12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Плескунова Лариса Юрьевна22
5

Статья на тему «Мыслительные игры на уроках литературы как форма, способствующая самопознанию учащихся»

Мыслительные игры на уроках литературы как форма, способствующая самопознанию учащихся

 

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 

В.А.Сухомлинский

 

За последние десятилетия мир стремительно изменился, и уже ни для кого не секрет, что люди стали меньше читать. Специалисты констатируют, что потеря интереса к чтению – одна из актуальных проблем современного общества, различные аспекты которой обсуждают психологи, педагоги, социологи, работники библиотек.

Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и по статистике половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Сейчас немногие родители могут похвастаться тем, что их ребёнок много и с удовольствием читает. Скорее наоборот, большинство родителей часто жалуются на то, что дети не интересуются книгами, не любят чтение, ограничиваются только учебниками или литературой школьной программы. Любовь к чтению не является отличительной чертой современных детей, а тем более подростков. И этому есть вполне объяснимые причины.

В наш мир информационного бума, когда люди становятся заложниками телевидения, мобильной связи, Интернета дети особенно подвержены так называемому информационному пресыщению. Зачем читать, когда можно посмотреть или послушать? Раньше книга была практически единственным источником информации, в глазах же современных детей и подростков она таковым не является. Сегодня книге трудно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, Интернетом. Отсутствие или падение интереса к книге у учащихся в век всеобщей компьютерной информатизации стало притчей во языцех. Электронные гаджеты правят бал.

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами. Так что же делать? Как пробудить интерес ребенка к произведениям литературы?

В настоящее время в связи с переходом на ФОГС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я активно использую на уроках литературы.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Сегодня я бы хотела остановиться на мыслительных играх.

Глубоко убеждена, что для возникновения и развития интереса к художественному произведению необходимо, чтобы ребенок нашел в нем то ценное, что важно именно для него, определенные эмоциональные точки соприкосновения с литературным героем, осмыслил (или проиграл) возможную ситуацию, высказал бы те мысли, которые принадлежали бы лично ему, то есть проявил свою индивидуальность, использовав свой жизненный опыт. И мыслительные игры являются одной из форм, обеспечивающих процессы познания и самопознания, моделирования, прогнозирования.

Игра здесь понимается как особым образом организованная в процессе изучения литературы деятельность группы учеников, построенная на ролевой концепции, в частности, на понятии индивидуальной роли. По определению, индивидуальная роль – это целая система «Я-образов», соотнесенных друг с другом и составляющих некое единство. «Набор усвоенным данным человеком индивидуальных ролей для разных жизненных ситуаций – вот что, наряду с убеждениями и интересами, определяет неповторимость каждого из нас. И чем богаче этот набор, тем богаче индивидуальность". При этом процессе проигрывания учеником проблемной ситуации происходит не спонтанно, он организован учителем.

В процессе проведения и организации мыслительных игр можно выделить три основных этапа игры.

Первый этап - этап введения и адаптации к игровым условиям. Его цель – подведение педагогом учеников к проблемной ситуации. При этом могут использоваться различные приемы: столкновение различных точек зрения, цитата, содержащая проблему, итоги опроса и т.д. Этап завершается заданием, формулирующим суть мысленной игры.

Второй этап - этап деятельности, цель которого – актуализировать и объединить жизненный и читательский опыт. Это продуктивная работа самостоятельного мыслительного поиска участников игры. Такая деятельность осуществляется по основной сюжетной теме (проблеме) игры в режиме анализа ситуации и проблематизации. Каждый ученик работает самостоятельно. Но то обстоятельство, что ученики делают это в условиях коллективной деятельности, мотивирует школьников на максимально эффективный процесс воспроизведения своего жизненного опыта. Этап завершается устным выступлением или же письменным ответом (синквейн, диаманта, сочинение-миниатюра и т.д.).

Третий этап – рефлексивный анализ результатов мыслительной деятельности учащихся. Этот этап организуется как обязательная критика и оценка результатов и решений. Они могут быть как в форме индивидуальных высказываний, так и в формах групповой деятельности участников игры. На этом этапе в коллективной деятельности всех участников игры осуществляется представление и анализ индивидуальной мыслительной работы каждого. Участники игры имеют возможность сравнить собственные оценки с внешними оценками и суждениями. Внимание перемещается на понимание различных точек зрения, эффективное представление своих концепций и обоснованности оценок альтернативных решений. Таким образом участники игры оказываются перед необходимостью осмыслить разные подходы и взгляды к одному и тому же явлению, понятию, проблеме, отстоять свою точку зрения, а иногда и отказаться от нее. Данный этап особенно важен для развития интереса к художественному произведению, поскольку у ученика формируется собственная позиция по отношению к прочитанному, а также понимание того, что у каждого – своя «партитура прочтения». Стимулом к такой работе может являться высказывание – эпиграф к уроку: «Так, как ты, больше никто не прочитает».

Рассмотрим более подробно содержание некоторых мыслительных игр.

«Свидетель». Суть этой игры состоит в воображаемом возвращении в прошлое и проигрывание роли свидетеля событий. Эта мыслительная игра репродуктивного характера, так как учащимися воспроизводится известный материал. Этот прием вызывает у школьников яркую эмоциональную реакцию на «видимые» ими события, стимулирует воспроизведение жизненного опыта, поскольку для возникновения представлений о конкретной эпохе необходимо вспомнить все, что о ней известно. Такая игра может проводиться на уроках литературы как в классах средней школы (например при изучении повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» или В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»), так и в старших классах (как на уроках изучения определенных литературных произведений, так и на уроках обобщения знаний, например «Литература 19 века).

«Доверенное лицо» - разновидность игры «Свидетель». Отличие в том, что ученик является не простым свидетелем событий, а проигрывает роль известного литературного критика или писателя. Например, «Доверенные лица критиков А.С.Грибоедова и их отношение к А.Чацкому»). Эта игра более сложна, она способствует не только актуализации изученного материала, но и помогает осознать учащимся позиции конкретного исторического лица по отношению к изучаемому материалу.

«Диалог». Суть этой игры в формулировании и аргументации возможного ответа на вопрос, который задает себе герой. Например, «Что бы вы могли ответить на вопрос, который задает себе Печорин: «Зачем я живу? Для какой цели я родился?».

«Кодировка». Суть этой игры заключается в том, чтобы ученик мог не только создать необходимый образ (герба, памятника, произведения, героя…), но и выполнить его с помощью определенного вербального кода. Мыслительные игры с применением кодирования (рисунок, цветопись, рецензия, график, макет и т.п.) являются стимулирующим фактором развития интереса школьников, поскольку позволяют выявить уникальность как их жизненного опыта, так и способностей, порою скрытых от глаз одноклассников). Например, «Изобразите словами или в рисунке герб, который мог бы поместить на воротах своей усадьбы помещик из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» или «Постройте график «Спасение Васютки» по рассказу «Васюткино озеро» В.П.Астафьева).

«Ситуация». Игра заключается в моделировании события литературного произведения, но при условии изменения факторов, при которых действует литературный герой. Например, «Смоделируйте ситуацию, что было бы, если бы Катерина выбросила ключи от калитки?».

«Поставь на свое место». Суть игры заключается в том, чтобы произвести анализ и оценку определенных понятий, исходя из системы ценностей литературного героя, а затем и себя. Таким образом ученик сразу находит точки соприкосновения (или неприятия) с персонажем литературного произведения. Например, «Проранжировав, определите, какое место занимают в вашей жизни (жизни героя) такие понятия: любовь, деньги, карьера, искусство, дружба, работа и т.д.».

«Суд над литературным героем» - имитационная ролевая игра. Строится на стимулировании познавательной, читательской активности участников. Рекомендуется для проведения среди старшеклассников. Между участниками распределяются роли. Они определяются особенностями отечественного судопроизводства, которое предполагает обязательное присутствие на судебном заседании основных участников процесса: Судьи, Защитника (Адвоката), Прокурора, Судебных заседателей, Секретаря суда. Иногда к ним добавляются Общественные обвинители и Общественные защитники. Участник, которому досталась та или иная роль, должен хорошо ее знать. Для этого он должен почитать литературу, посмотреть видео из зала судебного заседания. Исходя из фабулы и сюжета произведения, определяются Потерпевший, Обвиняемый, Свидетели и др. Например, «А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Евгения Онегина судят за убийство Ленского» , то есть он обвиняемый. Владимир Ленский – потерпевший, Ольга, Татьяна и другие герои – свидетели.

«Напиши письмо литературному герою». Ученики пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» пятиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба. В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.

«Виртуальная встреча». Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику и современным читателям. Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

Урок, в котором используются мыслительные игры, лучше проводить по законам драматургического действия, когда есть завязка, постановка проблемы, цепь проблемных ситуаций, кульминация (конфликт) и развязка. В таких случаях мыслительные игры могут выполнять роль завязки, проблемного вопроса или развязки и использоваться на любом этапе урока. Это зависит от их содержания и цели урока. В качестве завязки игры решают задачу включения эмоциональной и мотивационной сферы в дальнейший ход урока, в качестве проблемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, в качестве развязки мотивируют учащихся на осознание итогов изученного, соотнесения своих ценностных ориентаций с прочитанным и возможной корректировки (их принятия или неприятия).

Так, урок «Модели семейного воспитания в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» начался с игры «Ситуация»: ученикам было предложено записать качества, которые бы они хотели воспитать в будущем у своих детей, чтобы они были успешны в будущем. Затем предлагалось проранжировать их по степени значимости. Затем шел анализ позиции родителей и детей, их отношений в семьях Болконских, Ростовых, Курагиных, Безухова. Включение жизненного опыта старшеклассников с помощью мыслительной игры обеспечило живой, заинтересованный разговор о различных моделях воспитания. Оценки позиций героев произведения носили личностное восприятие.

Таким образом, использование мыслительных игр обеспечивает стимулирование процесса актуализации жизненного опыта учащихся, с одной стороны – выявляет их уникальность, с другой – показывает точки соприкосновения с мыслями и чувствами литературных героев, авторов книг. Мыслительные игры формируют умения учащихся осознавать и осмыслять свои ценностные ориентации, находить ценности в культуре прошлого и формировать положительный образ своего будущего.

 

Список использованной литературы

 

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.

2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983.

3. Булгаков В.И. Проблемное обучение – понятие и содержание // Воспитание школьников. – 1985. - № 8.

4. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977.

5. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 88 с.

6. А. Б. Добрович. Систематика общения. – М,: Просвещение, 1996.

7. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М,: Просвещение, 1991.

8. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн.для учителя и родителей. - М.: Просвещение, 1987.

9. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.

10. Актуальные проблемы филологического образования. наука-вуз-школа. IX, 2003

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.