Дополнительная общеобразовательная программа «Путешествие в мир растений» (7–9 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский эколого-биологический центр Советского района
городского округа г. Уфа Республики Башкортостан
«Утверждаю» «Утверждаю»
Директор МБОУДОД ДЭБЦ ректор ГАОУ ДПО ИРО РБ
_________ О.В.Коровина ___________ Р.Г.Мазитов
«____» ___________ 2020г. «___» ____________ 2020г.
Утверждена на заседании
Программно-экспертном совета
протокол № __ от «__» ___ 2020г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Путешествие в мир растений»
(возраст детей от 12 до 17 лет, срок реализации
программы - 2 года)
Автор-составитель программы:
СТУПАК СВЕТЛАНА ИГОРЕВНА
педагог дополнительного образования
г. Уфа Советский район РБ
2020 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Природа вызывает интерес у людей ещё с самого начала развития человечества. Сейчас человек начинает забывать, что всё что он имеет сегодня зависит от окружающей его среды. Ботаника, как часть биологии, позволяет на простых объектах объяснить многие сложные природные процессы.
Воспитание в школьниках любви к природе, ответственному отношению к окружающей среде позволяет вырастить разумного гражданина, что в будущем напрямую повлияет на судьбу самого ученика и на судьбу всего общества. Привлечение детей в объединения по охране и изучению живой природы так же позволит сформировать экологическое сознание, которое в последствии поможет избежать экологические катастрофы. Именно в детском возрасте это будет сделать проще всего – детям интересен мир вокруг, его устройство. В юном возрасте легче всего сформировать эмоциональную близость и понимание о сути происходящих в природе процессов.
Учреждения детского дополнительного образования являются важным звеном в российской системе образования. Ребёнок может выбрать объединение интересное и близкое ему, найти в нём новых товарищей-единомышленников, что ускорит формирование комплекса специальных умений, навыков, знаний. В процессе работы складывается экологическое мировоззрение. Параллельно с этим у ребёнка улучшаются социальные навыки, вырабатывается уверенность в своих возможностях и складывается позитивное отношение к жизни.
Сеть детских эколого-биологических центров открывает возможность углублённого изучения комплекса наук любому школьнику нашей страны. Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Путешествие в мир растений» имеет эколого-биологическую направленность. Помимо обретения школьником умений, навыков и знаний, она формирует ответственное отношение к природе, воспитывает экологическое сознание, ответственность, обучает методике проведения проектно-исследовательской деятельности, проведению лабораторных опытов и раскрывает творческий потенциал детей и вовлекает в участие экологической и природоохранной жизни города.
Программа предусматривает теоретические занятия в группе и самостоятельное изучение тем, лабораторные занятия с постановкой эксперимнтов, экскурсии, также предусмотрена возможность просмотра дополнительных материалов онлайн в группе социальной сети «В контакте», очные теоретические занятия дублируются онлайн-конференциями для детей, находящихся вне класса, составлена на основе изученной литературы по биологии, ботанике, физиологии растений, учитывает содержание и особенности Единого государственного экзамена по биологии, включает разбор заданий Всероссийской олимпиады школьников по биологии разных уровней сложности.
Новизна программы. Данная программа учитывает рекомендаций по преподаванию биологии в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, представляет одно из средств воспитания в детях ответственного отношения к природе, позволяет углубить, систематизировать знания о флоре и её экологии. Программа отличается от существующих тем, что описывает на примере растений основные процессы жизнедеятельности организмов на разных уровнях организации наличием раздела «Растительные сообщества Башкортостана» (региональный компонент), предусмотренной возможностью осваивать теоретический материал дистанционно и следить за успехами объединения в группе социальной сети «В контакте», в процессе освоения программы предусмотрена проектная деятельность.
Актуальность.
Экологическая обстановка ставит перед человечеством каждый год всё более сложные задачи. Воспитание в подрастающего поколения в рамках ответственного отношения к живой природе, позволит вырастить разумного гражданина, который станет частью общества будущего. Общество должно будет решить экологические проблемы, которые мы решить не смогли. Однако, ответственных граждан необходимо выращивать сейчас. Формирование экологического сознания у детей – это то, что предотвратит или минимизирует последствия возможных катастроф. Понимание детьми места растений в целостной картине мира, несомненно, способствует ответственному отношению к окружающей среде, а эмоциональная близость к объектам живой природы усиливает эффект.
Программа «Путешествие в мир растений» целесообразна педагогически – используемые методы и педагогические технологии позволяют достичь поставленные задачи. Программа может быть использована в других образовательных учреждениях.
Цель – изучение растительного мира и формирование экологического мировоззрения
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- расширить представления о растительном многообразии Земли;
- сформировать знания о: систематике, анатомии, морфологии, геоботанике, экологии растений.
- ознакомить обучающихся с растениями Башкортостана
- содействовать выработке практических умений и навыков по проведению лабораторных и полевых работ, применению полученных знаний в жизни;
- содействовать выработке навыков в экспериментальной и научно-исследовательской работе.
2.Развивающие задачи:
- развивать эмоциональную сферу, мышление, внимание, память, эстетическое восприятие;
- способствовать развитию практических навыков проведения экспериментов;
- способствовать развитию практических навыков проведения полевых работ;
- способствовать развитию у обучающихся интереса к самостоятельному исследованию;
- способствовать формированию стремления к распространению экологических знаний и личному участию в экологической жизни города.
