Доклад «Логопедическая работа по повышению скорости чтения у младших школьников с ОВЗ как предпосылки формирования универсальных учебных действий»
Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской
Первомайского района Тамбовской области
ДОКЛАД
«Логопедическая работа
по повышению скорости чтения
у младших школьников с ОВЗ
как предпосылки формирования
универсальных учебных действий»
Подготовила:
учитель – логопед
Порошина Ольга Анатольевна
2018г.
В настоящее время отмечается повышение интереса к проблемам чтения многими специалистами. В связи с этим, разработана Национальная программа поддержки и развития чтения (2007 – 2020), направленная на повышение уровня читательской компетентности, которая позволит человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в письменной форме и успешно ее использовать. А это только возможно при правильном и быстром чтении, которое характеризуется слиянием техники и понимания.
Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, его умения читать.
Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как медленно читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, не сможет воспринимать полученную информацию. Отсюда снижается мотивация учения. Надеяться, на то, что с годами беглость чтения придет сама по себе, не стоит. Именно, обучающиеся начальных классов имеют практически неисчерпаемый резерв повышения скорости чтения, так как они находятся в благоприятном возрасте.
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать и писать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником. Осваивать язык необходимо во всей его полноте и в доступной форме.
Среди факторов, влияющих на успеваемость, самым важным является скорость чтения (всего же, по оценкам психологов, таких факторов более 200).
Скорость (темп) чтения - количество слов, прочитанных в минуту. Скорость чтения есть индивидуальная характеристика. Это отмечено в стандартах 2004 г. (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования). В связи с этим разработчики стандартов сняли жесткие требования к скорости чтения. Но в тоже время стандарт обязывает решать задачу постепенного увеличения скорости чтения, не травмируя ребенка.
Для определения точных причин, тормозящих скорость чтения, необходимо проведение тщательной диагностики. Наиболее эффективными являются методики, предложенные психологами Костроминой С.Н., Нагаевой Л.Г.
Можно выделить 9 причин тормозящих скорость чтения:
• Нарушение зрения у ребенка
• Природный темп деятельности
• Регрессии
• Отсутствие антиципации
• Артикуляция
• Малое поле зрения
• Уровень организации внимания
• Уровень развития оперативной памяти
• Нежелание ребенка читать.
Определив причины, необходимо подобрать специально развивающие упражнения. Нужно учитывать, что самое главное – не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поскольку память человека устроена таким образом, что запоминается то, что мелькает, а не то, что постоянно перед глазами. Наиболее эффективны занятия, которые длятся 10-15 минут и проводятся не реже 3 – 4 раз в неделю.
Одним из факторов направленных на учёт индивидуальных особенностей является темперамент каждого ученика.
1.Холерики и сангвиники, как правило, читают быстро, а флегматики и меланхолики – медленнее. Большинство учеников являются холериками или сангвиниками.
2.Конечно, следует учесть, что, несмотря на тип темперамента, необходимо рассматривать речевые нарушения, такие как заикание, дизартрия.
Как же добиться оптимальной скорости чтения, какие резервы обучения можно использовать?
С обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в основе работы по совершенствованию техники чтения применяются методика В.Н. Зайцева, система работы И.Т. Федоренко, методика В.М.Букатова, также в план коррекционной работы внесены ряд изменений и добавлений, учитывающих особенности обучения особой группы детей.
Методика Зайцева.
1)Один из приёмов «пятиминутка». Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большей частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.
2)Очень интересен метод жужжащего чтения. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут. Так должен начинаться любой урок.
3)Хороший результат даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находиться под их впечатлением.
4)Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения:
Прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный режим. Такой режим получается, когда ребёнок посмотрел иллюстрацию, или демонстрируемый слайд.
6) Из системы И.Т. Федоренко можно использовать очень эффективные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.
Все они выполняются коллективно: ученики читают одновременно, по истечению минуты каждый ученик замечает, до какого слова он дочитал (чтение орфографическое). Затем следует повторное чтение того же отрывка. Ученик опять замечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывают положительные эмоции. Но больше 3 раз не следует повторять один и тот же отрывок.
Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, особое внимание обращается на чёткость прочтения окончания слов. Упражнение длиться не более 30 сек., затем начинается выразительное чтение. Дети прочитывают знакомую часть текста, но учитель их не останавливает, и они переходят на незнакомую часть. И вот именно здесь и происходит повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей хватает не на долго (на несколько слов), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе увеличивается.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысл предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое содержит всего два слова «Тает снег»-8 букв, а последнее – уже 46. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Для коррекционной школы по 5 предложений в наборе, наборов 22.
Как проводить зрительные диктанты?
На доске выписывается либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочитывание каждого предложения отводится определённое время, которое указывается после него. Дети читают предложение молча и стараются его запомнить. Учитель предлагает им закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем предложение стирается с доски. И ученики записывают его по памяти в тетрадь. Но прежде учитель просит прочитать предложение по слогам. Если кто-то из учеников не запомнил предложение, учитель разрешает его переписать у соседа, но говорит о том, чтобы в следующий раз он постарался сам всё сделать. Если ученики плохо запоминают текст, его следует повторить до положительного результата. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
Методика медленного чтения вслух, предлагаемая В.М. Букатовым. Занятия лучше проводить, чтобы присутствовал игровой соревновательный момент. Учащимся раздаются стихотворные тексты, загадки, скороговорки с часто встречающимися звуками; объёмом не более шести строк, текст прочитывается несколько раз. На этот вид деятельности отводиться 15-20 минут. Для учащихся общеобразовательных школ вводиться секундомер, обучающиеся имеющие ОВЗ секундомер вводиться чуть позже, когда ученики сознают важное условие - читать как можно медленнее, но так чтобы сохранялась смысловая часть! Важный положительный момент данной методики в том, что в работу не бояться вступать даже ребята на разной стадии овладения техникой чтения, что очень важно для их самооценки!
В заключении хочется отметить, что данные методики развития техники чтения вписываются в коррекционно-развивающую систему обучения детей с ОВЗ, позволяя учитывать индивидуально-типологические и речевые особенности школьников. Применение разнообразных приёмов позволяет активизировать процесс обучения и способствует мотивации к обучению.
Таким образом, работая над повышением скорости чтения, мы формируем не только прочный навык беглого чтения, но и обеспечиваем развитие всех психических процессов: памяти, мышления, внимания.
Литература:
• Гераськина Г.В., Глазкова М.А. Развитие техники чтения, или Путешествие капитана Джима по стране Знаний: 1 – 4 классы. – М., 2011.
• Зотов С.Г. Повышение скорости чтения. – Ростов – на – Дону, 2010.
• Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь ХХ I века . - С.-П. , 1992.
• Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. –М., 2008.
• Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. преодоление речевых нарушений у дошкольников. – С.-П.,2001.
• Максмук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М., 2007.
• Сабельникова С.И. Проверочные работы по литературному чтению: 1 –4 классы. – М.,2011.
Порошина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Порошина Ольга Анатольевна