Урок истории «Мир в начале ХХ века»
Группа 217
Дата:
Тема урока:
Введение
Мир в начале ХХ века
Цель урока: - ознакомить с историей студентов.
Тип урока: традиционный
Метод урока: беседа, вопросы и ответы
Наглядность: политическая карта мира начала ХХ века, учебник, рабочие тетради
Ход урока:
К началу ХХ века самые развитые по экономическому потенциалу державы стали вступать в эпоху индустриальной цивилизации, отказываясь от традиционной – аграрной. Это было связано со всё более набиравшей обороты промышленностью, которой требовались новые рынки сбыта, увеличение материально-ресурсной базы и проч. Капитализм вступил в свою наивысшую стадию – империализм. Индустриальная цивилизация позволила людям создать машинное производство, что облегчало труд рабочего и увеличивало производство товара в разы, привела к созданию новых, более быстрых средств передвижения – аэропланов, автомобилей, новых быстроходных кораблей.
Увеличивающей ежедневно свой потенциал промышленности постоянно требовались свободные руки, люди, которые могли бы встать за станок и работать на производстве (см. Рис. 1).
Вместе с тем, в обществе стал наблюдаться демографический рост, что привело к появлению большой безработицы, экономические кризисы стали платой за интенсивность развития.
Наличие толп безработных, готовых в любой момент занять место выбывшего по различным причинам рабочего, позволил крупной буржуазии пренебрегать своей рабочей силой. Страховки, социальные выплаты, улучшение условий труда и т. д. были мечтой рабочего человека – пролетария. Из-за тяжёлых условий труда и несоблюдения основных норм и правил по отношению к человеку в начале ХХ века стали набирать силу профессиональные союзы (профсоюзы) – организации, защищающие права рабочих. В такой среде популярными становились идеи социал-демократии. Социализм виделся многим несбыточной мечтой, но, видя тяжелую ежедневную работу, всё больше и больше людей стали сочувствовать идеям социализма и справедливости.
Рис. 1. Рабочие на заводе Генри Форда
Но важно помнить, что индустриальное общество, со всеми его минусами и плюсами, было распространено только в странах Западной Европы и Северной Америки. Подавляющее число остальных стран или только переходили к индустриальному обществу, или были полностью аграрными, где сельское хозяйство составляло ведущую роль в экономике государства.
Начало ХХ века характеризует собой т. н. технологический рывок. Появление радио, телеграфа, телефона, электричества, самолёта и проч. позволило человеку пересмотреть своё отношение к миру (см. Рис. 2). Он стал намного ближе. Инженеры крупных западных компаний разрабатывали новые типы пассажирских кораблей, более быстроходных и мощных. По дну Атлантического океана был проложен телеграфный кабель, который соединил США и Европу. Прокладывались новые морские пути. Создавались транснациональные компании.
Рис. 2. Аэроплан
Как казалось многим, вершиной научно-технического прогресса был построенный английской компанией роскошный лайнер – «Титаник» (см. Рис. 3). Он казался непотопляемым, но затонул в первом же рейсе, напоровшись на айсберг.
Рис. 3. Титаник
Мир человека ХХ века был интересен и вместе с тем опасен. Индустриальное общество только стало в открытую заявлять о себе. ХХ век начинается…
Закрепление:
- Назовите особенности ХХ века
- Назовите важнейшие периоды ХХ века.
Домашнее задание
Прочитайте Введениеучебника по всемирной истории и запомнить содержание текста.
Кратко охарактеризуйте общество начала ХХ века.
Почему именно на рубеже веков стали происходить изменения жизни и быта людей? Почему этого не произошло раньше?