3.Воспитательные:
-воспитывать ответственное отношение к природным ресурсам и охране окружающей среды;
- содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни.
Возрастной состав – от 12 до 17 лет.
Количество обучающихся – в группах 1 года по 15 человек, в звеньях соответственно – 7 и 8 человек, 2 года – 12 человек.
Особенности набора – в объединение «Путешествие в мир растений» может записаться любой желающий ребёнок
Состав обучающихся – в течение года остается постоянный.
Срок реализации программы: 2 года.
Форма занятий - групповая и звеньевая, при выполнении научно-исследовательских работ - индивидуальная.
Количество занятий – 144 часа в год, учебных часов в неделю – 4 ч. по 45 мин. в соответствии уставом учреждения, санитарными нормами и возрастными особенностями обучающихся.
Место проведения занятий – ДЭБЦ Советского района, кабинет № 8.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В результате реализации данной программы, обучающиеся должны ЗНАТЬ:
- основные жизненные процессы в организме растения;
- морфология растений;
- жизненные формы растений;
- систематические группы растений;
- основные способы размножения, рост и развитие растений;
- экологические группы растений;
- типы растительных сообществ;
- взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию, лимитирующие факторы;
- роль растений в природе, их значение в жизни человека;
- общие правила изготовления гербария;
- правила проведения полевых работ;
- основы почвоведения;
- наиболее распространенные заболевания и вредителей растений, способы лечения и профилактики;
- существующие типы экосистем;
Уметь:
- распознавать органы растений и строение растительной клетки;
- применять в жизни знания о экологических группах растений;
- проводить наблюдение за сезонными изменениями;
- применять в жизни основы ландшафтного дизайна;
- определять вид растения по определителю;
- проводить геоботанические исследования.
Формы промежуточного и итогового контроля: опрос, тестирование, исследовательские работы.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной и текущий контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, диагностическое анкетирование, собеседование, итоговые занятия по темам.
Формы подведения итогов реализации: итоговые тестовые задания, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, викторинах, экодиктанте.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Наименование тем | Всего часов | В том числе |
| | теория | практика |
1. Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1 | |
3. Клетка | 4 | 2 | 2 |
4. Ткани | 4 | 2 | 2 |
5. Эволюция растительного мира | 4 | 2 | 2 |
6. Онтогенез растений | 4 | 2 | 2 |
4 | 2 | 2 | |
4 | 2 | 2 | |
4 | 2 | 2 | |
6 | 2 | 4 | |
4 | 2 | 2 | |
4 | 2 | 2 | |
13. Дыхание | 4 | 2 | 2 |
14. Фотосинтез | 4 | 2 | 2 |
15. Пигменты | 4 | 2 | 2 |
16. Фитогормоны | 4 | 2 | 2 |
4 | 2 | 2 | |
18. Жизненные формы растений | 6 | 2 | 4 |
4 | 2 | 2 | |
20. Стратегии жизни | 4 | 2 | 2 |
4 | 2 | 2 | |
22. Отношения между видами | 4 | 2 | 2 |
23. Введение в геоботанику, ареалы обитания | 4 | 2 | 2 |
4 | 2 | 2 | |
25. Экосистемы Башкортостана | 4 | 2 | 2 |
4 | 2 | 2 | |
27. Леса | 4 | 2 | 2 |
28. Степные экосистемы | 4 | 2 | 2 |
4 | 2 | 2 | |
4 | 2 | 2 | |
31 Водные экосистемы | 4 | 2 | 2 |
32 Горные экосистемы | 4 | 2 | 2 |
4 | 2 | 2 | |
4 | 2 | 2 | |
35. Изготовление гербария | 2 | 1 | 1 |
4 | 2 | 2 | |
37. Итоговое тестирование. Заключительное занятие | 2 | 2 | - |
| | | |
ИТОГО: | 144 | 68 | 72 |
Содержание программы I года обучения.
1. Введение в образовательную программу. (2ч.)
Ознакомление с образовательной программой. Знакомство и опрос общего уровня знаний. Инструктаж по общим правилам техники безопасности.
Практическая часть. Экскурсия по учебно-опытному участку.
Оборудование и материалы: горшочные растения, растения открытого грунта, разработка экскурсий.
2. Химический состав живых организмов. (2 ч.). Основные элементы живой природы. Вода. Минеральные соли. Белки. Жиры. Углеводы. Нуклеиновые кислоты.
Самостоятельная работа. Сравнение химического состава живых и неживых объектов
Практическая часть. Выявление питательных веществ семян
Оборудование и материалы: Семена, йод, бумага, лабораторная посуда
3. Клетка (4ч.).
Клетки растений и животных. Органоиды растительных клеток. Функции клеток растений. Теория Симбиогенеза.
Практическая часть. Микроскопирование клеток растений
Самостоятельная работа. Таблица «Органоиды клетки»
Оборудование и материалы: Микроскопы, растительный материал, лабораторная посуда
4 .Ткани. (4ч.). Что такое ткани? Проводящие ткани. Покровные ткани. Основные ткани. Образовательные ткани. Механические ткани.
Практическая часть. Микроскопирование тканей растений\
Самостоятельная работа. Таблица «Сравнение тканей растения»
Материалы и оборудование: Микроскопы, растительный материал, лабораторная посуда
5. Эволюция растительного мира. (4 ч.) Основные законы эволюции. Возникновение жизни на земле. Господство водорослей. Выход растений на сушу. Господство папоротников. Возникновение голосеменных. Возникновение цветковых растений.
