12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гребенева Надежда Юрьевна66
Россия, Кировская обл., пгт. Оричи

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области







Принята методическим советом УТВЕРЖДАЮ:

МКУ ДО Оричевского Дома директор МКУ ДО Оричевского

детского творчества Дома творчества

«__» __________ 20__ г. ___________________________

Протокол № _________ «__» _______________ 20___ г.






Дополнительная общеобразовательная программа


«Простой эксперимент»



Направленность программы: естественнонаучная



Возраст обучающихся: 7-11 лет


Срок реализации программы: 2 года






Автор – составитель программы

Гребенева Надежда Юрьевна

педагог дополнительного образования











п. Оричи 2020 г.

Пояснительная записка


Направленность общеразвивающей программы: естественнонаучная.


Актуальность программы:

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.


Отличительные особенности программы:

В процессе деятельности, на которой строится выполнение программы, ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминает индивидуальные особенности человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

- личностный: узнает свои личные возможности.

Содержание программы вызовет у детей интерес к химии, физике, астрономии, биологии, что в дальнейшем поможет с интересом изучать данные предметы в школе.


Адресат программы: программа рассчитана на детей от 7 до 11 лет

Условия приема: на обучение принимаются все желающие заниматься дети по заявлению от родителей (законных представителей).


Структура программы

Год обучения

Кол-во часов

в год

Режим занятий, периодичность и продолжительность

1

144

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа

2

72

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа


Форма обучения – очная


Особенности организации образовательного процесса: формируется разновозрастная группа детей, состав группы постоянный.


Цель программысоздание и обеспечение необходимых условий для личностного развития детей, стимулирование их познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

Дать знания о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, текучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.д.);

Знакомить с основными явлениями природы;

Развивать представления детей о факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила);

Развивать наблюдательность и любознательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать;

Учить понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы, отстаивать свое мнение;

Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Воспитывать культуру общения.


По окончанию обучения по программе обучающиеся будут знать:

1.физические свойства окружающего мира, явления природы, факторы среды;

2. органы чувств и их функции;

3. физические свойства магнита, центра тяжести, равновесия;

4. новые специальные слова и термины, используемые при демонстрации опытов и дающие объяснения физическим явлениям;

Будут уметь:

определять основные свойства веществ;

выделять факторы среды;

устанавливать причинно – следственные связи;

соблюдать правила техники безопасности при экспериментировании;

выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

предлагать возможные решения поставленной задачи;

обобщать и делать выводы;

7. самостоятельно проводить показанный на занятии эксперимент.


Формы контроля полученных результатов: анкетирование, участие в творческих конкурсах разного уровня, наблюдение.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, творческий, игровой, проблемно – поисковый, опытный, экспериментальный.

Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, подгупповая.

Формы организации учебного занятия - лабораторные работы, демонстрационные опыты, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдения, практическое занятие, представление, презентация, эксперимент.

Педагогические технологии, используемые при реализации программы - технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.

Алгоритм учебного занятия: проверка результатов домашнего экспериментирования, постановка проблемы, нахождение путей её решения, проведение экспериментов, озвучивание выводов и определение правильного, выполнение творческого задания, задание на дом.




Содержание программы


1 год обучения


Задачи:

Расширять представление детей о физических свойствах воды, воздуха.

Обобщать знания детей о функции органов чувств, формировать представление о том, что каждый орган имеет большое для него значение.

Знакомить детей с лазерным лучом, светодиодом и их свойствами: расходимость и поглощение.

Развивать воображение, интерес к исследованиям через наблюдение и эксперимент.

Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Воспитывать культуру общения.


К концу 1 года обучения обучающиеся будут знать: свойства воды, воздуха, света; новые слова, используемые в ходе опытов и экспериментов; название органов чувств и их роль в организме человека; основные правила техники безопасности при проведении простых физических экспериментах.

уметь: самостоятельно провести опыт с пояснениями после демонстрации педагогом; использовать полученные знания в жизни; сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы об изученных свойствах воды, воздуха, света.





УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Экспериментирование с воздухом

8

24

32

3

Экспериментирование с водой

8

24

32

4

Экспериментирование со светом

8

24

32

5

Удивительное рядом

11

33

44

6

Итоговое занятие

-

2

2

ИТОГО:

36

108

144


Содержание

Вводное занятие.

Теория: Что такое эксперимент? Окружающий нас мир. Цели и задачи экспериментирования. Инструктаж по ТБ.

Практика: Диагностика начальных знаний детей о природе, ее явлениях, свойствах предметов и веществ (проводится в виде интерактивной игры).

Экспериментирование с ВОЗДУХОМ.

Теория: Что такое воздух? Воздух — большей частью газ. Воздух — не только газ. Воздух важен для всего живого. Углекислый газ в воздухе может быть и хорошим, и плохим. Воздух содержит воду. Воздух — защитная подушка. Воздух меняется, когда вы поднимаетесь выше. Воздух может двигаться быстро и далеко. Загрязнение воздуха может отменить пикник.

