12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Слотвинская Ольга1148
Слотвинская Ольга Васильевна
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нефтеюганск
5

Множественное число существительных



Конспект урока по теме « Множественное число имён существительных» в 5 классе (ФГОС).

Тема урока: «Множественное число имен существительных».

 

Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных;
  • освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

Развивающие:

  • развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к процессу познания;
  • интерес к родному языку.

Оборудование:

Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Планируемые результаты:

1. Предметные:

знать особенности образования множественного числа существительных;

освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

2. Метапредметные:

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

извлекать информацию из различных источников;

давать определения понятиям;

объяснять языковые явления;

строить рассуждение;

приводить примеры в качестве доказательства;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности;

составлять план действий, работать по плану;

прогнозировать, корректировать свою деятельность;

выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать в группе;

учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;

высказывать и отстаивать свою точку зрения;

договариваться, задавать вопросы по теме;

выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

выражать положительное, осознанное отношение к учению;

оценивать собственную учебную деятельность;

применять правила сотрудничества в группе.


Ход урока

Вступительное слово учителя. (2 слайд)

Язык наш – универсальное средство общения, средство передачи знаний, мудрости от одного поколения другому. Свободное владение родным языком – признак культуры человека. И потому, чтобы стать культурными людьми, уметь свободно общаться, грамотно писать, нам нужно постигать тайны языка. Эти тайны вы открывали в начальных классах, уже узнали о том, что изучает орфография, можете назвать некоторые виды орфограмм, знаете, как правильно произносить слова. Сегодня мы продолжим работу над совершенствованием культуры нашей речи.


2.Орфоэпическая разминка. (На столе у каждого ребенка карточки со словами, в которых нужно поставить ударение): (3 слайд)

Алфавит, ворота, у доски, на доску, жила, жило, звонишь, километр, облегчить, свёкла, торты, без торта, углубить, упростить, шофёр, щавель.

(взаимопроверка с соседом по парте, сверяются по слайду презентации, выставление друг другу оценок)

После проверки хором прочитать слова, соблюдая нормы постановки ударения.

3.Актуализация знаний – определение темы урока

Орфографическая разминка. (4 слайд) Записать существительные, определить склонение. ( пишут на этом же листочке под диктовку учителя):

Баскетбол, вагон, гардероб, здание, компьютер, маршрут, почерк, профессии, хоккей. (Проверка по слайду презентации, выставление оценок друг другу.)

Какое из всех слов является лишним? (профессии)

Почему? (Оно одно во множественном числе)

Определите тему сегодняшнего урока. (Множественное число существительных)

Запишите в тетради число и тему урока «Множественное число имен существительных» (5 слайд)

Если я вас попрошу образовать существительные множественного числа, вы сможете это сделать?

Гриб - , стул - , окно - , цветок -

А договор? договора или договоры?

4.Целеполагание. Проблема урока.

Проблема: Как определить окончания у имен существительных множественного числа? (6 слайд)

Определите цель свою на урок.

Материал для наблюдения: Поставьте пропущенную букву. (7 слайд)

Болото – болот.., войско – войск.. болото – болот.., век – век.. шелк – шелк..., инженер – инженер…, директор – директор…, договор – договор…, мысль – мысл…, буква – букв… тон (о цвете) - тон…и тон (о звуке) – тон…, хлеб (о злаках) – хлеб… и хлеб (о печеном хлебе) – хлеб…,

Год – (года и годы), цех – (цеха и цехи (на предприятии), шторм – (шторма и штормы).

Затрудняетесь?

5.Решение проблемы. ( 8 слайд)

Как узнать, правильно ли вы выполнили задание? (спросить у учителя, найти в словаре, отыскать в интернете). Работа в группах. Первым предлагается таблица в учебнике и на слайде, вторым – орфоэпический словарь с указанием страниц, на которых расположены трудные слова, третьим – интернет в помощь.

После того как окончания определены, обобщается способ действия.

- можно ли как–то сгруппировать слова?

1. мужской род

2. женский род

3. средний род

Попробуйте в виде таблицы или в виде словообразовательной модели представить новые знания. ( 9 слайд)

1. мужской род - а (- я); - ы (- и)

2. женский род - и ( - ы)

3. средний род - а ( - я)

- Как различить окончания мужского рода?

По произношению: - а ( - я) под ударением, дополните таблицу.

Сравните полученную таблицу с таблицей в учебнике с. 218.

А как быть со словами (хлеб, тон?) (зависит от значения, нужно сверяться со словарем). А слова: год, цех, шторм? (двоякое или равноправное употребление обеих форм).

6. Рефлексия

Что было самым трудным? Интересным? (10 слайд)

7. Физкультминутка. (11 слайд)

Упражнение 550

Что общего у слов 1 – й, 2 – й, 3 – й группы? Прочитайте и запомните слова (читает 1 ученик вслух). Учитель называет слово в единственном числе, если во множественном числе – ы, то стоя хлопают, если – а, приседают. Во время выполнения движения проговариваем хором слова.

Адрес – адреса, инженер - инженеры, профессор – профессора, офицер –

офицеры, мастер – мастера, торт – торты, приз – призы, доктор – доктора

8. Применение полученных знаний в новых условиях.

Упр. 552 (12 слайд)

Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой – листья; под какой – зубы, под какой – зубья; под какой – корни, под какой – коренья? Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.

Вопрос-шутка. Трое друзей смотрят на звездное небо . 1-й говорит: «Сколько звездов на небе!» 2-й его поправляет: «Не звездов, а звездей!, а третий смеётся: «Эх вы, грамотеи! Таких словов и вовсе нет!»

А как правильно?

Форму какого падежа не могли правильно образовать мальчики? (родительного)

(13, 14 слайды) Перед вами слайд с изображением предметов. Употребите в речи эти существительные во множественном числе родительного падежа. (Много апельсин, помидоров, носков, чулок). Проверка по слайду. Запомнить!

Выполнить упр. 554

 Найдите четвертое лишнее, объясните. (15 слайд)

Пара ботинок, сапог, чулок, носок;

много мест, дел, консерв, макарон;

килограмм апельсинов, яблоков, абрикосов, помидоров;

группа инженеров, партизанов, офицеров, тренеров;

песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.

Упражнение на внимание (устно):

 Будь внимателен! Образуйте множественное число от единственного: дуга - дуги, рука - руки, мука - ? Звонарь - звонари, грек - греки, человек - ? 


Будь внимателен! Образуйте единственное число от множественного: певцы – певец, венцы – венец, щипцы – ? Олени – олень, пони – ? успехи - успех, доспехи – ?  Объясните.


Перед вами существительные, оканчивающиеся на шипящий. В каких из этих слов на конце пишется ь, а в каких нет? Сформулируйте правило. (ь пишется в сущ. Ж.р. ед ч.; не пишется в сущ. М.р. ед. ч. И в сущ. Мн.ч. р.п.) (16 слайд)

Дочь, меч, плач, с крыш, врач, около дач, товарищ, много задач, помощь, молодёжь, вещь, печь, нет передач, из училищ, этаж, малыш, луч, речь, кирпич, из-за туч .

Письменно упр. 553 ( С ь или без ь? Проверка, объяснение орфограмм).

9. Домашнее задание: (17 слайд)

Параграф 98, упр. 551 или 555 (на выбор)

Индивидуальное задание (карточка): Образовать от данных слов множественное число И.п. и множественное число Р.п. Поставить ударение во всех формах.

Лектор, инженер, шофёр, бухгалтер, инспектор, слесарь, токарь, конюх, договор, возраст, крем, суп, госпиталь,  директор, профессор, доктор, веер, тетерев, окорок, якорь, катер.

10.Рефлексия (18 слайд)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

 

P.S.

В уголок русского языка в классе вывешиваю дополнительный материал: Правописание имен существительных

Падежные окончания существительных во множественном числе.
Cуществительные мужского рода в именительном падеже множественного числа:

У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы(и) и а(я): курсы, сады, гвозди, берега, края. 

Формы на -а(-я) употребляются:

у многих односложных слов: бег - бега, бока, борта, века (но: во веки веков, в кои веки), глаза, дома, леса, луга, рога, снега, сорта, стога, шелка;

у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге: адрес - адреса, буера, буфера (и буферы), веера, векселя, вечера, вороха, голоса, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, кителя, колокола, купола, кучера, лемеха, мастера, невода (и неводы), номера, окорока, округа, ордера, острова, откупа (и откупы), отруба (отруб), паруса, паспорта, перепела (и перепелы), повара, погреба, поезда, потроха, сторожа, тенора (и теноры), терема, тетерева, трактора, фельдшера (и фельдшеры), флюгера (и флюгеры), холода, хутора, черепа, шафера, штемпеля (и штемпели), штуцера (и штуцеры), шулера (и шулеры), также у некоторых других слов типа директора, обшлага, профессора, рукава;

у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а(я) или на ы(и) зависит от смысла): боровы (самец свиньи) - борова (часть дымохода), корпусы(туловище человека или животного) - корпуса (здание, войсковая единица), лагери (общественно-политические группировки) - лагеря(временная стоянка), мехи (механизм для нагнетания воздуха, емкость для вина) - меха (выделанная шкура зверя), образы (обобщенное представление) - образа (то же, что икона), ордены (организация с определенным уставом) - ордена (знак отличия), пропуски (что-нибудь пропущенное, недосмотренное) - пропуска (документ на право входа куда-либо), соболи (пушной зверек) - соболя (мех соболя), токи(движение электрического заряда в проводнике) - тока (место токования птиц, площадка для молотьбы), тоны (музыкальный звук) - тона(оттенок цвета по яркости, колориту), тормозы (перен. препятствие в развитии чего-либо) - тормоза (устройство для замедления или остановки движения), учители (глава учения) - учителя (преподаватель), хлебы (продукт, выпекаемый из муки) - хлеба (злаки на корню), цветы (цветущее растение) - цвета (окраска, световой тон).

Ср. также различие существительных, имеющих формы единственного и множественного числа, и существительных, имеющих только форму множественного числа: проводы (от провожать) и провода (от провод), счёты (приспособление для счета, отношения) - счета (финансовый документ).

Смыслоразличительную роль окончания -ы(-и) и -а (-я) выполняют в следующих словах: зубы - зубья, корни - коренья, крюки - крючья, листы - листья, мужи - мужья, сыны - сыновья, клоки - клочья [ср. также у слов среднего рода: колени (сустав) - колена (особый прием в танцах) - коленья (сочленение у трубы)].

Примечания:

1. От слова камень форма множественного числа камни (форма каменья - устаревшая).

2. При выборе соответствующей формы необходимо учитывать, что одна из форм может быть употребительной только в определенном лексическом окружении. Так, при нормативной форме века форма веки употребляется в устойчивых выражениях во веки веков , в кои веки; нормативная форма крендели уступает место форме кренделя в выражении кренделя ногами выписывать.

3. В современном языке у слов мужского рода форма на а(я) более продуктивна, особенно в устной речи, в связи с чем она чаще употребляется как средство стилистической и стилевой дифференциации; ср.: договоры (книжн.) - договора (разг.), инспекторы - инспектора, корректоры - корректора, крейсеры - крейсера, пекари - пекаря, прожекторы - прожектора, редакторы - редактора, секторы - сектора, слесари - слесаря, токари - токаря, цехи - цеха, штурманы - штурмана.

 

Литература:

  1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: справочник.- М.: "Неолит", 2001.
  2. Ладыженская Т.А. , Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. - СПб.: ИК "Комплект", 1997


Здесь будет файл: /data/edu/files/f1459450045.pptx (презентация к уроку)

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Субботина Светлана Львовна, 28.04.16 в 15:01 0Ответить Пожаловаться
Культура речи - это качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.