Урок биологии на тему «Дары Нового и Старого Света» (6–7 классы)
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: обобщить знания о многообразии растений, их происхождении, особенностях строения и процессов жизнедеятельности основных отделов; познакомить с основными эволюционными этапами развития растительного мира на Земле и их значением для дальнейшего развития органического мира; дать представление о методах изучения вымерших растений.
Оборудование и материалы: список относящихся к различным классам покрытосеменных растений, таблицы: «Развитие растительного мира», «Фотосинтез», гербарии мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, коллекция «Ископаемые остатки живых организмов», кусочки каменного угля с отпечатками древних растений, окаменевшие остатки древних растений, геохронологическая шкала, пейзажи каменноугольного и других периодов (можно использовать рисунки учащихся).
Ключевые слова и понятия: автотрофы, гетеротрофы, эукариоты, или ядерные, прокариоты, или доядерные; органические соединения, энергия солнца, ароморфоз, конкуренция; сине-зеленые водоросли, цианобактерии; половой способ размножения, конкуренция; озоновый экран, риниофиты, псилофиты; папоротники, хвощи и плауны, мхи, голосеменные, покрытосеменные растения; экологическая ниша, палеонтология, палеоботаника, радиоуглеродный метод, эволюция.
Ответьте на вопросы
Что такое эволюция?
Как шло историческое развитие разнообразия растений на Земле?
В каких условиях у живых организмов возник автотрофный способ питания?
Почему появление хлорофилла в клетках организмов считается важным этапом эволюции живого мира?
Почему в эволюции живого мира так высока роль полового размножения?
Что обеспечило возможность появления жизни на суше?
Какие организмы считают родоначальниками наземных растений?
Какова роль риниофитов в царстве растений?
Какие организмы относят к прокариотам?
Какие организмы относят к эукариотам?
Какова роль человека в эволюции растительного мира?
Рассказ учителя с элементами беседы
Вспомните
1.как появились культурные растения;
2.какие центры являются родиной наиболее распространённых культурных растений.
дары старого и нового света презентация 6 класс
Дары Нового Света. Трудно представить, но всего 250 лет назад в России ещё никто не употреблял в пищу картофель или помидоры.
Предки американских индейцев много веков назад на плоскогорьях между горными цепями Анд нашли клубни дикого картофеля. Они называли его «папас». Дикий картофель был неудобен для употребления из-за мелких клубней, но человек начал его искусственно разводить, постоянно отбирая формы с более крупными клубнями. Родина культурного картофеля — плоскогорья Перу, Боливии и остров Чилоэ. Индейцы вывели сотни разных сортов картофеля, отличающихся друг от друга цветом, формой, скороспелостью, вкусом. Они начали возделывать эту культуру более 10 тыс. лет назад. Климат в тех местах суровый, случаются заморозки. Вот почему картофель хорошо прижился даже в наших северных краях.
Сейчас в культуре известно в основном два вида картофеля — андийский и клубненосный. Картофель андийский и сейчас возделывается в тёплых районах Южной Америки (Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия). Картефель клубненосный, или чилийский, — растение умеренного климата, размножается клубнями после периода покоя. В настоящее время в России картофель — ведущая сельскохозяйственная культура.
История картофеля | От индейцев до наших дней |
Кроме картофеля, из Нового Света в Старый Свет — в Евразию, Африку — завезены и другие ценные растения: кукуруза, тыква, батат, фасоль, какао и томаты. Хотя родина многих культурных растений находится намного южнее наших мест, специальные агротехнические приёмы (подготовка рассады или использование теплиц) позволяют разводить их далеко на севере.
Томат в диком виде произрастает на Тихоокеанском побережье Южной Америки и на Галапагосских островах. Существуют его многолетние виды. На местном языке индейцев это растение называется «томатль». В XVI в. его привезли в Испанию и Португалию, где стали называть золотым яблоком — «помо д’оро», отсюда и другое название томатов — помидоры. В России томаты начали выращивать только в середине XIX в. в оранжереях. Сейчас созданы и выращиваются тысячи сортов помидоров в теплицах и в открытом грунте. Это одна из основных овощных культур.
Вечнозеленые помидоры ДИКИЙ ТОМАТ ИЗ ДИКОЙ ФЛОРИДЫ !!
Тыква, в диком виде произрастающая в Америке, издавна введена в культуру. К настоящему времени насчитывается огромное количество сортов пищевых, кормовых и декоративных тыкв. Кабачок и патиссон — разновидности твердокорой тыквы. В зрелых плодах содержатся различные сахара и, что очень ценно, много каротина. В тыкве его в 2-3 раза больше, чем в моркови. В России тыква выращивается давно, особенно широко она распространена в южных районах. Сейчас эта культура вызревает в открытом грунте даже в умеренно холодном поясе. О родине тыквы напоминают индейские сувениры.
Что значит ТЫКВА для американцев.
Дары Старого Света. Наряду с растениями, имеющими американское происхождение, в нашей стране разводят также «выходцев» из Старого Света. Среди них огромное значение в жизни человека имеют злаки: пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо. Они обеспечивают белковое питание человека.
Пшеница выращивается двух сортов — твёрдая и мягкая. Они
различаются по белковому и углеводному составу зерна. Из
муки твёрдой пшеницы можно раскатать очень тонкий слой теста, из неё хорошо получаются макаронные изделия, вкусный хлеб. Твёрдые сорта пшеницы
лучше растут в южных районах. В северных областях успешно
выращиваются только мягкие сорта. Тесто из муки мягкой пшеницы рыхлое, легко рвётся, но зато из него получаются необычайно вкусные пироги
Обзор сортов пшеницы.
Рожь впервые попала в культуру земледелия как сорняк пшеницы. Отделить семена сорной ржи от посевной пшеницы было очень трудно, поэтому вместе с пшеницей человек невольно выращивал и рожь. В северных районах пшеница часто погибала на полях, а её спутница — рожь выживала. Люди питались её зерном и в конце концов признали ценной культурой. По сравнению с пшеницей рожь — молодая культура, ей около 4000 лет. На территории нашей страны рожь известна с III в. н. э.
Рожь посевная (Secale cereale) .
Важная сельскохозяйственная культура — капуста. Её родина — Средиземноморье. Она широко возделывается во всём мире. Культивируют капусту несколько тысяч лет. Сейчас известно много сортов капусты: белокочанная, краснокочанная, савойская, кольраби, цветная, брюссельская, кормовая, пекинская, китайская, брокколи, черешковая (пак-чой), листовая. Всё это особые формы вида капуста огородная. Дикий предок капусты огородной — вероятно, капуста лесная. Как часть этого вида под названием капуста крымская она местами встречается в Южном Крыму.
Капуста. Любимые и новые гибриды, сорта
Виноград — вторая по древности и распространению культура после пшеницы. Его родина — Закавказье и Малая Азия. Виноградные ягоды сочные, сладкие и вкусные. Дикий виноград растёт, обвивая высокие деревья. Культурный виноград возделывают в виде кустов, обрезая его ветки — лозы. Часто лозы подвязывают к специальным кольям или навесам. Виноград хорошо растёт на склонах гор, среди обломков скал и щебня, в таких местах, где невозможно выращивать другие культуры. В тёплых солнечных и сухих местностях виноград даёт сладкие ягоды, в прохладном климате они получаются кислые.
Банан — древнейшая культура, возделываемая в тропических районах
с VII в. до н. э. Родина культурных сортов банана — Индия. Это высокое (до 15 м)
травянистое растение, с мощным корневищем, упроченным толстым стеблем
и ложным стволом, образованным огромными влагалищами крупных листьев.
Плоды удлинённые, ягодовидные, толстокорые, с сочной ароматной мякотью,
без семян. Банан размножается только делением корневища. После плодоношения вся надземная часть отмирает, но из почек возобновления отрастает новый древоподобный травянистый побег. В настоящее время банан выращивается в тропическом поясе на всех континентах. Плоды столовых сортов банана содержат в себе много сахаров, белков и витаминов. Это ценный диетический фрукт. Но есть и овощные, мучнистые сорта банана, которые употребляют в пищу в варёном и жареном виде или
перерабатывают на муку.
Как растут бананы Бананы Таиланда
Значение растений для человека.
