Дополнительная общеобразовательная программа «Простой эксперимент»
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области
Принята методическим советом УТВЕРЖДАЮ:
МКУ ДО Оричевского Дома директор МКУ ДО Оричевского
детского творчества Дома творчества
«__» __________ 20__ г. ___________________________
Протокол № _________ «__» _______________ 20___ г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Простой эксперимент»
Направленность программы: естественнонаучная
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор – составитель программы
Гребенева Надежда Юрьевна
педагог дополнительного образования
п. Оричи 2020 г.
Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы: естественнонаучная.
Актуальность программы:
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Отличительные особенности программы:
В процессе деятельности, на которой строится выполнение программы, ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
- личностный: узнает свои личные возможности.
Содержание программы вызовет у детей интерес к химии, физике, астрономии, биологии, что в дальнейшем поможет с интересом изучать данные предметы в школе.
Адресат программы: программа рассчитана на детей от 7 до 11 лет
Условия приема: на обучение принимаются все желающие заниматься дети по заявлению от родителей (законных представителей).
Структура программы
Год обучения | Кол-во часов в год | Режим занятий, периодичность и продолжительность |
1 | 144 | Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа |
2 | 72 | Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа |
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса: формируется разновозрастная группа детей, состав группы постоянный.
Цель программы – создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития детей, стимулирование их познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
Дать знания о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, текучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.д.);
Знакомить с основными явлениями природы;
Развивать представления детей о факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила);
Развивать наблюдательность и любознательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
Учить понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы, отстаивать свое мнение;
Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать культуру общения.
По окончанию обучения по программе обучающиеся будут знать:
1.физические свойства окружающего мира, явления природы, факторы среды;
2. органы чувств и их функции;
3. физические свойства магнита, центра тяжести, равновесия;
4. новые специальные слова и термины, используемые при демонстрации опытов и дающие объяснения физическим явлениям;
Будут уметь:
определять основные свойства веществ;
выделять факторы среды;
устанавливать причинно – следственные связи;
соблюдать правила техники безопасности при экспериментировании;
выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
предлагать возможные решения поставленной задачи;
обобщать и делать выводы;
7. самостоятельно проводить показанный на занятии эксперимент.
Формы контроля полученных результатов: анкетирование, участие в творческих конкурсах разного уровня, наблюдение.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, творческий, игровой, проблемно – поисковый, опытный, экспериментальный.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, подгупповая.
Формы организации учебного занятия - лабораторные работы, демонстрационные опыты, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдения, практическое занятие, представление, презентация, эксперимент.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы - технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.
Алгоритм учебного занятия: проверка результатов домашнего экспериментирования, постановка проблемы, нахождение путей её решения, проведение экспериментов, озвучивание выводов и определение правильного, выполнение творческого задания, задание на дом.
Содержание программы
1 год обучения
Задачи:
Расширять представление детей о физических свойствах воды, воздуха.
Обобщать знания детей о функции органов чувств, формировать представление о том, что каждый орган имеет большое для него значение.
Знакомить детей с лазерным лучом, светодиодом и их свойствами: расходимость и поглощение.
Развивать воображение, интерес к исследованиям через наблюдение и эксперимент.
Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Воспитывать культуру общения.
К концу 1 года обучения обучающиеся будут знать: свойства воды, воздуха, света; новые слова, используемые в ходе опытов и экспериментов; название органов чувств и их роль в организме человека; основные правила техники безопасности при проведении простых физических экспериментах.
уметь: самостоятельно провести опыт с пояснениями после демонстрации педагогом; использовать полученные знания в жизни; сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы об изученных свойствах воды, воздуха, света.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |||||
Теория | Практика | Всего | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | |||
2 | Экспериментирование с воздухом | 8 | 24 | 32 | |||
3 | Экспериментирование с водой | 8 | 24 | 32 | |||
4 | Экспериментирование со светом | 8 | 24 | 32 | |||
5 | Удивительное рядом | 11 | 33 | 44 | |||
6 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 | |||
ИТОГО: | 36 | 108 | 144 |
Содержание
Вводное занятие.
Теория: Что такое эксперимент? Окружающий нас мир. Цели и задачи экспериментирования. Инструктаж по ТБ.
Практика: Диагностика начальных знаний детей о природе, ее явлениях, свойствах предметов и веществ (проводится в виде интерактивной игры).
Экспериментирование с ВОЗДУХОМ.
Теория: Что такое воздух? Воздух — большей частью газ. Воздух — не только газ. Воздух важен для всего живого. Углекислый газ в воздухе может быть и хорошим, и плохим. Воздух содержит воду. Воздух — защитная подушка. Воздух меняется, когда вы поднимаетесь выше. Воздух может двигаться быстро и далеко. Загрязнение воздуха может отменить пикник.
Практика: проведение экспериментов «Кораблики», «Воздушный змей», «Воздействие t на воздушные шарики», «Пуста ли пустая бутылка?», «Поиск воздуха», «Реактивный шарик», «Подводная лодка», «Свеча в банке», «Послушное пламя», «Живая змейка», «Определи, чем пахнет воздух?», «Весёлое кружение», «Забавная воронка», «Превращения с воздухом».
Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: изготовление бумажных корабликов, игра «Воздушное пространство», изготовление оригами, гусениц.
Экспериментирование с ВОДОЙ.
Теория: Что такое вода? Свойства воды (цвет, запах, текучесть), состояние воды (жидкая, твёрдая, газообразная), вода-растворитель, вода – осадки, расширение и сжатие воды, вода – источник жизни на Земле.
Практика: проведение экспериментов «Форма дождевых капель», «Испытывая давление», «Карандаши», «Сухой из воды», «Форма воды», «Запах воды», «Зонтики», «Дождь на море», «Лужицы града», «Снежинки», «Вода, набирая вес», «Удивительные облака», «Осадки», «Вода течёт в верх», «Водяная стена», «Образование рек», «Оползни», «Лавина», «Опасные напитки», «Превращения с водой», «Почему не выливается», «Цветная капуста», «Плавающее яйцо», Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз.
Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: КТД «А мои капли похожи на…»; Шоу мыльных пузырей.
Экспериментирование со СВЕТОМ.
Теория: Что такое свет, луч? Свойства света — прямолинейность, распространение, отражение. Образование теней. Проекции объемных предметов.
Практика: проведение экспериментов «Преломление предмета в воде», «Отражение света», «Поймать радугу», «Силуэт», «Танцы теней», «Превращения со светом», «Серебряное яйцо», «Плясун в зеркале», «Слева направо и справа налево», «Странные отражения», «Не раскупоривая бутылку».
Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: конкурс «Чей силуэт», Самодельный спектроскоп.
Удивительное рядом.
Теория: Человек – это кто? Есть ли в этом мире что-то более удивительное, чем человек? Рецепторы (проприоцепторы). Слово «проприоцепция» происходит от двух латинских слов: proprius — «собственный», и perception, что значит «способность осознавать и понимать». Понятие «5 чувств» человека, их названия. Зачем они человеку? Их роль в организме.
Практика: экспериментальная и игровая деятельность: органы чувств (ощущаю, вижу, слышу); дыхательная система (определение объёма воздуха, частоты дыхания, силы дыхательных мышц); «Затяни ремень!», «Взлетающая рука», «Розовых фламинго просим не беспокоить!», «Время кружения», «Путаница с зеркальным волшебством»; игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности, креативности.
Итоговое занятие.
Практика: Диагностика полученных знаний и умений детей о природе, ее явлениях, свойствах предметов и веществ (проводится в виде интерактивной игры). Подведение итогов за год, награждение, задание на лето.
год обучения
Задачи:
Расширять представления детей о свойствах магнита.
Познакомить с понятиями магнетизм, притягивает, примагничивает, магнитные силы, магнитное поле, центр тяжести, равновесие.
Познакомить с физическим свойством «магнетизм», центром тяжести, равновесием.
Знакомить детей об использовании свойств магнита человеком.
Закреплять навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении экспериментов и опытов.
Продолжать развивать воображение, интерес к исследованиям через наблюдение и эксперимент.
Учить понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы, отстаивать свое мнение.
К концу 2 года обучения обучающиеся будут знать: физические свойства окружающего мира, явления природы, факторы среды; физические свойства магнита, центра тяжести, равновесия; понятия: магнетизм, притягивание, примагничивание, магнитные силы, магнитное поле, центр тяжести, сифон, равновесие, рычаг.
Будут уметь: определять основные свойства веществ; выделять факторы среды; устанавливать и объяснять причинно – следственные связи; соблюдать правила техники безопасности при экспериментировании; выделять и ставить проблему, которую необходимо решить, предлагать возможные решения поставленной задачи; обобщать и делать выводы; самостоятельно проводить показанный на занятиях эксперимент.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Экспериментирование с магнитом | 8 | 26 | 34 |
3 | Удивительное рядом | 8 | 26 | 34 |
4 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
ИТОГО: | 17 | 55 | 72 |
Содержание
Вводное занятие.
Теория: Краткое повторение материала, изученного в 1 год обучения: вода, воздух, свет, их свойства, состояния.
Практика: Интерактивная игра «Солнце, воздух и вода» (диагностика ЗУНов 1 г.о.).
Экспериментирование с МАГНИТОМ.
Теория: понятия «магнит, сила магнита», «магнитное поле Земли»; магнитные свойства. Взаимодействие магнита с другими материалами.
Практика: Проведение опытов и экспериментов: Танцующие скрепки, Фокусы с магнитами, Летающая бабочка, Вися на голове, Враг магнетизма, Иголки дыбом, Исчезающий магнит, Компас из иголки и стакана воды, Магнит для опытов, Магнитная инфекция, Магнитные картины, Магнитный ключ, Магнитный рыболов, Маленькая мышка с большой родней, Ожившие железки, Опыт с железными опилками, Опыты с магнитными иголками, Перерезание магнитных силовых линий, Разборчивый магнитный гусь, Умный магнитный гусь.
Удивительное рядом
Теория: Понятия сифон, центр тяжести, равновесие, рычаг. Действие сифона, силы воды, центра тяжести, рычага, равновесия. Физические свойства окружающего мира, явления природы, факторы среды.
Практика: проведение опытов и экспериментов с самодельными приборами: Ваза Тантала, Водяные колеса, Вращение изменяет форму, Дальние родственники кино, Действующая модель водяной турбины, Действующая модель паровой турбины, Калейдоскоп, Карманные солнечные часы, Лодочка с водяным колесом, Моделируя пропеллеры, Настольный баскетбол, Ожившая тень. Опыты с накопленной энергией. Опыты с осями-невидимками. Перископ. Получение изображения на экране, Послушный шарик, Поющая струя, Предок фотоаппарата, Реактивный корабль, Солнечные часы, Стробоскоп, Строение струи, Струя управляет, Струя-световод, Турбина, Фокусы с ширмой-невидимкой.
Центр тяжести: Бегемот и птичка, Вверх по скату, Верхом по бочке, Воробей на ветке, Вилки, Поварёшки, Коробок с сюрпризом, Наверху тарелка, Нож может быть и наверху, Опыт с неустойчивым равновесием, Опыт с центром тяжести тела человека, Послушное и непослушное яйцо, Прилежный пилильщик, Птичкина хитрость, Равновесие вилок, Рычажные весы, Соревнование двух карандашей, Устойчивый карандаш.
Творческая часть: изготовление Вазы Тантала; изготовление модели водяного двигателя; изготовление вертушки; создание объемных рисунков, с помощью предметов; создание рисунков в 3D; изготовление игрушки, основанной на равновесии; делаем кухонные рычажные весы.
Итоговое занятие.
Практика: Диагностика полученных знаний и умений детей о природе, ее явлениях, свойствах предметов и веществ (проводится в виде интерактивной игры). Подведение итогов за год, награждение.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение:
- наглядный материал (научные мультфильмы, видеофильмы, презентации опытов);
- план занятий;
- алгоритмы; схемы проведения опытов, экспериментов;
- инструкции по технике безопасности;
- фонотека;
- видеотека.
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет, столы и стулья;
- проектор с экраном;
- моноблок;
- микроскоп биологический – 1,
- УСБ микроскоп – 1;
- МФУ – 1;
- Бинокль – 1;
- планшет -5;
- стекло предметное – 10;
- стекло покровное – 10;
- цифровая лаборатория – 1.
Информационное обеспечение реализации программы
Информационные ресурсы
1.Сайт МКУ ДО Оричевского Дома детского творчества: http://ddt-orichi.ucoz.ru/
2.Профессиональная страничка педагога в VK: Простой эксперимент https://vk.com/club193949174
3. Электронная почта педагога: ya.nadejdagrebeneva@yandex.ru
Интернет – ресурсы
«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/opit.html
Канал Галилео https://www.youtube.com/channel/UCpNzWUlO6PVb_v7chefBnig
Опыты для детей https://www.7ya.ru/article/5-jeksperimentov-s-telom-i-mozgom-nauchnye-opyty-dlya-detej/
Научные эксперименты со светом https://www.youtube.com/watch?v=rtZM3vetENQ
Весёлые физические опыты https://www.diagram.com.ua/tests/fizika/index.shtml#8
Список литературы
Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
Возрастная психология, Педагогическая психология Н. Н. Поддъяков. К вопросу о развитии мышления дошкольников. -Возрастная и педагогическая психология. Тексты - Е.И. Исенина;
https://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o741_page_16.html
Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей Переводчик: Лемени-Македон П., Издательство: Эксмо, 2011 г. http://www.labirint.ru/books/275268/
365 научных экспериментов. Энциклопедия для детей, 2007 г. – 364с.
Календарный учебный график
Комплектование учебных групп в 2020 – 2021 учебном году осуществляется с 1 по 14 сентября 2020 г. Начало учебного года с 15 сентября 2020 г. Окончание учебного года: 25 мая 2021 г.
Летние каникулы с 26 мая по 31 августа 2021.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Во время осенних, зимних и весенних школьных каникул работа осуществляется в полном объеме часов, может составляться временное расписание занятий с учетом желания детей и их родителей (законных представителей).
Продолжительность академического часа в группах обучающихся составляет 45 минут с перерывом между занятиями 5 минут.