Многофункциональные рабочие карточки по автоматизации звуков и формированию грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет
Многофункциональные рабочие карточки по автоматизации звуков и формированию грамматического строя речи у дошкольников 5 – 7 лет.
Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной непосредственно-образовательной деятельности (НОД). Занятия с такими детьми должны быть яркими, насыщенными наглядным и доступным материалом.
Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми, мною разработаны, изготовлены и активно используются многофункциональные рабочие карточки по автоматизации звуков и параллельному формированию грамматического строя речи.
Цель работы с карточками: формирование правильного звукопроизношения, грамматического строя речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. формирование навыков словообразования и словоизменения;
2. формирование устойчивого навыка самоконтроля за правильным произношением.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развитие графомоторных навыков;
2. развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. воспитание интереса к занятиям, к обучению;
2. воспитание прилежания, трудолюбия.
Материал представляет собой заламинированные цветные карточки на основные группы звуков [с, з, ц, ш, щ, ж, ч, л, р], размером 13*19 см. В них можно работать маркерами на водной основе и стирать написанное влажной салфеткой.
Карточки рекомендуется использовать индивидуально с одним ребёнком и микрогруппами (по 2 – 3 человека).
Данные карточки могут применять в своей работе учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели групп компенсирующей направленности.
Методика работы с карточками:
ребёнку (или детям) предлагается карточка на отрабатываемый в речи звук. С помощью «мнемотаблицы» в верхней части карточки, ребёнок вспоминает правильную артикуляцию звука, произносит его изолированно с опорой на звукоподражательную картинку (например: с-с-с – чайник свистит, ж-ж-ж – жук жужжит).
Далее даётся связь звука с буквой. Букву ребёнок может: назвать, обвести пальчиком или маркером, закрасить, заштриховать.
С помощью пунктирных дорожек возможно формирование графомоторных навыков и одновременного закрепления правильного произношения звуков изолированно, в слогах, словах. Ребенок маркером проводит по дорожке, произнося звук, слог или слово.
В нижней части карточки находятся предметные картинки, к которым логопед даёт различные задания по формированию фонематического восприятия и грамматического строя речи:
- обвести только те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;
- определить место звука в слове;
- разделить слова на слоги;
- составить из цветных фишек схему какого-либо слова;
- и\у «Один – много» (один нос – много носов);
- и\у «Назови ласково» (нос – носик);
- и\у «Посчитай!» (1 нос, 2 носа, 5 носов);
- и\у «Есть – нет» (есть нос – нет носа);
- и\у «Жадина» (это мой нос).
Педагоги могут использовать данные карточки на любом этапе автоматизации звука. Например, если это только изолированное произнесение или слоги, то ребёнку просто не даются задания с картинками.
Работа с данным видом карточек поможет педагогу эффективно выстроить коррекционно-образовательный процесс, решить большое количество задач, разнообразить занятия и повысить интерес к ним.