Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие – лэпбук «Рычалочка» по автоматизации звука «Р» у детей старшего дошкольного возраста
Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие – лэпбук «Рычалочка» по автоматизации звука «Р» у детей старшего дошкольного возраста
учитель-логопед
Шпак Оксана Васильевна
Актуальность:
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное для меня, незаменимое наглядно-дидактическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе, и за один раз просмотреть всё её содержимое.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.
Лэпбук преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.
На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда. У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
Пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
Ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
Формировать грамматические категории;
Развивать связную речь;
Формировать психологическую базу речи;
Совершенствовать мелкую моторику.
Актуальность пособия «Рычалочка» обусловлена возможностью автоматизации звука [Р] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.
В современном обществе важно, чтобы дети с ОВЗ умели социализироваться, чтобы у них хорошо были развиты коммуникативные навыки.
Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.
Аннотация:
Наглядно-дидактическое пособие лэпбук «Рычалочка» представляет собой папку с заламинированными листами формата А4. На страницах папки имеются различные кармашки, дверки, окошки, карточки, в которых собрана информация по теме. Картинки взяты из интернет-ресурса yandex.ru.
Цель:
-Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием наглядно-дидактического пособия - лэпбук.
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;
-Работать над плавностью и силой выдоха;
-Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;
-Обучать чтению слогов с использованием буквы Р, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова;
-Определять место (позицию) звука [Р] в словах;
-Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;
-Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, насыщенных звуком [Р];
-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
- Развивать связную речь, внимание, память.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Р]»;
-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством прописывания буквы, нахождение и закрашивание слогов.
-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
-Воспитывать усидчивость;
-Формировать самоконтроль за речью;
-Побуждать к активности в получении новых знаний;
-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);
- Обладает дидактическими свойствами;
- Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Наглядно-дидактическое пособие лэпбук «Рычалочка» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание лэпбука:
Герой -Тигренок совершает путешествие с детьми по стране Рычалочка:
1.Дыхательная гимнастика «Помоги муравью» (муравьи на ниточках, а ниточки приклеена к муравейнику).
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, способствовать правильному дыханию.
2. Карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормального произношения звука [Р].
Данный раздел представлен в виде игры «Наряди ёлочку», в состав входит карточка-ёлочка, содержит картинки на липучках, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука [Р].
Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения.
3. «Звуковые рычалочки».
Данный раздел представляет звуковые дорожки. Автоматизация звука «Р» изолированно. Ребенку предлагается взять героя Тигрёнка, его необходимо передвигать по дорожке, одновременно произнося звук «Р». Помогает Тигрёнку произносить слоги со звуком [Р]. (карточки находятся в кармашках).
Цель: совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.
4. Игра «Гараж»
К этому разделу переходим на этапе автоматизации звука [Р] в стечении с ТР, ДР. В данном разделе представлены два варианта игр.
I вариант игры: представлена карточка с гаражами, а за открывающейся дверью гаража спрятаны картинки, ребёнку нужно открыть дверь в гараже, взять картинку и назвать правильно слово, выделяя звук [Р] в стечении ТР, ДР.
II вариант игры: открыть все двери в гараж, дать ребёнку возможность запомнить все картинки, через некоторое время закрыть все двери в гараж и попросить вспомнить все картинки со звуком [Р].
Игра «Картинная галерея»
В данном разделе представлены карточки с картинками. Нужно взять картинку, назвать слово и определить место звука [Р], а затем разложить по рамкам (1 рамка – звук [Р] в начале слова, 2 рамка – звук в середине слова и 3 рамка – звук в конце слова).
Цель: развивать фонематический слух, зрительное внимание, автоматизировать звук [Р] в словах.
5. Игра «Наряди Горыныча»
Данное пособие представляет собой картинку Змея Горыныча и стихотворение про него, кармашек для атрибутов- нарядов. Ребёнок называет предметы на атрибутах Горыныча, и "наряжает" его, определяя место заданного звука в названии картинки. В начале слова - на первую голову, в середине слова - на вторую, в конце слова - на третью.
Цель: закреплять правильное произношение звука «Р» в словах, развивать речевой слух, формировать умение определять заданный звук в слове, развивать мелкой моторики пальцев рук.
Игра «Мой, моя»
Данное пособие представляет собой двух обезьянок Рому и Раю с корзинками, в кармашке лежат бананы. Нужно взять банан и назвать, что на нём изображено, чётко проговаривая: мой торт, моя роза…
Цель: учить согласовывать местоимение с существительным, закреплять правильное произношение звука «Р» в словосочетании, развивать мелкую моторику пальцев рук.
6. Игра «Найди отличия»
Данное пособие представляет собой карточки для нахождения отличий, убранные в кармашек. Ребёнку предлагается рассмотреть предметы на одной карточке и сравнить предметы между собой. Затем найти тот предмет, который не подходит ко всем остальным предметам и отличается от них чем-либо. Объяснить свой выбор, назвав отличия. При этом чётко называя все слова, следя за произношением звук [Р].
Цель: развивать умение обобщать и вычленять предметы отличные от других по определённым признакам, свойствам, качествам, наличием изучаемого звука в слове; умение сравнивать, анализировать и делать простейшие выводы, автоматизировать звук [Р].
Игра «4 лишний»
Данное пособие представляет собой отдельные карточки с четырьмя изображенными предметами, находящиеся в кармашке. Рассмотрев карточки с изображением различных предметов, ребёнок должен определить какой из них является лишним и объяснить свой выбор.
Цель: Автоматизировать звук «Р», развивать логическое мышление, закреплять обобщающие понятия.
7. Игра «Что у воина в вещмешке?»
В данном разделе представлены карточки с картинками, которые солдат складывает в вещмешок. Нужно ответить на вопрос игры: что у воина в вещмешке? Составить предложения о воине, который собирается на службу. Образец: Воин... парашют. — У воина в вещмешке парашют.
Цель: научить составлять предложения по опорным картинкам, автоматизировать звука [Р] в связной речи, закрепить тему «День Защитника Отечества».
8. Игра «Что к чему и почему?»
Данное пособие представляет собой дидактическую игру, солдат собирается на военную службу, нужно помочь солдату подобрать пару к каждому предмету, соединить их маркерами между собой и дать объяснение. Образец: картинки кобура-оружие. В кобуре хранят оружие.
Цель: научить составлять предложения по опорным картинкам, автоматизировать звука [Р] в связной речи, закрепить тему «День Защитника Отечества».
9. Игра «Повтори чистоговорки за Тигрёнком»
Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат чистоговорки по автоматизации звука [Р]. Взрослый читает стихотворную форму, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку. Можно предложить ещё вариант игры: посмотри на картинку, вспомни чистоговорку.
Цель: автоматизировать звук [Р] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением; развивает зрительную память.
Игра «Помоги Тигрёнку найти все буквы Р», игра «Напиши букву Р»
С помощью данного пособия логопед закрепляет понятия у ребёнка «звук» - «буква», читает стихотворение, предлагает найди буквы Р и обвести маркером.
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
Цель: закрепить зрительный образа буквы Р.
10. Игра «Помоги Тигрёнку составить предложения»
Пособие представляет собой кармашек с карточками для составления предложений. С помощью карточек ребёнок сможет научиться составлять предложения из трёх слов и более слов, определять количество слов в предложении и развёрнуто отвечать на вопросы взрослого, чётко проговаривая слова со звуком «Р».
Цель: развивать лексические элементы речи, совершенствовать грамматический строй речи.
Игра «Слоговая дорожка».
Пособие представляет собой картинку в виде банки с конфетками с открытыми и закрытыми слога с буквой Р. Ребёнку предлагается прочитать слоги с буквой Р и закрасить «конфетку» после правильного произношения звука [Р].
Цель: учить правильно читать слоги.
11. Игра «Послушай истории о друзьях Тигрёнка».
Пособие представляет собой карточки «Пересказ с картинками». Ребёнок повторяет каждое предложение, заменяя картинки словами.
Цель: автоматизация звука р в предложениях.
В пособии есть карточка отражающие подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены как правило, слева и справа, что показывает взаимосвязь между ними. Толстые стрелки внутри обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Тонкие стрелки между картинками показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Цель: развивать память, внимание, пересказ; автоматизировать звук «Р» в словах, предложениях и связном тексте.
Игра «Логоребусы»
Ребёнок достаёт из кармашка карточку-ребус, на которых изображены картинки. На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова на картинке первый звук, а затем сложить и записать слово.
Цель: закреплять умение выделять первый звук из слова, обозначать его буквой и читать получившееся слово, развивать логику, память, нестандартное мышление, словарный запас.
12. Игра «Раскрась клеточки с буквой Р»
В задании нужно найти клеточки с буквой Р и закрасить их синим маркером.
Цель: закрепить зрительный образа буквы Р, концентрацию внимания, мелкую моторику.
Игра «Помоги коту Матроскину собрать все бутылки с молоком»
Данное пособие представляет собой сюжетную картинку из мультфильма «Простоквашино», разрезные карточки-бутылочки с молоком. Нужно соединить части бутылочек и прочитать слово.
Цель: закрепить образы букв, автоматизировать звука [Р] в словах, обучать чтению, развивать зрительную и мелкую моторику.
Дидактическое пособие «Рычалочка» рекомендуется также использовать и воспитателям дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми, также пособие могут использовать родители, и сами дети в самостоятельной и игровой деятельности.
Результатом использования данного пособия является:
Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная
направленность;
Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться;
Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи;
Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Используемая литература:
1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
3. https://vk.com/s_mamoi_dashey
Пролубщикова Наталья Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Шпак Оксана Васильевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Шпак Оксана Васильевна
Фролова Елена Николаевна
Шпак Оксана Васильевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Шпак Оксана Васильевна
Ершова Надежда Алексеевна
Шпак Оксана Васильевна
Галина Владимировна
Шпак Оксана Васильевна
Бикина Наталья Владимировна
Шпак Оксана Васильевна