Многофункциональные рабочие карточки по автоматизации звуков и формированию грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет

4
0
Материал опубликован 24 July 2019

Многофункциональные рабочие карточки по автоматизации звуков и формированию грамматического строя речи у дошкольников 5 – 7 лет.

 

Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной непосредственно-образовательной деятельности (НОД). Занятия с такими детьми должны быть яркими, насыщенными наглядным и доступным материалом.

Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми, мною разработаны, изготовлены и активно используются многофункциональные рабочие карточки по автоматизации звуков и параллельному формированию грамматического строя речи.

 

Цель работы с карточками: формирование правильного звукопроизношения, грамматического строя речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. формирование навыков словообразования и словоизменения;

2. формирование устойчивого навыка самоконтроля за правильным произношением.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. развитие графомоторных навыков;

2. развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. воспитание интереса к занятиям, к обучению;

2. воспитание прилежания, трудолюбия.

 

Материал представляет собой заламинированные цветные карточки на основные группы звуков [с, з, ц, ш, щ, ж, ч, л, р], размером 13*19 см. В них можно работать маркерами на водной основе и стирать написанное влажной салфеткой.

Карточки рекомендуется использовать индивидуально с одним ребёнком и микрогруппами (по 2 – 3 человека).

Данные карточки могут применять в своей работе учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели групп компенсирующей направленности.

 

Методика работы с карточками:

ребёнку (или детям) предлагается карточка на отрабатываемый в речи звук. С помощью «мнемотаблицы» в верхней части карточки, ребёнок вспоминает правильную артикуляцию звука, произносит его изолированно с опорой на звукоподражательную картинку (например: с-с-с – чайник свистит, ж-ж-ж – жук жужжит).

Далее даётся связь звука с буквой. Букву ребёнок может: назвать, обвести пальчиком или маркером, закрасить, заштриховать.

С помощью пунктирных дорожек возможно формирование графомоторных навыков и одновременного закрепления правильного произношения звуков изолированно, в слогах, словах. Ребенок маркером проводит по дорожке, произнося звук, слог или слово.

В нижней части карточки находятся предметные картинки, к которым логопед даёт различные задания по формированию фонематического восприятия и грамматического строя речи:

- обвести только те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;

- определить место звука в слове;

- разделить слова на слоги;

- составить из цветных фишек схему какого-либо слова;

- и\у «Один – много» (один нос – много носов);

- и\у «Назови ласково» (нос – носик);

- и\у «Посчитай!» (1 нос, 2 носа, 5 носов);

- и\у «Есть – нет» (есть нос – нет носа);

- и\у «Жадина» (это мой нос).

 

Педагоги могут использовать данные карточки на любом этапе автоматизации звука. Например, если это только изолированное произнесение или слоги, то ребёнку просто не даются задания с картинками.

 

Работа с данным видом карточек поможет педагогу эффективно выстроить коррекционно-образовательный процесс, решить большое количество задач, разнообразить занятия и повысить интерес к ним.

Звук [щ]
Звук [ч]
Звук [ц]
Звук [с]
Звук [р]
Звук [л]
Звук [з]
Звук [ж]
Звук [ш]

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации