса окружающего мира и биологии.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Мир растений в опытах и экспериментах» адресована обучающимся 5-7 лет.
Цель программы: повышение мотивации к изучению природы через исследовательскую деятельность.
Задачи программы:
формирование научного мировоззрения, творческого воображения обучающихся;
воспитание бережного отношения к природе;
вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу;
расширение и конкретизация знаний о растениях;
развитие основных приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
Учебный план
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Форма (аттестации) контроля | |
теория | практика | ||||
Разнообразие растений | 11 | 6 | 5 | | |
Строение растений | 17 | 8 | 9 | | |
Размножение растений | 18 | 9 | 9 | | |
Человек и растения | 25 | 13 | 12 | | |
Итоговое занятие | 1 |
| 1 | Мониторинг | |
| Итого | 72 | 36 | 36 | |
Содержание программы
Раздел I. Разнообразие растений (11 часов)
Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для существования растений.
Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете.
Экскурсии. «Осенний лес».
Раздел II. Строение растений (17 часов)
Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев. Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений.
Практические занятия. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома «Строение растений». Работа с карточками – определителями, с гербарием. Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)». Опыт №3 «Испарение воды листьями». Составление паспорта дерева. Зарисовка строения цветка. Опыт №4 «Строение и состав семени». Отпечатки листьев. Опыт №5 «Движение стебля и листьев».
Экскурсии. «Зимний лес. Изготовление отпечатка коры».
Раздел III. Размножение растений (18 часов)
Вегетативное размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.
Практические занятия. Определение всхожести семян.
Определение выделения углекислого газа и тепла, прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами. Опыт №6 «Проращивание картофеля». Прививка. Опыт №7 «Можно ли прививать клубни картофеля?» Опыт №8 «Размножение традесканции, фиалки узумбарской». Опыт №9. «Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?» Опыт №10 «Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян». Опыт №11 «Прививка томата на картофель».
Раздел IV. Человек и растения (25 часов)
Растения и химия. Медицина и растения. Влияние человека на растения. Правила поведения в природе. Растения – индикаторы.
Практические занятия. Опыт №12 «Получение эфирных масел душистой герани, ели, сосны». Опыт №13 «Получение краски из коры ивы, осины, лишайника «стенная золотянка». Изготовление листовок о лекарственных растениях. Планирование клумб около школы и высадка рассады овощных и цветочных культур.
Экскурсии. «Изучение влияния деятельности человека на растения нашего поселка». «Весенний лес».
Планируемые результаты
По окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе учащиеся приобретут:
Предметные результаты:
знание классификации жизненных форм растений;
знание методов исследований;
знание наук, изучающие живые организмы;
знание редких и охраняемых растений Удмуртии;
мотивация к изучению биологии;
умение готовить гербарий;
умение использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
умение планировать исследовательскую и проектную работу;
умение работать с микроскопом;
Метапредметные результаты:
умение организовывать свою работу;
умение получать необходимую информацию и структурировать её;
умение высказывать собственное мнение;
умение делать выводы на основе полученных данных;
способность к сотрудничеству;
способность к творческому решению задачи, поиску нестандартных решений.
Личностные результаты:
способность нести ответственность;
умение критически оценивать продукты своей деятельности;
эмоционально-ценностное отношение к природе.
Комплекс организационно-педагогических условий
5. Календарный учебный график
недели | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | |||||||||||||||||||||||
1-4 | 6- 11 | 13- 18 | 20- 25 | 27. 09- 02. 10 | 4- 9 | 11- 16 | 18- 23 | 25- 30 | 1-3, 5,6 | 8- 13 | 15- 20 | 22- 27 | 29. 11- 4 | 6- 11 | 13- 18 | 20- 25 | 27- 30 | 10 - 15 | 17- 22 | 24- 29 | 31.01 -5 | 7- 12 | 14- 19 | 21,22 -24- 26 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
| У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
март | апрель | май | июнь | июль | август | |||||||||||||||||||||||||
28. 02 -5 | 7, 9- 11 | 14- 19 | 21 - 26 | 28.03 - 02.04 | 4- 9 | 11- 16 | 18 - 23 | 25- 30 | 3-7 | 10- 14 | 16- 21 | 23- 28 | 30,31 -1-4 | 6- 11 | 14- 18 | 20- 25 | 27- 30- 1,2 | 4- 9 | 11- 16 | 18- 23 | 25- 30 | 1- 6 | 8- 13 | 15 - 20 | 22- ,29-31 | |||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 4 4 | 45 | 46 | 47 | 4 8 | 49 | 5 0 | 51 | |||||
У | У | У | У | У | У | У | У | У, И/ А | У, И/ А | У, И/А | Р | Р | Р/ Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л |
У – учебные дни, А – промежуточная/итоговая аттестация, Р – резервные дни, Л – летний режим работы для основных работников
Начало учебного года | 01 сентября |
Продолжительность учебного года | В течение всего календарного года, исключая общегосударственные праздничные дни. Учебный год составляет 51 неделю, в том числе в летний период работа в оздоровительных и профильных лагерях, по индивидуальным планам на период летнего активного отдыха для основных работников. Педагоги-совместители работают в течение 36 недель — с 01 сентября по 31 мая, включая резервные дни и каникулярное время |
Продолжительность учебной недели | Шестидневная рабочая неделя |
Начало занятий | В соответствии с расписанием занятий. |
Длительность занятия | Занятия в объединениях начинаются не ранее 8.00 утра, заканчиваются не позднее 20.00 часов, для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 ч. - 40 мин. |
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Ноутбук
Микроскоп световой
Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)
Микроскоп цифровой
Набор микроскопических препаратов
Предметные стекла
Покровные стекла
Набор химической посуды
Гербарный пресс (гербарная сетка)
Комплект определителей (растения)
Бумага фильтровальная
Бумага индикаторная
Чашки Петри
Химические реактивы для хроматографии
Справочная литература
Кадровое обеспечение
Уровень образования педагога: высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандарта Педагогом дополнительного образования пройдено повышение квалификации по направлению программы.
7.Оценочные материалы
Результаты развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга в конце учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Дата проведения мониторинга_________________________________
Имя, фамилия________________________________________________
Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений _______________________________________________________
Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона__________________________
Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов ________________________________________________
Имеет представления об экологии, называет факты отрицательного воздействия человека на природу ____________________________________
Имеет представления о правилах поведения в природе__________________________________________________________
Имеет представления о явлениях природы, и их свойствах, значении________
Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________________________________________________
Сформированы основы экологического сознания_______________________________________________________
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
8. Методические материалы
Отличительной особенностью данной программы является использование при обучении поискового метода в сочетании с приобретением учащимися навыков организации своей исследовательской деятельности.
Программой предусматриваются следующий методический инструментарий:
Формы обучения:
- коллективные (фронтальные);
- групповые (звеньевые);
- индивидуальные.
Методы обучения:
- словесные (беседы, диалог, рассказ, дискуссия);
- наглядные (наблюдения в природе, лаборатории, демонстрации коллекций
и оборудования, кинофильмов, таблиц, рисунков, фотографий и т.п.);
- графические работы (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков);
- исследовательские (лабораторные и экспериментальные занятия,
практические работы);
- экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- проблемное обучение.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы**
Современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, целью воспитания в учреждении является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию – являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
В воспитании обучающихся младшего возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально-значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в учреждении педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально-значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально-значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающихся этого возраста, поскольку облегчает их вхождение в широкий социальный мир, в систему общественных отношений.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
поддерживать традиции МУДО «ДДТ» и инициативы по созданию новых, реализовывать воспитательные возможности общих мероприятий различной направленности;
реализовывать воспитательный потенциал в МУДО «ДДТ», поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на занятиях;
инициировать и поддерживать самоуправление – как на уровне МУДО «ДДТ», так и на уровне творческих объединений; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
организовывать профориентационную работу с обучающимися;
реализовывать потенциал руководства творческими объединениями в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие творческих объединений в жизни МУДО «ДДТ», укрепление коллективных ценностей;
развивать предметно-эстетическую среду МУДО «ДДТ» и реализовывать ее воспитательные возможности, формировать позитивный уклад жизни учреждения и положительный имидж и престиж МУДО «ДДТ»;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МУДО «ДДТ» интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
Календарный план воспитательной работыМесяц Модуль восп. работы | Сентябрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Ключевые дела | | | | Подготовка к 1. Акции добрых дел (День пожилого человека, поздравление ветеранов педагогического труда) |
Руководство творческим объединением | Организация работы объединений (формирование группы, оформление документации) | Организация работы объединений (формирование группы, оформление документации | Формирование актива объединения | |
Занятие | Вводные занятия с инструктажами по ТБ и ППБ | Занятие по утвержденной программе (ДООП) | Занятие по утвержденной программе (ДООП) | Занятие по утвержденной программе (ДООП) |
Экскурсии, походы | | | | |
Профориентация | | | | |
Медиа учреждения | Освещение информации на сайте, на форумах о ходе формирования объединений | Освещение информации на сайте, на форумах о ходе формирования объединений | Освещение информации на сайте, на форумах о ходе формирования объединений, о занятиях, новшествах | Освещение информации на сайте, на форумах о ходе формирования объединений, о занятиях, новшествх |
Организация предметно- Эстетической среды | Оформление кабинетов, мастерских | Оформление кабинетов, мастерских | Обновление информации, мастерских | Обновление информации, мастерских |
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями по получению сертификатов по ПФДО, запись в объединения, консультирование | Индивидуальная работа с родителями по получению сертификатов по ПФДО, запись в объединения, консультирование | Индивидуальная работа с родителями по получению сертификатов по ПФДО, запись в объединения, консультирование | Индивидуальная работа с родителями по получению сертификатов по ПФДО, запись в объединения, консультирование |
