Дополнительная общеобразовательная программа «Простой эксперимент»

4
0
Материал опубликован 11 August 2020

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области







Принята методическим советом УТВЕРЖДАЮ:

МКУ ДО Оричевского Дома директор МКУ ДО Оричевского

детского творчества Дома творчества

«__» __________ 20__ г. ___________________________

Протокол № _________ «__» _______________ 20___ г.






Дополнительная общеобразовательная программа


«Простой эксперимент»



Направленность программы: естественнонаучная



Возраст обучающихся: 7-11 лет


Срок реализации программы: 2 года






Автор – составитель программы

Гребенева Надежда Юрьевна

педагог дополнительного образования











п. Оричи 2020 г.

Пояснительная записка


Направленность общеразвивающей программы: естественнонаучная.


Актуальность программы:

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.


Отличительные особенности программы:

В процессе деятельности, на которой строится выполнение программы, ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминает индивидуальные особенности человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

- личностный: узнает свои личные возможности.

Содержание программы вызовет у детей интерес к химии, физике, астрономии, биологии, что в дальнейшем поможет с интересом изучать данные предметы в школе.


Адресат программы: программа рассчитана на детей от 7 до 11 лет

Условия приема: на обучение принимаются все желающие заниматься дети по заявлению от родителей (законных представителей).


Структура программы

Год обучения

Кол-во часов

в год

Режим занятий, периодичность и продолжительность

1

144

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа

2

72

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа


Форма обучения – очная


Особенности организации образовательного процесса: формируется разновозрастная группа детей, состав группы постоянный.


Цель программысоздание и обеспечение необходимых условий для личностного развития детей, стимулирование их познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

Дать знания о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, текучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.д.);

Знакомить с основными явлениями природы;

Развивать представления детей о факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила);

Развивать наблюдательность и любознательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать;

Учить понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы, отстаивать свое мнение;

Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Воспитывать культуру общения.


По окончанию обучения по программе обучающиеся будут знать:

1.физические свойства окружающего мира, явления природы, факторы среды;

2. органы чувств и их функции;

3. физические свойства магнита, центра тяжести, равновесия;

4. новые специальные слова и термины, используемые при демонстрации опытов и дающие объяснения физическим явлениям;

Будут уметь:

определять основные свойства веществ;

выделять факторы среды;

устанавливать причинно – следственные связи;

соблюдать правила техники безопасности при экспериментировании;

выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

предлагать возможные решения поставленной задачи;

обобщать и делать выводы;

7. самостоятельно проводить показанный на занятии эксперимент.


Формы контроля полученных результатов: анкетирование, участие в творческих конкурсах разного уровня, наблюдение.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, творческий, игровой, проблемно – поисковый, опытный, экспериментальный.

Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, подгупповая.

Формы организации учебного занятия - лабораторные работы, демонстрационные опыты, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдения, практическое занятие, представление, презентация, эксперимент.

Педагогические технологии, используемые при реализации программы - технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.

Алгоритм учебного занятия: проверка результатов домашнего экспериментирования, постановка проблемы, нахождение путей её решения, проведение экспериментов, озвучивание выводов и определение правильного, выполнение творческого задания, задание на дом.




Содержание программы


1 год обучения


Задачи:

Расширять представление детей о физических свойствах воды, воздуха.

Обобщать знания детей о функции органов чувств, формировать представление о том, что каждый орган имеет большое для него значение.

Знакомить детей с лазерным лучом, светодиодом и их свойствами: расходимость и поглощение.

Развивать воображение, интерес к исследованиям через наблюдение и эксперимент.

Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Воспитывать культуру общения.


К концу 1 года обучения обучающиеся будут знать: свойства воды, воздуха, света; новые слова, используемые в ходе опытов и экспериментов; название органов чувств и их роль в организме человека; основные правила техники безопасности при проведении простых физических экспериментах.

уметь: самостоятельно провести опыт с пояснениями после демонстрации педагогом; использовать полученные знания в жизни; сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы об изученных свойствах воды, воздуха, света.





УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Экспериментирование с воздухом

8

24

32

3

Экспериментирование с водой

8

24

32

4

Экспериментирование со светом

8

24

32

5

Удивительное рядом

11

33

44

6

Итоговое занятие

-

2

2

ИТОГО:

36

108

144


Содержание

Вводное занятие.

Теория: Что такое эксперимент? Окружающий нас мир. Цели и задачи экспериментирования. Инструктаж по ТБ.

Практика: Диагностика начальных знаний детей о природе, ее явлениях, свойствах предметов и веществ (проводится в виде интерактивной игры).

Экспериментирование с ВОЗДУХОМ.

Теория: Что такое воздух? Воздух — большей частью газ. Воздух — не только газ. Воздух важен для всего живого. Углекислый газ в воздухе может быть и хорошим, и плохим. Воздух содержит воду. Воздух — защитная подушка. Воздух меняется, когда вы поднимаетесь выше. Воздух может двигаться быстро и далеко. Загрязнение воздуха может отменить пикник.