Практика: проведение экспериментов «Кораблики», «Воздушный змей», «Воздействие t на воздушные шарики», «Пуста ли пустая бутылка?», «Поиск воздуха», «Реактивный шарик», «Подводная лодка», «Свеча в банке», «Послушное пламя», «Живая змейка», «Определи, чем пахнет воздух?», «Весёлое кружение», «Забавная воронка», «Превращения с воздухом».

Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: изготовление бумажных корабликов, игра «Воздушное пространство», изготовление оригами, гусениц.

Экспериментирование с ВОДОЙ.

Теория: Что такое вода? Свойства воды (цвет, запах, текучесть), состояние воды (жидкая, твёрдая, газообразная), вода-растворитель, вода – осадки, расширение и сжатие воды, вода – источник жизни на Земле.

Практика: проведение экспериментов «Форма дождевых капель», «Испытывая давление», «Карандаши», «Сухой из воды», «Форма воды», «Запах воды», «Зонтики», «Дождь на море», «Лужицы града», «Снежинки», «Вода, набирая вес», «Удивительные облака», «Осадки», «Вода течёт в верх», «Водяная стена», «Образование рек», «Оползни», «Лавина», «Опасные напитки», «Превращения с водой», «Почему не выливается», «Цветная капуста», «Плавающее яйцо», Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз.

Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: КТД «А мои капли похожи на…»; Шоу мыльных пузырей.

Экспериментирование со СВЕТОМ.

Теория: Что такое свет, луч? Свойства света — прямолинейность, распространение, отражение. Образование теней. Проекции объемных предметов.

Практика: проведение экспериментов «Преломление предмета в воде», «Отражение света», «Поймать радугу», «Силуэт», «Танцы теней», «Превращения со светом», «Серебряное яйцо», «Плясун в зеркале», «Слева направо и справа налево», «Странные отражения», «Не раскупоривая бутылку».

Творческая часть, необходимая для проведения эксперимента: конкурс «Чей силуэт», Самодельный спектроскоп.

Удивительное рядом.

Теория: Человек – это кто? Есть ли в этом мире что-то более удивительное, чем человек? Рецепторы (проприоцепторы). Слово «проприоцепция» происходит от двух латинских слов: proprius — «собственный», и perception, что значит «способность осознавать и понимать». Понятие «5 чувств» человека, их названия. Зачем они человеку? Их роль в организме.

Практика: экспериментальная и игровая деятельность: органы чувств (ощущаю, вижу, слышу); дыхательная система (определение объёма воздуха, частоты дыхания, силы дыхательных мышц); «Затяни ремень!», «Взлетающая рука», «Розовых фламинго просим не беспокоить!», «Время кружения», «Путаница с зеркальным волшебством»; игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности, креативности.

Итоговое занятие.

Практика: Диагностика полученных знаний и умений детей о природе, ее явлениях, свойствах предметов и веществ (проводится в виде интерактивной игры). Подведение итогов за год, награждение, задание на лето.




год обучения


Задачи:

Расширять представления детей о свойствах магнита.

Познакомить с понятиями магнетизм, притягивает, примагничивает, магнитные силы, магнитное поле, центр тяжести, равновесие.

Познакомить с физическим свойством «магнетизм», центром тяжести, равновесием.

Знакомить детей об использовании свойств магнита человеком.

Закреплять навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении экспериментов и опытов.

Продолжать развивать воображение, интерес к исследованиям через наблюдение и эксперимент.

Учить понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы, отстаивать свое мнение.


К концу 2 года обучения обучающиеся будут знать: физические свойства окружающего мира, явления природы, факторы среды; физические свойства магнита, центра тяжести, равновесия; понятия: магнетизм, притягивание, примагничивание, магнитные силы, магнитное поле, центр тяжести, сифон, равновесие, рычаг.

Будут уметь: определять основные свойства веществ; выделять факторы среды; устанавливать и объяснять причинно – следственные связи; соблюдать правила техники безопасности при экспериментировании; выделять и ставить проблему, которую необходимо решить, предлагать возможные решения поставленной задачи; обобщать и делать выводы; самостоятельно проводить показанный на занятиях эксперимент.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Экспериментирование с магнитом

8

26

34

3

Удивительное рядом

8

26

34

4

Итоговое занятие

-

2

2

ИТОГО:

17

55

72


Содержание

Вводное занятие.

Теория: Краткое повторение материала, изученного в 1 год обучения: вода, воздух, свет, их свойства, состояния.

Практика: Интерактивная игра «Солнце, воздух и вода» (диагностика ЗУНов 1 г.о.).

Экспериментирование с МАГНИТОМ.

Теория: понятия «магнит, сила магнита», «магнитное поле Земли»; магнитные свойства. Взаимодействие магнита с другими материалами.

