12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Панагушина Елена Аркадьевна72132 Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества Россия, Кировская обл., п. Оричи Материал размещён в группе ««Копилка ПРЕЗЕНТАЦИЙ»» |
Урок 58.4. Практическая работа. Центры происхождения культурных растений
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: обобщить знания о многообразии растений, их происхождении, особенностях строения и процессов жизнедеятельности основных отделов; познакомить с основными эволюционными этапами развития растительного мира на Земле и их значением для дальнейшего развития органического мира; дать представление о методах изучения вымерших растений.
Оборудование и материалы: список относящихся к различным классам покрытосеменных растений, таблицы: «Развитие растительного мира», «Фотосинтез», гербарии мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, коллекция «Ископаемые остатки живых организмов», кусочки каменного угля с отпечатками древних растений, окаменевшие остатки древних растений, геохронологическая шкала, пейзажи каменноугольного и других периодов (можно использовать рисунки учащихся).
Ключевые слова и понятия: автотрофы, гетеротрофы, эукариоты, или ядерные, прокариоты, или доядерные; органические соединения, энергия солнца, ароморфоз, конкуренция; сине-зеленые водоросли, цианобактерии; половой способ размножения, конкуренция; озоновый экран, риниофиты, псилофиты; папоротники, хвощи и плауны, мхи, голосеменные, покрытосеменные растения; экологическая ниша, палеонтология, палеоботаника, радиоуглеродный метод, эволюция.
Кроссворд Центры происхождения культурных растений
1.Хлебная культура.
2.Однолетние или многолетние культуры, сочные мясистые части которых человек употребляет в пищу.
3.Группа растений, возделывающая человеком для получения фруктов, ягод, орехов.
4.Культурное растение, родина которого Европейско-сибирский центр.
5.Растения, дающие сырьё для различных отраслей народного хозяйства.
6.Овощ, родина которого Мексика.
7.Важнейшая группа культурных растений, возделываемых в основном для получения зерна.
8.Зерновая культура, родина которой Южная Индия.
9.Её родина — Китай.
10«Солнечный цветок». Долгое время в России оставался декоративным.
11.культуры, из которых получают растительное масло.
12.Растение из Мексики.
13.Самая древняя культура, обожаемая греками.
14.Этот овощ родом из Средиземноморья и Средней Азии.
Презентация Центры происхождения растений по Н.И. Вавилову
PPT / 1.15 Мб
Презентация Растениеводство.
PPT / 1.73 Мб
Презентация Растениеводство России.
PPT / 1.08 Мб
Практическая работа по теме:
«Центры происхождения культурных растений»
Задание 1. Распределите растения по центрам (каждый вариант распределяет все 48 наименований растений по своим центрам).
1-й вариант Южноазиатский тропический; Абиссинский; Южноамериканский. | 2-й вариант Восточноазиатский; Средиземноморский; Центральноамериканский. | 3-й вариант Юго-Западноазиатский; Южноамериканский; Абиссинский. |
Названия растений: | ||
1) подсолнечник; | 17) конопля; | 44) тыква; |
Задание 2. Работа с картой. На контурной карте отметьте все центры происхождения культурных растений, укажите географическое положение центров.
Задание 3.Заполните таблицу. Сопоставьте центры с географическим положением и окультуренными растениями.
Центры растений | Географическое положение | Окультуренные растения |
Абиссинский | ||
Южноазиатский тропический | ||
Восточноазиатский | ||
Юго-Западноазиатский | ||
Средиземноморский | ||
Центральноамериканский | ||
Южноамериканский |
Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии
Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань
Эфиопское нагорье Африки
Южная Мексика
Южная Америка вдоль западного побережья
Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия
Страны по берегам Средиземного моря
Задание 4. Ответьте на вопросы полным и развернутым ответом.
1. Почему большинство культурных растений размножают вегетативно?
2. Почему селекционеры пытаются создать растения-полипоиды?
3. В чем суть закона гомологических рядов в наследственной теории Н.И.Вавилова?
4. Чем отличаются одомашненные растения от окультуренных?