Практика: проведение экспериментов «Кораблики», «Воздушный змей», «Воздействие t на воздушные шарики», «Пуста ли пустая бутылка?», «Поиск воздуха», «Реактивный шарик», «Подводная лодка», «Свеча в банке», «Послушное пламя», «Живая змейка», «Определи, чем пахнет воздух?», «Весёлое кружение», «Забавная воронка», «Превращения с воздухом».

Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: изготовление бумажных корабликов, игра «Воздушное пространство», изготовление оригами, гусениц.

Экспериментирование с ВОДОЙ.

Теория: Что такое вода? Свойства воды (цвет, запах, текучесть), состояние воды (жидкая, твёрдая, газообразная), вода-растворитель, вода – осадки, расширение и сжатие воды, вода – источник жизни на Земле.

Практика: проведение экспериментов «Форма дождевых капель», «Испытывая давление», «Карандаши», «Сухой из воды», «Форма воды», «Запах воды», «Зонтики», «Дождь на море», «Лужицы града», «Снежинки», «Вода, набирая вес», «Удивительные облака», «Осадки», «Вода течёт в верх», «Водяная стена», «Образование рек», «Оползни», «Лавина», «Опасные напитки», «Превращения с водой», «Почему не выливается», «Цветная капуста», «Плавающее яйцо», Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз.

Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: КТД «А мои капли похожи на…»; Шоу мыльных пузырей.

Экспериментирование со СВЕТОМ.

Теория: Что такое свет, луч? Свойства света — прямолинейность, распространение, отражение. Образование теней. Проекции объемных предметов.

Практика: проведение экспериментов «Преломление предмета в воде», «Отражение света», «Поймать радугу», «Силуэт», «Танцы теней», «Превращения со светом», «Серебряное яйцо», «Плясун в зеркале», «Слева направо и справа налево», «Странные отражения», «Не раскупоривая бутылку».

Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: конкурс «Чей силуэт», Самодельный спектроскоп.

Удивительное рядом.

Теория: Человек – это кто? Есть ли в этом мире что-то более удивительное, чем человек? Рецепторы (проприоцепторы). Слово «проприоцепция» происходит от двух латинских слов: proprius — «собственный», и perception, что значит «способность осознавать и понимать». Понятие «5 чувств» человека, их названия. Зачем они человеку? Их роль в организме.

Практика: экспериментальная и игровая деятельность: органы чувств (ощущаю, вижу, слышу); дыхательная система (определение объёма воздуха, частоты дыхания, силы дыхательных мышц); «Затяни ремень!», «Взлетающая рука», «Розовых фламинго просим не беспокоить!», «Время кружения», «Путаница с зеркальным волшебством»; игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности, креативности.

Итоговое занятие.

Практика: Диагностика полученных знаний и умений детей о природе, ее явлениях, свойствах предметов и веществ (проводится в виде интерактивной игры). Подведение итогов за год, награждение, задание на лето.




год обучения


Задачи:

Расширять представления детей о свойствах магнита.

Познакомить с понятиями магнетизм, притягивает, примагничивает, магнитные силы, магнитное поле, центр тяжести, равновесие.

Познакомить с физическим свойством «магнетизм», центром тяжести, равновесием.

Знакомить детей об использовании свойств магнита человеком.

Закреплять навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении экспериментов и опытов.

Продолжать развивать воображение, интерес к исследованиям через наблюдение и эксперимент.

Учить понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы, отстаивать свое мнение.


К концу 2 года обучения обучающиеся будут знать: физические свойства окружающего мира, явления природы, факторы среды; физические свойства магнита, центра тяжести, равновесия; понятия: магнетизм, притягивание, примагничивание, магнитные силы, магнитное поле, центр тяжести, сифон, равновесие, рычаг.

Будут уметь: определять основные свойства веществ; выделять факторы среды; устанавливать и объяснять причинно – следственные связи; соблюдать правила техники безопасности при экспериментировании; выделять и ставить проблему, которую необходимо решить, предлагать возможные решения поставленной задачи; обобщать и делать выводы; самостоятельно проводить показанный на занятиях эксперимент.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Экспериментирование с магнитом

8

26

34

3

Удивительное рядом

8

26

34

4

Итоговое занятие

-

2

2

ИТОГО:

17

55

72


Содержание

Вводное занятие.

Теория: Краткое повторение материала, изученного в 1 год обучения: вода, воздух, свет, их свойства, состояния.

Практика: Интерактивная игра «Солнце, воздух и вода» (диагностика ЗУНов 1 г.о.).

Экспериментирование с МАГНИТОМ.

Теория: понятия «магнит, сила магнита», «магнитное поле Земли»; магнитные свойства. Взаимодействие магнита с другими материалами.