Практика: Проведение опытов и экспериментов: Танцующие скрепки, Фокусы с магнитами, Летающая бабочка, Вися на голове, Враг магнетизма, Иголки дыбом, Исчезающий магнит, Компас из иголки и стакана воды, Магнит для опытов, Магнитная инфекция, Магнитные картины, Магнитный ключ, Магнитный рыболов, Маленькая мышка с большой родней, Ожившие железки, Опыт с железными опилками, Опыты с магнитными иголками, Перерезание магнитных силовых линий, Разборчивый магнитный гусь, Умный магнитный гусь.

Удивительное рядом

Теория: Понятия сифон, центр тяжести, равновесие, рычаг. Действие сифона, силы воды, центра тяжести, рычага, равновесия. Физические свойства окружающего мира, явления природы, факторы среды.

Практика: проведение опытов и экспериментов с самодельными приборами: Ваза Тантала, Водяные колеса, Вращение изменяет форму, Дальние родственники кино, Действующая модель водяной турбины, Действующая модель паровой турбины, Калейдоскоп, Карманные солнечные часы, Лодочка с водяным колесом, Моделируя пропеллеры, Настольный баскетбол, Ожившая тень. Опыты с накопленной энергией. Опыты с осями-невидимками. Перископ. Получение изображения на экране, Послушный шарик, Поющая струя, Предок фотоаппарата, Реактивный корабль, Солнечные часы, Стробоскоп, Строение струи, Струя управляет, Струя-световод, Турбина, Фокусы с ширмой-невидимкой.

Центр тяжести: Бегемот и птичка, Вверх по скату, Верхом по бочке, Воробей на ветке, Вилки, Поварёшки, Коробок с сюрпризом, Наверху тарелка, Нож может быть и наверху, Опыт с неустойчивым равновесием, Опыт с центром тяжести тела человека, Послушное и непослушное яйцо, Прилежный пилильщик, Птичкина хитрость, Равновесие вилок, Рычажные весы, Соревнование двух карандашей, Устойчивый карандаш.

Творческая часть: изготовление Вазы Тантала; изготовление модели водяного двигателя; изготовление вертушки; создание объемных рисунков, с помощью предметов; создание рисунков в 3D; изготовление игрушки, основанной на равновесии; делаем кухонные рычажные весы.

Итоговое занятие.

Практика: Диагностика полученных знаний и умений детей о природе, ее явлениях, свойствах предметов и веществ (проводится в виде интерактивной игры). Подведение итогов за год, награждение.


Организационно-педагогические условия реализации программы


Методическое обеспечение:

- наглядный материал (научные мультфильмы, видеофильмы, презентации опытов);

- план занятий;

- алгоритмы; схемы проведения опытов, экспериментов;

- инструкции по технике безопасности;

- фонотека;

- видеотека.


Материально-техническое обеспечение:

- кабинет, столы и стулья;

- проектор с экраном;

- моноблок;

- микроскоп биологический – 1,

- УСБ микроскоп – 1;

- МФУ – 1;

- Бинокль – 1;

- планшет -5;

- стекло предметное – 10;

- стекло покровное – 10;

- цифровая лаборатория – 1.


Информационное обеспечение реализации программы

Информационные ресурсы

1.Сайт МКУ ДО Оричевского Дома детского творчества: http://ddt-orichi.ucoz.ru/

2.Профессиональная страничка педагога в VK: Простой эксперимент https://vk.com/club193949174

3. Электронная почта педагога: ya.nadejdagrebeneva@yandex.ru


Интернет – ресурсы

«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/opit.html

Канал Галилео https://www.youtube.com/channel/UCpNzWUlO6PVb_v7chefBnig

Опыты для детей https://www.7ya.ru/article/5-jeksperimentov-s-telom-i-mozgom-nauchnye-opyty-dlya-detej/

Научные эксперименты со светом https://www.youtube.com/watch?v=rtZM3vetENQ

Весёлые физические опыты https://www.diagram.com.ua/tests/fizika/index.shtml#8



Список литературы


Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

Возрастная психология, Педагогическая психология Н. Н. Поддъяков. К вопросу о развитии мышления дошкольников. -Возрастная и педагогическая психология. Тексты - Е.И. Исенина;

https://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o741_page_16.html

Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей Переводчик: Лемени-Македон П., Издательство: Эксмо, 2011 г. http://www.labirint.ru/books/275268/

365 научных экспериментов. Энциклопедия для детей, 2007 г. – 364с.


Календарный учебный график


Комплектование учебных групп в 2020 – 2021 учебном году осуществляется с 1 по 14 сентября 2020 г. Начало учебного года с 15 сентября 2020 г. Окончание учебного года: 25 мая 2021 г.

Летние каникулы с 26 мая по 31 августа 2021.

Продолжительность учебного года составляет 36 недель.

Во время осенних, зимних и весенних школьных каникул работа осуществляется в полном объеме часов, может составляться временное расписание занятий с учетом желания детей и их родителей (законных представителей).

Продолжительность академического часа в группах обучающихся составляет 45 минут с перерывом между занятиями 5 минут.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.