Самостоятельная работа. Схема «Эволюция растений»
Практическая часть. Сравнение эволюционных групп растений
Оборудование и материалы: Литература по палеоботанике, современные горшочные растения
6. Онтогенез растений. (4 ч.).
Индивидуальное развитие растений. Онтогенез – важный биологический процесс. Этапы жизни растения.
Самостоятельная работа. Таблица «Стадии онтогенеза»
Практическая часть. Посадка семян пшеницы и наблюдение за стадиями онтогенеза.
Оборудование и материалы. Семена пшеницы Омская 35, лабораторная посуда
7. Роль побегов в жизни растения (4 ч.). Что такое побег? Эволюционное происхождение побега. Функции побега. Части побега.
Самостоятельная работа. Таблица «Типы побегов растений»
Практическая часть. Изучение строения разных типов побегов деревьев
Оборудование и материалы: ветви деревьев, определитель растений в безлистном состоянии. Опыт «Проводящая функция побегов»
8 Корневая система растений. (4ч.) Функции корня. Виды корневых систем. Строение корня. Зоны корневых волосков.
Самостоятельная работа Таблица «Корневые системы растений»
Практическая часть. Изучение функций корневой системы.
Оборудование и материалы: Проростки пшеницы, лабораторное оборудование, микроскопы, горшочные растения.
9. Листья.(4ч.) Что такое лист? Значение листа для растения. Морфология листа. Анатомия листа. Функции листа.
Практическая часть. Измерение площади листовой поверхности растения.
Самостоятельная работа. Таблица «морфология листа»
Оборудование и материалы. Гербарий, горшечные листья, бумага в клеточку
10. Вегетативное размножение растений (6ч.) Вегетативные органы растений. Строение вегетативных почек. Способы вегетативного размножения растений.
Практическая часть. Размножение с помощью черенков и частей листа.
Самостоятельная работа. Таблица «Способы вегетативного размножения»
Оборудование и материалы: Горшочные растения, лабораторная посуда
11. Генеративное размножение растений. (4ч.). Генеративные способы размножения. Андроцей. Гинецей. Способы генеративного размножения растений. Двойное оплодотворение.
Самостоятельная работа. Таблица «Способы генеративного размножения»
Практическая часть. Микроскопирование генеративных частей растений
Оборудование и материалы. Микроскопы, готовые и временные препараты
12. Обмен веществ. (4ч.). Что такое обмен веществ? Транспирация растений. Приспособления растений для обмена веществ. Сезонные изменения в обмене веществ растений. Значение обмена веществ растений.
Самостоятельная работа. Таблица сравнение процессов фотосинтеза и дыхания
Практическая часть. Сравнение уровня транспирации растений
Оборудование и материалы. Горшочные растения, лабораторная посуда.
13. Дыхание.(4ч.) Что такое дыхание? Виды дыхания растений. Как происходит процесс дыхание у растений?
Самостоятельная работа. Сравнение процессов дыхания у растений и животных
Практическая часть. Доказательство наличия дыхания у растений
Оборудование и материалы. Горшочные растения, лабораторная посуда.
14. Фотосинтез.(4ч.) Суть фотосинтеза. Значение фотосинтеза для растения и окружающей среды. Процесс фотосинтеза. Строение хлоропласта.
Самостоятельная работа. Фотосинтезирующие органы различных растений – сравнение.
Практическая часть. Доказательство наличия фотосинтеза у растений
15. Пигменты.(4ч.) Пластиды растений. Химические свойства и химическое строение пластид. Функции пигментов растений.
Самостоятельная работа. Сравнение пигментов растений
Практическая часть. Бумажная хроматография
Оборудование и материалы. Лабораторная посуда. Фильтровальная бумага
16. Фитогормоны (4ч.). Что такое фитогормоны. Значение фитогормонов в организме растений. Краткая классификация фитогормонов.
Самостоятельная работа. Таблица «Фитогормоны».
Практическая часть. Влияние ауксинов на растения
Оборудование и материалы. Лабораторная посуда, ауксин, горшочные растения
17. Минеральный обмен. (4ч.) Физиологическая роль минерального питания. Микроэлементы. Недостаток питательных элементов.
Самостоятельная работа. Таблица «Минеральный обмен растений»
Практическая часть. Выращивание проростков пшеницы в среде с разным минеральным составом.
Оборудование и материалы: Горшочные растения, лабораторная посуда
18.Жизненные формы растений (6ч.) Что такое жизненная форма растений. Почки возобновления. Классификация жизненных форм по Раункиеру. Классификация жизненных форм по Серебрякову.
Самостоятельная работа. Зарисовка жизненных форм по разным классификациям.
Практическая часть. Определение жизненных форм растений. Определение возраста деревьев.
Оборудование и материалы. Рулетка, таблицы-определители жизненных форм.
19. Факторы среды (4 ч.) Что такое среда и как она влияет на организмы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Приспособление растений к различным факторам среды. Классификация растений по отношению к факторам среды.
Самостоятельная работа. Зарисовка приспособлений растений к различным факторам среды.
Практическая часть. Явление фототропизма, геотропизма.
Оборудование и материалы. Тёмная камера-лабиринт, черенки растений, лампа.
20. Стратегии жизни. (4ч.) Что такое жизненная стратегия? Жизненные стратегии по Раменскому. Жизненные стратегии растений по Грайму.
Самостоятельная работа. Таблица «Жизненные растения»
Практическая часть. Жизненные формы растений Башкортостана
Оборудование и материалы. Атлас растений Башкортостана. Презентация с изображениями растений Башкортостана
21. Экологическая ниша. (4ч.). Понятие экологической ниши. Пространственная ниша. Трофическая ниша.
Самостоятельная работа. Кроссворд экологическая ниша
Практическая часть. Экологические ниши растений Башкортостана
Оборудование и материалы. Атлас растений Башкортостана, карты, изображения растений
22. Отношения между видами. (4ч.) Виды взаимодействий между растениями. Прямые. Косвенные. Физиологические.
Самостоятельная работа. Рассматривание листа традесканции под микроскопом, зарисовка в дневники.
Практическая часть. Строение лишайника. Определение лишайников
Оборудование и материалы: микроскопы, лабораторное оборудование, йод
23. Введение в геоботанику, ареалы обитания. (4ч.). Что такое геоботаника? Фитоценозы. Методы геоботаники.
Самостоятельная работа. Составление кроссворда.
Практическая часть. Фитоценозы Башкортостана
Оборудование и материалы. Атлас растений Башкортостана, карты
24. Введение в почвоведение. (4ч.). Почвоведение как наука. Законы генезиса и распространения почв В.В. Докучаева. Геологический разрез. Основные типы почв России и Башкортостана.
Самостоятельная работа. Редкие почвы России
Практическая часть. Почвенная карта Башкортостана.
Оборудование и материалы. Атлас почв Башкортостана, контурные карты Башкортостана
25. Экосистемы Башкортостана. (4ч.) Что такое экосистема? Естественные и искусственные экосистемы.
Самостоятельная работа. Сравнение экосистем (Таблица)
Практическая часть. Составление карты экосистем Башкортостана
Оборудование и материалы: Атлас растений Башкортостана, контурные карты
26. Биологическое разнообразие (4ч) Разнообразие растений Земли. Растительное разнообразие России и Башкортостана.
Самостоятельная работа. Таблица «Природное местообитание комнатных растений»
Практическая часть. Просмотр тематического фильма
Оборудование и материалы: Проектор, фильм
27. Леса (4ч.) Особенности лесных экосистем. Леса России. Видовая структура лесов Башкирии.
Самостоятельная работа. Карточки «Растения лесов башкортостана»
Практическая часть. Экскурсия в Непейцевский дендропарк
Оборудование и материалы: Определитель деревьев в безлистном состоянии
28. Степные экосистемы. (4ч.). Трофическая структура степей. Степи Башкортостана. Видовая структура степей. Биотические и абиотические факторы.
Самостоятельная работа. Карточки «Растения степей Башкортостана»
Практическая часть. Изучение видового разнообразия степей
Оборудование и материалы. Атлас-определитель растений. Обучающий фильм. Изображения растений.
29. Луговые экосистемы. (4ч.). Трофическая структура лугов. Луга Башкортостана. Видовая структура лугов. Биотические и абиотические факторы.
Самостоятельная работа. Карточки «Видовое разнообразие лугов Башкортостана»
Практическая часть. Изучение видового разнообразия лугов
Творческая часть. «Дары наших лугов»
Оборудование и материалы. Атлас-определитель растений. Обучающий фильм. Изображения растений.
30. Болотные экосистемы (4ч.). Трофическая структура болот. Болота Башкортостана. Видовая структура болот. Биотические и абиотические факторы.
Самостоятельная работа. Карточки «Видовое разнообразие болот Башкортостана»
Практическая часть. Опыт размножения гортензии черенками.
Оборудование и материалы. Микроскоп, лупы, разработка легенд о цветах (о гортензии)
31. Водные экосистемы (4ч.) Пресные и солёные гидроценозы. Искусственные водоёмы. Водоёмы Башкортостана.
Самостоятельная работа. Карточки «Растения водных экосистем»
Практическая часть. Разработка гидроценоза аквариума
Оборудование и материалы. Изображения водных растений, интернет-ресурсы.
32. Горные экосистемы. (4ч.) Высотная поясность. Степь, горный лес, горная тундра, ледник. Биотические и абиотические факторы среды. Трофическая, пространственная, видовая структуры.
Самостоятельная работа. Карточки «Растения горных зон Башкортостана»
Практическая часть. Просмотр обучающего фильма
Оборудование и материалы. Проектор, фильм
33. Охрана редких видов. (4 ч.) Для чего нужно охранять редкие виды? Как российское законодательство защищает редкие и исчезающие виды. Типы ООПТ. Красная книга.
Самостоятельная работа. Таблица «Охраняемые растения Башкортостана»
Практическая часть. Карта «ООПТ России и Башкортостана»
Творческая часть. Изготовление плакатов в защиту краснокнижных растений
Оборудование и материалы. Красная книга Башкортостана, карты, контурные карты, интернет-ресурсы
34. Ресурсные виды растений (4ч.) Значение ресурсных видов для человека. Агросистемы. Пищевые растения. Кормовые растения Лекарственные растения.
Самостоятельная работа. Лекарственные растения Башкортостана
Практическая часть. Изучение ресурсных видов Башкортостана
Оборудование и материалы. Гербарий, изображения, атлас растений
35. Изготовление гербария (2 ч.) Для чего нужен гербарий? Правила полевых работ при изготовлении гербария. Как сохранить растения в гербарии? Изготовление этикеток для гербарных листов. Как правильно хранить гербарий?
Самостоятельная работа. Гербарий растений у моего дома
Практическая часть. Экскурсия в парк лесоводов г. Уфы и
Оборудование и материалы. Разработка экскурсии
36. Генетика и селекция растений (4ч.) Основы генетики и селекции. ГМО растения.
Самостоятельная работа.
Практическая часть. Экскурсия в лимонарий
Оборудование и материалы: Программа экскурсии
37 . Итоговое тестирование. Заключительное занятие (2ч.)
Оборудование и материалы. Итоговый тест
При изучении программы I года обучения обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- строение растительное клетки;
- анатомию и морфологию растений;
- основные метаболические процессы в организме растений;
- онтогенез растений и типы размножения;
- приспособления растений к условиям среды;
- основы почвоведения;
- основы геоботаники;
- экосистемы Башкортостана;
- ООПТ и краснокнижные растения Башкортостана;
- ресурсные виды растений
УМЕТЬ:
- классифицировать жизненные и экологические формы растений;
- работать с определителем растений;
- проводить геоботанические исследования в разных экосистемах;
- работать с микроскопом и лабораторной посудой;
- измерять возраст деревьев
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Наименование тем | Всего часов | В том числе числе | |
теория | практика | ||
1. Вводное занятие: систематика растений | 4 | 2 | 2 |
2. Мировое разнообразие растений | 8 | 2 | 4 |
3. Низшие растения | 6 | 2 | 4 |
4. Высшие споровые растения | 6 | 2 | 4 |
5. Голосеменные растения | 6 | 2 | 4 |
10 | 2 | 6 | |
7. Медоносные растения | 6 | 2 | 4 |
6 | 2 | 4 | |
9. Сельскохозяйственное растениеводство | 12 | 4 | 8 |
10. Парковое растениеводство | 6 | 2 | 2 |
6 | 2 | 4 | |
12. Сохранение плодородия почв | 8 | 2 | 6 |
8 | 2 | 4 | |
14. Адаптация растений к непривычной среде обитания | 6 | 2 | 4 |
6 | 2 | 4 | |
8 | 2 | 6 | |
10 | 2 | 6 | |
18. Основы ландшафтного дизайна | 10 | 2 | 6 |
19. Разработка дизайн-проекта озеленения территории | 12 | 4 | 8 |
20. Конференция объединения на тему «Ландшафтный дизайн». Итоговое тестирование. | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 144 | 54 | 74 |
Содержание программы II года обучения.
1. Вводное занятие. Систематика растений (4ч.)
Ознакомление с образовательной программой. Инструктаж по общим правилам техники безопасности. Экскурсия в оранжерею.
Самостоятельная работа. Изготовление плаката-определителя коллекции комнатных растений
Практическая часть. Фенологические наблюдения за комнатными растениями
Оборудование и материалы. Разработка экскурсии
2. Мировое разнообразие растений (8ч.) Значение растений для биосферы. Климатические пояса земли. Растения сурового климата. Растения умеренного пояса. Растения субтропиков. Растения тропического пояса. Экваториальные и субэкваториальные растения.
Практическая часть. Геоботанические карты
Оборудование и материалы. Контурные карты, атласы, карты
3. Низшие растения (6ч.) Значение низших растений. Анатомия и морфология низших растений. Биоразнообразие низших растений. Систематика низших растений
Самостоятельная работа: Наблюдение за низшими растениями в природе
Практическая часть. Методика определения лишайников. Лихеноиндикация в городе
Оборудование и материалы: Микроскоп, лабораторная посуда, реактивы, определитель
4. Высшие споровые растения (6ч.) Значение высших споровых растений. Анатомия и морфология высших споровых растений. Биоразнообразие высших споровых растений. Систематика высших споровых растений
Самостоятельная работа. Споровые растения Башкортостан
Практическая часть. Методика определения высших споровых растений
Оборудование и материалы. Определитель, увеличительные приборы
5. Голосеменные растения (6 ч.) Значение голосеменных растений. Анатомия и морфология голосеменных растений. Биоразнообразие голосеменных растений. Систематика голосеменных растений
Самостоятельная работа. «Голосеменные растения у моего дома»
Практическая часть. Определение голосеменных растений
Оборудование и материалы. Определитель
6. Обзор покрытосеменных растений (10ч.) Значение покрытосеменных растений. Анатомия и морфология покрытосеменных растений. Биоразнообразие покрытосеменных растений. Систематика покрытосеменных растений
Самостоятельная работа. «Карта покрытосеменных растений рядом с моим домом»
Практическая часть Определение покрытосеменных растений
Оборудование и материалы. Определитель
7. Медоносные растения (6 ч.). Классификация медоносов. Сезонность медоносов. Значение медового хозяйства.
Самостоятельная работа. Опрос – «Какой мёд любят в моей семье?»
Практическая часть. Медоносные растения
Оборудование и материалы: гербарий, атлас растений
8. Комнатное цветоводство (6ч.) История появления комнатного цветоводства. Как ухаживать за комнатными растениями? Как правильно пересаживать растения? Как размножать растения в домашних условиях?
Самостоятельная работа. «Мои комнатные растения»
Практическая часть. Пересадка комнатных растений
Оборудование и материалы. Горшочные растения, горшки, грунт, дренаж, газеты, совки
9. Сельскохозяйственное растениеводство. (12 ч) Основные сельскохозяйственные растения. Полеводство. Овощеводство. Садоводство.
Самостоятельная работа. Проращивание семян разных культурных растений
Практическая часть. Сравнение онтогенеза разных культурных растений
Оборудование и материалы: Семена, горшки, дренаж, грунт, лабораторная посуда
10. Парковое растениеводство (6ч.) Какие растения используют в парковом растениеводстве? Планирование паркового пространства. Объекты паркового благоустройства.
Самостоятельная работа. План парка мечты
Практическая часть. Выращивание рассады однолетних цветов
Оборудование и материалы. Семена растений, горшки, грунт, дренаж
11. Вредители и болезни растений (6ч.) Вредители растений. Болезни растений. Влияние абиотических условий на растения.
Самостоятельная работа. Выявление у домашних растений заболевания
Практическая часть. Обследование растений центра на наличие болезней и вредителей
Оборудование и материалы: литература по комнатному цветоводству
12. Сохранение плодородия почв (8ч.) Что такое плодородие и что на него влияет? Химический состав почв. Гумус. Удобрения.
Самостоятельная работа. Разработка плана подкормки домашних растний
Практическая часть. . Составление графика подкормки растений.
Оборудование и материалы: литература по комнатному цветоводству
13. Разведение растений (8ч.) Как разводят растения в промышленном масштабе? Как правильно разводить растения дома?
Самостоятельная работа. Уход за домашними растениями
Практическая часть. Черенкование растений и их укоренение
Оборудование и материалы. Горшочные растения, горшки
14. Адаптация растений к непривычной среде обитания (6ч.) Что такое адаптация? Период адаптации у растений. Как правильно закалять растение?
Самостоятельная работа. Уход за домашними растениями
Практическая часть. Адаптация рассады
Оборудование и материалы. Рассада, парники
15. Растения в биотехнологии (6ч.) Биотехнология. Современные методы разведения растений. Биотехнологии в декоративном цветоводстве. Биотехнологии в пищевой промышленности.
Самостоятельная работа. Уход за растениями
Практическая часть. Растения в бутылке
Оборудование и материалы: Колбы, грунт, комнатные растения
16. Ботаническое наследие Уфы (8ч.) История Уфы. Озеленение Уфы в прошлом. Современное озеленение. Парки Уфы.
Самостоятельная работа. Уход за растениями
Практическая часть. Экскурсия в ботанический сад
Оборудование и материалы: Разработка экскурсии
17. Роль озеленения в жилище и городе. (10ч.) Влияние растений на психику и эмоциональное состояние людей. Принципы озеленения интерьеров. Городское озеленение
Самостоятельная работа. Уход за растениями
Практическая часть. План озеленения интерьера
Оборудование и материалы: Бумага, карандаши, презентация с изображением комнатных растений
18. Основы ландшафтного дизайна (10ч.) История ландшафтного дизайна. Виды и стили ландшафтного дизайна. Основные элементы. Растения, применяемые наиболее часто. Построение композиции. Особенности ландшафтного дизайна в климате Южного Урала.
Самостоятельная работа. «Изменение ландшафтного дизайна моего двора»
Практическая часть. Приёмы в ландшафтном дизайне
Оборудование и материал: презентация, проектор
19. Разработка дизайн-проекта озеленения территории (12ч.) Планирование этапов проекта. Составление плана территории. Визуализация идеи. Подготовка сметы. Подбор растений и декоративных элементов. Разработка плана-визуализации территории.
Самостоятельная работа. Современные тенденции в разработке проектов озеленения
Практическая часть. Разработка проекта
Оборудование и материалы: Бумага, карандаши, интрнет-ресурсы
20. Конференция объединения на тему «Ландшафтный дизайн». Итоговое тестирование. (2ч.)
Самостоятельная работа. Самоанализ проделанной работы
Практическая часть. Чтение докладов
Оборудование и материалы: Проектор, разработка итогового теста
При изучении программы II года обучения обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- систематику растений;
- разнообразие растений Земли
- значение растений в жизни человека;
- способы вегетативного и семенного размножения комнатных растений;
- правила разведения растений;
- виды удобрений и подкормка растений;
- названия насекомых- вредителей комнатных и декоративных растений, способы борьбы с вредителями, заболевания и профилактика болезней растений;
- основы ландшафтного дизайна;
-
УМЕТЬ:
- выращивать рассаду и производить посев семян;
- произвести перевалку и пересадку комнатных растений;
- приготовить рабочий раствор и провести подкормку растений удобрениями;
- бороться с насекомыми- вредителями с помощью народных средств;
- производить выгонку растений и ухаживать за выгоночными растениями;
- размножать растения вегетативными частями и семенами;
- разрабатывать план озеленения участка или интерьера.
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Теоретическая часть основана на школьной программе биологии и углубляет её часть знаний о растительном мире. Лабораторные занятия формируют у школьников научное мышление, дают опыт постановки экспериментов и навык работы с лабораторным оборудованием. По итогу школьник сможет применить на практике полученные знания.
В первый год обучения школьники систематизируют полученные ранее знания и получают новый углублённый материал по ботанике, экологии. Рассматривается морфология, анатомия растений, ботаническое разнообразие, приобретаются навыки проведения лабораторных работ по онтогенезу, физиологии растений. Рассматривается роль растений в биосфере, основы почвоведения. Изучаются редкие и ресурсные виды растений Башкортостана и России, рассматриваются методы охраны редких и исчезающих видов.
Второй год подразумевает изучение систематические группы растений, полевые работы с определителем, проведение геоботанических работ. Отводится время для изучения сельскохозяйственных, декоративных культур, их условий выращиваний, болезнях и вредителях. Изучаются основы ландшафтного дизайна и интерьерного озеленения. Участвуют в конференции объединения и подготовке научно-практических работ.
Педагогические принципы, положенные в основу программы
Методологическую основу образовательной деятельности составляет личностно-деятельностный подход. При отборе содержания воспитания предпочтение отдаётся: педагогической поддержке; социализации; развитию индивидуальности; духовно-нравственное развитие личности обучающегося.
Содержание и методика обучения, развития и воспитания определяется принципами педагогики сотрудничества: нравственная и творческая целенаправленность педагогического процесса; демократические взаимоотношения; развитие мотивации к творческой деятельности; развитие умений самообразования и самовоспитания; принцип индивидуального подхода к каждому обучающемуся, с учетом его индивидуальных особенностей, создаются благоприятные условия для раскрытия личности; принцип оптимальной дозировки нагрузки на каждого обучающегося в зависимости от его физиологических и психологических возможностей.
Формы проведения занятий – при использовании программы предусматриваются следующие формы занятий: экскурсии; праздники; конференции; лабораторные работы; лекции; психологические игры; конкурсы; викторины; фенологические наблюдения. просмотр фильмов; самопроверка
Лабораторное занятие – для изучения морфологии, анатомии растений, их биохимических свойств, при изучении онтогенеза растений.
Экскурсии: опытный участок и оранжерею ДЭБЦ, Лимонарий, Ботанический сад, Непейцевский дендропарк, парк Лесоводов – для проведения геоботанических работ и расширения знаний о растительности Башкортостана.
Формы работы с детьми.
Фронтальная - при изучении новой темы.
Звеньевая - при проведении практической части занятий.
Индивидуальная - задание на дом, подготовка рефератов, докладов и при исследовательской деятельности.
Методы: При использовании программы предусматриваются группы словесных методов (рассказ, беседа, объяснение, групповой опрос, диспут, сообщение юннатов);
- практических методов (наблюдение, эксперимент, коллективная творческая деятельность, работа со справочником – определителем растений; формирование навыков в ходе практических работ; защита проекта.)
- наглядно-иллюстративный метод (наглядные пособия; цветы в горшках, плакаты, рисунки, репродукции картин, презентация);
- методы стимулирования и мотивации учения (игры, викторины, дискуссии).
Технология проведения занятий:
В работе применяются личностно-деятельностные технологии, в частности технология исследования частного случая, технология дидактических задач. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения, поэтому освоены технологии интерактивного обучения и с успехом применяются на занятии технология позиционного обучения и учебная дискуссия. В связи с широким внедрением инновационных технологий обучение построено на интерактивных методах обучения: различные виды лекций; мозговой штурм; кейс метод; “Каждый учит каждого”;
А также применяются традиционные технологии (знания, умения, навыки);
Современные технологии (компетенция, рефлексия, анализ, умение оценивать).
Природосообразные технологии.
Проблемное обучение. Театрализованное представление.
Игровые технологии.
Интегрированное обучение. Педагогика сотрудничества.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Соблюдение СанПина;
2. Оздоровительные (физкультминутка)
3. Технология обучения здоровью (формирование здорового образа жизни)
4.Технологии воспитания культуры здоровья (создать мотивацию на ведение ЗОЖ, ответственность за свое здоровье).
Приоритетное направление работы – это исследовательская деятельность обучающихся.
Предпочтение отдается в создании ситуации «свободного выбора».
«Свободный выбор» представляется как в обучении, так и в воспитании: как эмоциональное предпочтение, либо как вариант реального поведенческого действия.
Предусмотрено использование диагностических методик:
Недописанный тезис;
Фантастический выбор;
Недописанный диалог;
Недописанный рассказ;
Тест-рисунок;
Работа с родителями:
Посещение занятий родителями;
Участие в повседневной работе и т.д.
Приглашение их, а также классных руководителей на совместные мероприятия «Новогодний праздник», «8 марта» и т.д.
Награждение благодарственными письмами за активное участие в работе объединения.
Работа с одаренными детьми:
Обучающиеся, значительно опережающие большинство обучаемых в освоении программы привлекаются к постановке эксперимента, научно-исследовательской работе, а также принимают участие в олимпиадах.
Текущий и итоговый контроль освоения знаний, умений и навыков.
Входной контроль.
Диагностика общебиологических понятий. Анкетирование: выявление базы знаний, с которыми обучающиеся пришли в объединение. Изучение социального окружения, выявление склонности и интересов обучающихся и заинтересованности родителей объединений.
Текущий контроль.
Собеседование по пройденному материалу, тестирование в конце изучения каждого раздела, заключительные занятия в нетрадиционной форме обучения: защиты сообщений, проектов.
Итоговый контроль. Итоговые тестовые задания.