Практика: Проведение опытов и экспериментов: Танцующие скрепки, Фокусы с магнитами, Летающая бабочка, Вися на голове, Враг магнетизма, Иголки дыбом, Исчезающий магнит, Компас из иголки и стакана воды, Магнит для опытов, Магнитная инфекция, Магнитные картины, Магнитный ключ, Магнитный рыболов, Маленькая мышка с большой родней, Ожившие железки, Опыт с железными опилками, Опыты с магнитными иголками, Перерезание магнитных силовых линий, Разборчивый магнитный гусь, Умный магнитный гусь.

Удивительное рядом

Теория: Понятия сифон, центр тяжести, равновесие, рычаг. Действие сифона, силы воды, центра тяжести, рычага, равновесия. Физические свойства окружающего мира, явления природы, факторы среды.

Практика: проведение опытов и экспериментов с самодельными приборами: Ваза Тантала, Водяные колеса, Вращение изменяет форму, Дальние родственники кино, Действующая модель водяной турбины, Действующая модель паровой турбины, Калейдоскоп, Карманные солнечные часы, Лодочка с водяным колесом, Моделируя пропеллеры, Настольный баскетбол, Ожившая тень. Опыты с накопленной энергией. Опыты с осями-невидимками. Перископ. Получение изображения на экране, Послушный шарик, Поющая струя, Предок фотоаппарата, Реактивный корабль, Солнечные часы, Стробоскоп, Строение струи, Струя управляет, Струя-световод, Турбина, Фокусы с ширмой-невидимкой.

Центр тяжести: Бегемот и птичка, Вверх по скату, Верхом по бочке, Воробей на ветке, Вилки, Поварёшки, Коробок с сюрпризом, Наверху тарелка, Нож может быть и наверху, Опыт с неустойчивым равновесием, Опыт с центром тяжести тела человека, Послушное и непослушное яйцо, Прилежный пилильщик, Птичкина хитрость, Равновесие вилок, Рычажные весы, Соревнование двух карандашей, Устойчивый карандаш.

Творческая часть: изготовление Вазы Тантала; изготовление модели водяного двигателя; изготовление вертушки; создание объемных рисунков, с помощью предметов; создание рисунков в 3D; изготовление игрушки, основанной на равновесии; делаем кухонные рычажные весы.

Итоговое занятие.

Практика: Диагностика полученных знаний и умений детей о природе, ее явлениях, свойствах предметов и веществ (проводится в виде интерактивной игры). Подведение итогов за год, награждение.


Организационно-педагогические условия реализации программы


Методическое обеспечение:

- наглядный материал (научные мультфильмы, видеофильмы, презентации опытов);

- план занятий;

- алгоритмы; схемы проведения опытов, экспериментов;

- инструкции по технике безопасности;

- фонотека;

- видеотека.


Материально-техническое обеспечение:

- кабинет, столы и стулья;

- проектор с экраном;

- моноблок;

- микроскоп биологический – 1,

- УСБ микроскоп – 1;

- МФУ – 1;

- Бинокль – 1;

- планшет -5;

- стекло предметное – 10;

- стекло покровное – 10;

- цифровая лаборатория – 1.


Информационное обеспечение реализации программы

Информационные ресурсы

1.Сайт МКУ ДО Оричевского Дома детского творчества: http://ddt-orichi.ucoz.ru/

2.Профессиональная страничка педагога в VK: Простой эксперимент https://vk.com/club193949174

3. Электронная почта педагога: ya.nadejdagrebeneva@yandex.ru


Интернет – ресурсы

«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/opit.html

Канал Галилео https://www.youtube.com/channel/UCpNzWUlO6PVb_v7chefBnig

Опыты для детей https://www.7ya.ru/article/5-jeksperimentov-s-telom-i-mozgom-nauchnye-opyty-dlya-detej/

Научные эксперименты со светом https://www.youtube.com/watch?v=rtZM3vetENQ

Весёлые физические опыты https://www.diagram.com.ua/tests/fizika/index.shtml#8



Список литературы


Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

Возрастная психология, Педагогическая психология Н. Н. Поддъяков. К вопросу о развитии мышления дошкольников. -Возрастная и педагогическая психология. Тексты - Е.И. Исенина;

https://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o741_page_16.html

Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей Переводчик: Лемени-Македон П., Издательство: Эксмо, 2011 г. http://www.labirint.ru/books/275268/

365 научных экспериментов. Энциклопедия для детей, 2007 г. – 364с.


Календарный учебный график


Комплектование учебных групп в 2020 – 2021 учебном году осуществляется с 1 по 14 сентября 2020 г. Начало учебного года с 15 сентября 2020 г. Окончание учебного года: 25 мая 2021 г.

Летние каникулы с 26 мая по 31 августа 2021.

Продолжительность учебного года составляет 36 недель.

Во время осенних, зимних и весенних школьных каникул работа осуществляется в полном объеме часов, может составляться временное расписание занятий с учетом желания детей и их родителей (законных представителей).

Продолжительность академического часа в группах обучающихся составляет 45 минут с перерывом между занятиями 5 минут.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.