Октябрь | ||||
Ключевые дела | Районный этап Республиканской выставки (конкурса) «Радуга красок» среди учащихся образовательных организаций | | | |
Руководство творческим объединением | | | | |
Занятие | | | | |
Экскурсии, походы | | | | |
Профориентация | | | | |
Медиа учреждения | | | | |
Организация предметно- эстетической среды | | | | |
Работа с родителями | | | | |
Ноябрь | ||||
Ключевые дела | | Республиканская выставка (конкурс) «Радуга красок» | | |
Руководство творческим объединением | | | | |
Занятие | | | | |
Экскурсии, походы | | | | |
Профориентация | | | | |
Медиа учреждения | | | | |
Организация предметно- эстетической среды | | | | |
Работа с родителями | | | | |
Декабрь | ||||
Ключевые дела | | | Мастерская Деда Мороза (подготовка к проведению новогодних мероприятий) | Мастерская Деда Мороза (подготовка к проведению новогодних мероприятий) |
Руководство творческим объединением | | | | |
Занятие | | | | |
Экскурсии, походы | | | | |
Профориентация | | | | |
Медиа учреждения | | | | |
Организация предметно- эстетической среды | | | | |
Работа с родителями | | | | |
Январь | ||||||||
Ключевые дела | | | | | ||||
Руководство творческим объединением | | | | | ||||
Занятие | | | | | ||||
Экскурсии, походы | | | | | ||||
Профориентация | | | | | ||||
Медиа учреждения | | | | | ||||
Организация предметно- эстетической среды | | | | | ||||
Работа с родителями | | | | | ||||
Февраль | ||||||||
Ключевые дела | Республиканская выставка (конкурс) декоративно- прикладного искусства «Рукотворные чудеса» | | | | ||||
Руководство творческим объединением | | | | | ||||
Занятие | | | | | ||||
Экскурсии, походы | | | | | ||||
Профориентация | | | | | ||||
Медиа | | | | | ||||
учреждения | | | | | ||||
Организация предметно- эстетической среды | | | | | ||||
Работа с родителями | | | | | ||||
Март | ||||||||
Ключевые дела | Городской конкурс декоративно- прикладного творчества «Рукотворная краса», Районный конкурс юных чтецов «Живая классика» | Городской конкурс детского творчества «Пасха на Руси» | | | ||||
Руководство творческим объединением | | | | | ||||
Занятие | | | | | ||||
Экскурсии, походы | | | | | ||||
Профориентация | | | | | ||||
Медиа учреждения | | | | | ||||
Организация предметно- эстетической среды | | | | | ||||
Работа с родителями | | | | | ||||
Апрель | ||||||||
Ключевые дела | Республиканский конкурс юных | | | | ||||
| чтецов «Живая классика» | | | | ||||
Руководство творческим объединением | | | | | ||||
Занятие | | | | | ||||
Экскурсии, походы | | | | | ||||
Профориентация | | | | | ||||
Медиа учреждения | | | | | ||||
Организация предметно- эстетической среды | | | | | ||||
Работа с родителями | | | | | ||||
Май | ||||||||
Ключевые дела | Акция «Подарок ветерану» | День Победы (участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк») | | | ||||
Руководство творческим объединением | | | | | ||||
Занятие | | | | | ||||
Экскурсии, походы | | | | | ||||
Профориентация | | | | | ||||
Медиа учреждения | | | | | ||||
Организация предметно- эстетической | | | | | ||||
среды | | | | | ||||
Работа с родителями | | | | | ||||
Июнь-август | ||||||||
Ключевые дела | | | | | ||||
Руководство творческим объединением | | | | | ||||
Занятие | | | | | ||||
Экскурсии, походы | | | | | ||||
Профориентация | | | | | ||||
Медиа учреждения | | | | | ||||
Организация предметно- эстетической среды | | | | | ||||
Работа с родителями | | | | |
Литература для педагога
Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений.- М.: Вентана-Графф, 2002
Вайнар Р. Движения у растений. – М.: Знание, 1987
Голубева Е. Занимательное естествознание. – Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
Измайлов Н.В. Биологические экскурсии.- М., 1983
Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. – М.: Просвещение, 1997.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988
Наглядный словарь. Растения.- М.: «СЛОВО», 2001.
Растения. Наглядный словарь. – Лондон, 2001
Рейвн П., Эверест Р., Айхорн С. Современная ботаника: в 2- х томах. – М.: Мир, 1990
Селберг И., Стефенс М. Деревья и листья. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. – М.: «Кладезь – Букс», 1999
По организации образовательной деятельности и психологии:
Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е., Барылкина Л.П.Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». – М.: «ВАКО», 2004.
Ерофеева Н.Ю. Гендерный подход к развитию одаренности детей: Научно-методическое пособие.- Ижевск: Идательство ИПК и ПРО, 2008.
Ксензова Г.Ю. Инновационные методы обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России.2005.
Развитие исследовательских умений младших школьников /Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова; под ред. Н.Б. Шумаковой.- М.: Просвещение, 2011.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 2-еизд. Испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
Литература для обучающихся
Арнольд Н. Растения.- М.: «Астрель», 2001
Книга для чтения по биологии: Растения. Сост. Трайтак Д.И.- М.: «Учебная литература», 1996
Рохлов В. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998
Сеяберг И., Стефенс М.Деревья и листья. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/Сост. Багрова Л.А.- М.: ТКО «АСТ», 1997