Модель программы-проекта тематической смены летнего загородного лагеря «Великие тайны или копи царя Соломона»
Модель программы – проекта тематической смены летнего загородного лагеря
«Великие тайны или копи царя Соломона»
Автор: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, первой квалификационной категории, МОУ «С(К)ОШИ №4», город Магнитогорск, Челябинская область.
1. Паспорт тематической смены
Наименование смены |
«Великие тайны или копи царя Соломона» |
Организаторы и участники проекта |
Начальник лагеря – Сахно Л.В. Зам. Директора по ВР: Чубаева Наталья Николаевна Старшая вожатая – Тиманова Татьяна Андреевна |
Цель и задачи смены |
Цель тематической смены: сформировать готовность к осмыслению исторического прошлого своей страны Задачи: - Создание психологически комфортных и доброжелательных условий для длительного пребывания ребенка в смене. - Стремиться научить детей быть организованными и ответственными, знать способы успешного преодоления трудностей в различных жизненных обстоятельствах. - Развить навыки креативности. Раскрыть жизненный и творческий потенциал детей, познакомить со способами их развития. - Дать знания из области психологии, социологии, экологии человека и природы. - Помочь обнаружить среди массы обрушивающей на ребенка информации действительно важных жизненных ценностей и целей человека, его места в мироустройстве, законов и правил достойной, успешной жизни. - Способствовать тому, чтобы общение с детьми было постоянным, выслушивать и обсуждать все предлагаемые идеи, направлять детскую фантазию в нужное русло и учить достигать эффекта, как словом, так и делом. - Освоение опыта вожатского мастерства учащимися старших классов, действующих членов ученического |
Сроки реализации |
С 16.07.13 -5.08.13 |
Эффективные формы по реализации смены |
Праздники, игры, викторины, тематические дни, шоу программы, тематические дискотеки |
2. Концептуальные основы и идейное содержание смены
Сюжет смены связан с историческим прошлым всего человечества и в его основу лёг сюжет приключенческого романа «Копи царя Соломона» Г.Р. Хаггарда. Поскольку все дети любят приключения, то им предлагается роль искателей приключений. В первый день заезда дети окунаются в игровое пространство и находятся в этом пространстве на протяжении всей смены.
При этом каждый ребенок выбирает для себя определенную роль, и выполняет ее всю смену. Сюжет игры может варьироваться в зависимости от поведения детей и их настроения. В зависимости от принадлежности к возрастной группе, варьируется сложность дороги, ведущей к сокровищам царя Соломона: у старшей группы – самый сложный путь, ведущий через пустыни, горы, и т.д., сопряженный со множеством опасностей; средняя возрастная группа идет по менее сложному пути, и младшая – по наиболее простой дороге.
Отряды делятся на три возрастные сюжетные группы:
Искатели приключений – старшая возрастная группа. Она состоит из леди и джентльменов, ищущих сокровища. Каждый ребенок придумывает себе имя, роль, сюжетную линию, и т.д. Как правило, они - приезжие из Англии и ее Колоний.
Охотники на слонов – средняя возрастная группа. Состоит из охотников, их жен, детей, и т.д. Охотники могут придумать себе имя или прозвище, оружие, одежду, и т.д.
Кукуаны – младшая возрастная группа. Воинствующие племена, достаточно цивилизованные и географически изолированные от остального мира. Делятся на несколько поселений. Обладают самобытной культурой, нравами и обычаями. Каждый ребенок придумывает себе социальную роль, имя-прозвище, создает собственный имидж, боди-арт и антураж.
План работы этой лагерной смены выстроен так, что каждый день происходит развитие сюжетной линии. Путь каждого отряда отражается на Карте смены.
Цель игры: нужно дойти до сокровищницы царя Соломона, в которой дети находят определенный артефакт, при помощи которого совместными усилиями каждого ребенка лагеря на ЗЕМЛЕ происходит победа ДОБРА над всемирным ЗЛОМ.
Каждая возрастная группа курируется Наставником - ему дети сами придумывают Имя. Наставник осуществляет контроль за курируемыми отрядами и учет материальных ценностей сюжетных групп.
При заезде каждый отряд получает набор материальных ценностей, которые могут использоваться как помощь при прохождении приключений смены: оружие; патроны; еда; слоновая кость; вода.