Результативность обучения проявляется при проведении творческих исследовательских работ:
участие в МАН (малая академия наук);
участие в районной научно-практической конференции с опытнической работой;
участие в городских научно- практических конференциях;
общецентровские выставки и конкурсы;
участие в олимпиадах
участие в природоохранных мероприятиях
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
| Наименование | Кол-во | Назначение |
1 | Учебный кабинет | 1 | Для проведения занятий |
2 | Столы, стулья | 6;12 | Для проведения занятий. |
3. | Классная доска | 1 | Для записей |
4 | Шкафы, стеллажи | 2 | Для хранения учебных пособий, материалов. |
5 | Проектор | 1 | Для демонстрации презентаций |
6 | Учебно-опытный участок | 1 | Для постановки опыта и пополнения наглядности |
7 | Оранжерея | 1 | Для наблюдений и создания коллекции |
8 | Набор таблиц и плакатов | 10 | Для демонстрации на занятии |
9 | Набор информационных и инструктивных карт | 35 | Для практической работы |
10 | Коллекция семян | 1 экз. | Для демонстрации и изучения |
11 | Коллекция комнатных растений разных экологических групп | 120 | Для наблюдений и агротехнических мероприятий |
12 | Папка со сценариями массовых мероприятий и праздников | 16 | Для досуговой деятельности |
13 | Диагностический инструментарий | 8 | Для выявления показателей |
14 | Фонд литературы по цветоводству, педагогике и психологии | 10 | Для сбора информации |
15 | Фототека и картотека комнатных растений | 2 экз. | Для наглядности |
16 | Микроскопы, лупы | 3;12 | Для определения насекомых- вредителей и особенностей строения органов растений |
17 | Опрыскиватель | 2 | Для борьбы с насекомыми- вредителями, для опрыскивания |
18 | Лейки | 6 | Для полива |
19 | Лопаты | 6 | Для перекопки |
20 | Рыхлители, грабли | 6 | Для рыхления, боронования |
21 | Цветочные горшки, плошки, кашпо. | 150 | Для посадки и перевалки растений |
22 | Халаты, перчатки | 2 , 10 | Для работы в оранжерее |
23 | Маски | 6 | Для работы в оранжерее |
24 | Природный материал- керамзит, песок | По 10кг. | Для составления субстрата, дренажа |
25 | Инструменты- ножницы, секаторы | 6 | Для ухода за растениями |
26 | Микроскопы оптические | 4 | Для выполнения лабораторных работ |
27 | Лабораторная посуда. | 10 видов | Для лабораторных исследований |
Приложение
Тематика опытнической или исследовательской работы:
«Биоиндикация с помощью кресс-салата воды из различных рек.
«Дизайн-проект озеленения школьного участка».
«Разработка экскурсионного маршрута в Непейцевском дендропарке».
«Лихеноиндикация в разных районах Уфы»
«Геоботанические исследования лесопарка имени лесоводов Башкирии»
V. ЛИТЕРАТУРА
Основная литература.
1. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990
2.Поляков С.А. В поисках педагогической инноватики. – М., 1998. 3.Дополнительное образование детей. Словарь-справочник/ Автор- составитель Д.Е.Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2001
5. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. М.: Народное образование , 2010. – 856с.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.:Юристь- Гардарика, 2009. – 513с.
7.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗот 1 сентября 2013 г.
8.Конвенция ООН «О правах ребенка». М., - 2010
3.Концепция Модернизации дополнительного образования детей
Российской Федерации до 2010 года.
9. Примерные требования к программам дополнительного образо-
вания детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспита-
ния и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПин 2.4.2.2821-10.М.,2010.
11. Требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей. (Письмо Министер-
ства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
12. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
13. «Долгосрочная целевая программа развития образования РБ на 2013-2017 гг»- Уфа, 2013 (Целевая программа «Дети Башкортостана»/
14. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г.№504 г. Москва).
Литература для педагога
Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений: учебное пособие. - М., 2000.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А. Высшие растения: учебник. - М., 2001.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: учебное пособие. - М., 2001.
Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: в 2 т. /пер. с англ. - М., 1990.
Ильина Т.А. Лекарственные растения. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2013.- 304 с.
Королькова С.Все о самых лучших садовых и комнатных растениях. Как выбирать, выращивать и размножать.- Издательство: АСТ, Астрель, 2012.- 100с.
Экология Б.М.Миркин, Г.Наумова.-Уфа:Китап, 2002. -208с.: ил.
Cмирнова М. 100 золотых правил. Уход за комнатными растениями. – Издательство «Фитон+»., 2008.- 160с. Определитель высших растений Башкирской АССР. Ю.Е. Алексеев, А.Х. Галеева, И.А. Губанов и др., М.: Наука, 1989. – 375 с Воронова, О.В. Ландшафтный дизайн: шаг за шагом / О.В. Воронова. - М.: Эксмо, 2011. - 304 c.Литература для обучающихся
Жизнь растений. Т. 1-6. Гл. Ред. А.Л.Тахтаджян. М., "Просвещение". 1982.
Головкин Б. Все о комнатных растениях, М. Айрис Пресс, 2005
Гортинский Г., Яковлев Г. Комнатные растения, целители в вашей комнате. М., Фитон, 2000.- 215с
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. — М.: Дрофа-Плюс, 2005. — 320 с.: ил. — (Ист. альбом).
Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176с.
Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
Цингер А.В. Занимательная ботаника: Бесхитростные любительские беседы. — М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008. — 303 с.: ил. — (Б-ка Аванты+).
Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн. Своими руками - от проекта до воплощения / Т.Д. Шиканян. - М.: Эксмо, 2017. - 352 c.
Алексеев В. Н. Красная книга Республики Башкортостана - М-во природопользования и экологии Республики Башкортостан. - 2-е изд., доп. и перераб. - Уфа : Информреклама, 2014
Электронные ресурсы
http://happyflora.ru/opred.php
https://vastland.ru/onlajn-planirovshhik-konstruktor-sadovogo-uchastka/
25