5. С какой целью в селекции применяют мутагены?
ОТВЕТЫ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ.
Таблица 1. Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову)
Название центра | Географическое положение | Окультуренные растения |
Южноазиатский тропический | Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии | Рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, черный перец, банан, сахарная пальма, саговая пальма, хлебное дерево, чай, лимон, апельсин, манго, джут и др. (50% культурных растений) |
Восточноазиатский | Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань | Соя, просо, гречиха, слива, вишня, редька, шелковица, гаолян, конопля, хурма, китайские яблоки, опийный мак, ревень, корица, олива и др. (20% культурных растений) |
Юго-Западноазиатский | Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия | Мягкая пшеница, рожь, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша, горох, бобы, дыня, ячмень, овес, черешня, шпинат, базилик, грецкий орех и др. (14% культурных растений) |
Средиземноморский | Страны по берегам Средиземного моря | Капуста, сахарная свекла, маслина (олива), клевер, одноцветковая чечевица, люпин, лук, горчица, брюква, спаржа, сельдерей, укроп, щавель, тмин и др. (11% культурных растений) |
Абиссинский | Эфиопское нагорье Африки | Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, зерновое сорго, бананы, нут, арбуз, клещевина и др. |
Центральноамериканский | Южная Мексика | Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак, фасоль, красный перец, подсолнечник, батат и др. |
Южноамериканский | Южная Америка вдоль западного побережья | Картофель, ананас, хинное дерево, маниок, томаты, арахис, кокаиновый куст, садовая земляника и др. |
1-й вариант Южноазиатский тропический; | 2-й вариант Восточноазиатский; | 3-й вариант Юго-Западноазиатский; |
Названия растений: | ||
1) подсолнечник; | 17) конопля; | 33) горох; |
Ответы: | ||
1-й вариант Южноазиатский тропический: | 2-й вариант Восточноазиатский: | 3-й вариант Юго-Западноазиатский: |
Название центра | Географическое положение | Окультуренные растения |
Южноазиатский тропический | Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии | |
Восточноазиатский | Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань | |
Юго-Западноазиатский | Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия | |
Средиземноморский | Страны по берегам Средиземного моря | |
Абиссинский | Эфиопское нагорье Африки | |
Центральноамериканский | Южная Мексика | |
Южноамериканский | Южная Америка вдоль западного побережья |
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки
Сайт YouTube:
Хостинг презентаций
Комментарии (6)
сменить сортировку1 Презентация. Центры происхождения культурных растений(по Н. И. Вавилову) автор не указан, но в свойствах сказано , что автор Большаков сделал эту презентацию в 2009 году а изменил её Коля в 2013 году.
2. Презентация. Растениеводство. Автор указан Князева М.Г. Учитель географии высшей кв.кат. Хотя и её тоже изменил Коля в 2013 году.
3. Презентация тема: Растениеводство России. Автор учитель географии Звонкова С. А. да к тому же она уже опубликована на сайте 900igr.net
Я может что-то не понимаю. Это Ваша разработка или пл...
Отредактировано 04-03-2018 16:46
Отредактировано 04-03-2018 17:11
Ваш урок сделан отлично, а с этого и начал. А дальше.
"Зачем изобретать велосипед"
Не надо можно воспользоваться чужими наработками, но ...
Чужую презентацию Вы можете скачать и показать на уроке.
А выкладывать здесь чужую разработку, даже указав автора не вижу смысла.
При загрузке ресурса первое, что мы читаем: "Уважаемые участники, размещайте только авторские разработки. Не публикуйте в нашем сообществе разработки других авторов под своим именем."
Я считаю, что загружать чужой ресурс нельзя. Если Вы хотите, чтобы мы с ним познакомились дайте конкретную ссылку где он находится. В частности ссылка на 3 презентацию
http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Rastenievodstvo-Rossii/Rastenievodstvo-Rossii.html
Поместив ссылку, а не саму презентацию, Вы, не нарушаете авторских прав, даже если на этом сайте эта презентация размешена незаконно.
Отредактировано 05-03-2018 09:46
Отредактировано 05-03-2018 10:54