Наставник ведет учет ресурсов каждого отряда. Во время каждого мероприятия отряды могут приобретать дополнительные материальные ценности (дыни, страусиные яйца, дополнительные виды оружия, веревка, алмазы, спички), которые будут использоваться в более поздних приключениях, или обменивать уже имеющие ценности на дополнительные секунды, баллы, и т.д.
За нарушение правил поведения и проживания, норм санитарного состояния, накладываются штрафы.
Бонусная система
На линейке открытия, во время творческой части, каждый командир проходит обряд инициации, в результате которого получает ожерелье власти (бечевку с первоначальным символом власти - когтем). Командиром считается тот, кто носит это ожерелье.
В течение всей смены каждый отряд будет получать тотем (тотем – это священная палка), символом тотема является бусина. Тотемы дают дополнительные разовые привилегии отряду, заработать их можно за отличное поведение, победу в приключении и т.д., различаются тотемы цветом и размером: цвета: красный – не поход (опоздание) на зарядку, синий – минуты лишнего купания на море, желтый – лишняя подсказка(секунды) при прохождении приключения. Размеры – большой, средний, малый.
У каждого представителя административного корпуса есть по одной бусине каждого размера и цвета и у него есть право раз в смену подарить ту или иную бусину любому из отрядов.
Присвоением тотема занимаются сами дети. В течение дня дети наблюдают друг за другом, на вечернем огоньке при желании проводят обсуждение, а на вечерней планерке командиры принимают решение кому, какой тотем достанется. Напоминаем, что тотемов всего девять, поэтому некоторые отряды могут остаться и без тотемов. Здесь же на планерке командиры получают бусины и надевают их на свои ожерелья.
Ожерелья власти требуют охраны, т.к. в случае утраты бусин или самого ожерелья, восстанавливать его никто не имеет права, кроме совета вождей (командиры).
Тематический словарь смены
Лагерь - Саудовская Аравия.
Отдыхающие в лагере дети – леди, джентльмены, охотники, воины, и т.д.,
Отряды – племена
Командир отряда – вождь
Президент лагеря – король Твала
Старший персонал – люди со звезд
Вожатые - старейшины
Старшая вожатая – Макумазан
Старший воспитатель - Инкубу
Начальник лагеря - Бугван
Спорткорпус - физруки
Планерка командиров – совет вождей
Планерка вожатых – совет старейшин
Корпус - крааль
Карта –план, иллюстрирующий путь отрядов и ежедневные мероприятия.
3. Механизм реализации проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап смены.
Деятельностью этого этапа является:
-подготовка методического материала по тематике смены;
- обеспечение материально-технической базы в соответствии с выбранной темой;
- отбор кадров для работы в оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- заключение договоров с организациями на оказание услуг по обслуживанию и поставке продуктов питания.
Организационный этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
- запуск программы «Великие тайны или копи царя Соломона»;
- формирование отрядов,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- введение в тематику отряда и мотивация на активное участие в сезоне;
- совместное целеполагание и планирование жизни отряда (взрослые + подростки).
Основной этап смены:
- реализация основной идеи смены;
-организация и проведение оздоровительных, спортивно – оздоровительных, познавательно-творческих, досуговых мероприятий.
Заключительный этап смены:
- подведение итогов, обобщение, анализ и оценка полученных результатов:
- уровень реализации программы и решения поставленных задач (анализ деятельности);
- удовлетворенность детей отдыхом (анализ анкет, отзывы детей и взрослых);
- уровень физического развития, заболеваемости и оздоровления (анализ данных медицинского и ОФП – тестирования, обращений за медицинской помощью);
- эффективность работы педагогических кадров (анализ анкет, итоговая диагностика профессионального роста педагогического коллектива).
4. Ожидаемые результаты
Участие в проекте тематической смены благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
План - сетка по реализации смены
План - сетка мероприятий
PDF / 123.38 Кб
ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ОТРЯДНЫХ УГОЛКОВ
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ В КОПИЛКУ ВОЖАТОГО
Источники
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009.
Титов С.В. Здравствуй, лето! – Волгоград, Учитель, 2007.
Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен.- Волгоград: Учитель, 2007.
Программно-методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.
Используемые ресурсы видеоматериалов
https://www.youtube.com/watch?v=CNEFdF-Uokg
https://www.youtube.com/watch?v=zWGtZmaLcvE
Федорова Людмила Ивановна
Дёмшина Ирина Петровна
Медведева Татьяна Петровна
Довгаль Лариса Васильевна