Дарами природы Старого и Нового Света являются не только злаковые, овощные и фруктовые растения, которые тысячелетия назад прочно вошли в пищевой рацион человека. Растения дают человеку волокно (хлопок, лён), лекарства {женьшень, сенна, термопсис). Многочисленные пряности и приправы (чёрный перец, мускатный орех, лавровый лист, гвоздика, горчица, петрушка, укроп, мята, анис, тмин) издавна представляли собой огромную ценность, считались роскошью. Одни из них уже давно стали культурными растениями. Другие ещё произрастают в диком виде и дают человеку для его нужд плоды, листья, кору, древесину, соки, смолы, корни и другие ценные вещества и части своего тела. Их неограниченное потребление привело к тому, что растения, не успевая размножаться, не в состоянии восстановить свою численность и поэтому исчезают из растительного покрова Земли.
Дары Старого (А) и Нового (Б) Света: 1 — пшеница; 2 — рожь; 3 — горох; 4 — овёс; 5 — ячмень; 6 — рис; 7 — соя; 8 — тыква; 9 — батат; 10 — картофель; 11 — томат; 12 — кукуруза; 13 — фасоль; 14 — кора хинного дерева.
Нужно помнить, что эволюция — процесс необратимый, то есть исчезнувший вид никогда не восстановится вновь. Вот почему, пользуясь дарами природы, необходимо бережно относиться к ней.
Старый и Новый Свет дали человечеству много ценных растений, употребляемых в пищу, на корм домашним животным, для лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, предметов обихода. Вводя в культуру то или иное растение, человек создавал множество новых сортов, меняя их свойства по своему усмотрению.
Ответьте на вопросы
Объясните, можно ли растения, имеющиеся в школьном кабинете биологии, считать дарами природы.\
Назовите ваше любимое растение. Знаете ли вы, в какой части света находится родина этого растения?
\Могут ли культурные растения или сорняки расселиться по земной поверхности без помощи человека?
Перечислите необходимые организму человека вещества, которые содержатся в капусте, моркови, томате, картофеле.
Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию сообщения о происхождении культурных растений, наиболее распространённых в вашей местности.
В Чили картофель выращивается индейцами с доисторических времён. В Европу он завезён вначале в Испанию, оттуда в 1565 г. — во Францию. В Россию картофель попал как диковинное растение. Пётр Первый, будучи в Голландии, прислал графу Шереметеву мешек клубней картофеля под названием «земляное яблоко» и приказал распределить их по областям. Эта попытка, однако, не дала положительных результатов. В 1736 г. в Петербурге в Аптекарском огороде (ныне сад Ботанического института) впервые были сделаны посадки картофеля. Указом Сената в 1765 г. он законодательно вводится как обязательная пищевая культура. Распространение картофеля среди крестьян сначала велось принудительно и не всегда успешно. Однако вскоре простая по технике возделывания культура картофеля, обладающего высокими вкусовыми качествами, завоевала симпатии крестьян и заняла прочное место в земледелии Петербургской, Новгородской и других губерний.
Выполните задания
Выберите верные утверждения.
Многообразие отделов растений на Земле — результат эволюции.
Риниофиты — это растения, произрастающие в тёплых, влажных местах.
Возникновение фотосинтеза — важный этап в развитии растительного царства.
Покрытосеменные появились на Земле благодаря животным-опы- лителям.
Покровная ткань с устьицами свойственна наземным растениям.
Культурные растения — результат искусственного отбора.
Старый Свет дал миру растения, из которых готовят только хлеб.
Новый Свет дал миру овощи и фрукты.
Прокариоты — организмы, в клетках которых нет оформленного ядра.
Эукариоты — организмы, у которых в клетках есть хлорофилл.
Зелёные водоросли дали начало высшим растениям.
Почему животные способствовали развитию многообразия семенных растений? Наблюдаются ли такие же отношения с животными у других растений — низших и высших?
Зависит ли от человека разнообразие дикорастущих растений?
Могла ли жизнь на Земле развиваться без растений?
Ваша позиция
Какие меры необходимо осуществлять для создания травяного покрова? В чём его значение для природы и жизни человека?
Должен ли человек бережно относиться к дикорастущим растениям?
Учимся создавать проекты, модели, схемы
Составьте схему происхождения культурных растений, наиболее распространённых в вашей местности.
Подготовка презентации проекта о дикорастущих растениях — родоначальниках наиболее распространённых культурных растений вашей местности.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций