12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баландина Мария Николаевна
Аккаунт удалён
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
3

Модель социально-психологической поддержки личности по профилактике наркомании и алкоголизма среди обучающихся

Не рискуй жизнью, или как укрепить личностную антинаркотическую и антиалкогольную позицию

Данная статья адресована тем людям, которые считают, что жизнь и здоровье – есть фундаментальные ценности человека. В связи с чем так важно регулярно обострять свое внимание к вопросу профилактики (предотвращения) вовлечения в опыт употребления наркотических веществ и алкоголя, который, без сомнения, является одним из самых деструктивных, неся огромный риск для жизни и здоровья человека, разрушая его личную и социальную жизнь.

Вашему вниманию будет представлена модель социально-психологической поддержки личности, направленной на повышение психологической устойчивости к данному негативному опыту, которая включает в себя как внешне социальные, так и внутренние (психологические) компоненты,. Если у кого-то возникнут дополнительные вопросы или интерес к этой теме, можно оставлять под этой работой свои комментарии.

Внешне-социальные компоненты, способствующие укреплению личностной устойчивости к асоциальной практике употребления алкоголя и наркотических средств:

Социальная активность (вовлечённость).

Личностная осознанность (пробуждённость).

Готовность к принятию риска: взятию на себя обязательств, личностная ответственность.


Психологические компоненты поддержки:

Эмоциональная устойчивость. Способность к саморегуляции (управление) психологического самочувствия.

Личностный оптимизм.

Гибкость мышления.

Устойчивость, сформированность личностной позиции «Я».

Теперь подробно рассмотрим все эти характеристики.

Социальная активность (вовлечённость). СА – это деятельность человека в рамках семейных, учебно-трудовых, личностных отношений, которая вызывает неподдельный интерес и мотивацию. Социально активная личность не ждет каких-либо напоминаний, ей не нужно дожидаться каких-либо обстоятельств или случаев чтобы действовать. Активно развитая личность предпочитает самостоятельно планировать свой маршрут на карте, которую подбирает по своим внутренним убеждениям, ценностям, интересам и потребностям. Как правило, молодые люди пытаются самостоятельно и активно формировать вокруг себя социальный ландшафт, на котором смогут раскрыть свои внутренние и социальные ресурсы. Главное в этом деле – быть крайне критичным и внимательным к различным социальным практикам и предложениям, которые нередко предлагаются в стремлении лучше себя узнать, прочувствовать и реализовать. Наркотический и алкогольный опыт – один из губительных способов, отрезающий путь к познанию окружающего мира, т.к. резко сокращает жизнь человека. В таких случаях необходимо в себе укреплять и совершенствовать «психологические тормоза», позволяющие уйти из этой теневой стороны социального мира.

Личностная осознанность (пробуждённость). Личностная осознанность, или пробужденность – это ясное, целостное представление , видение себя в качестве социальной зрелой (взрослеющей) личности, а также осознание своей сегодняшней социальной роли «сын», «дочь», «студент», «друг» и т.д. Стремление подлинно себя выражать, представлять окружающим, находить в своем окружении таких же подлинно осознаваемых людей, с которыми есть много общего и значимого (увлечения, интересы, мировоззрение, психология). Если для человека конструирование себя и своего подлинного и оригинального мира является базовой целью – в таком случае у него не будут созданы предпосылки для мыслей и мотивов поведения, направленных на саморазрушение. Поэтому так важно развивать в себе внутреннюю осмысленность и пробужденность в процессе реализации своих возрастных задач.

Готовность принятия риска: взятию на себя обязательств, личностная ответственность

В процессе осуществления самого широкого спектра социальных задач человеку приходится брать на себя ответственность, нести личностные обязательства перед близкими людьми, учебным заведением, друзьями и обществом в целом. Человек, который живет осознанной и активной жизнью, стремясь реализовать себя учитывая интересы и ценности окружающих, вынужден брать на себя ряд социальных обязательств, формируя в себе готовность к принятию самых разных рисков при вступлении в те или иные взаимоотношения, входя в группы, учебные и трудовые коллективы. При этом активно стремится усваивать социально принятые нормы для эффективного взаимодействия и присваивания себе более сложные социально-личностные роли и статусы. Эта задача не осуществима без принятия на себя комплекса обязательств и принятия на себя осознанной ответственности. Чем раньше личность прививает в себе внутреннюю готовность к взятию на себя тех или иных обязательств, тем больше вероятности того, что она будет со всей полнотой осознавать весь риск для себя и близких при вовлечении в деструктивные социальные практики, например, наркотики или алкоголь. Человек, умеющий нести обязательства, будет значительно реже сталкиваться с различными жизненными рисками.


Психологические компоненты поддержки:

Самомониторинг личностного состояния. Чувствительность – как механизм самоуправления психологическим самочувствием.

В нашей повседневности избежать стрессовых ситуаций –невозможно. В такие моменты очень важно поддерживать оптимальный психофизиологический баланс организма и психики. В ситуациях, где возникает повышенный риск эмоционального напряжения и психологических трудностей – важно активно вести самонаблюдение за своим самочувствием. Чувствительно оценивать самые разные колебания и изменения в настроении и общем самочувствии. При развитии подобной внутренней чувствительности человек сможет значительно раньше принять определённые психологические и поведенческие действия для управления своим состоянием. Самое главное в данной практике – это умение поддерживать в себе оптимальный психологический баланс при любых жизненных обстоятельствах.

Личностный оптимизм. Зарубежные и российские психологи, занимающиеся вопросом обеспечения психологического благополучия личности в сегодняшнем неустойчивом мире, пришли к понимаю, что личностный оптимизм – это важная характеристика человека, позволяющая преодолевать различные жизненные трудности с минимальными психотравмирующими последствиями. Было представлено множество доказательств, свидетельствующих о том, что человек с позитивным настроением в отношении себя и своего жизненного плана значительно стрессоустойчив и способен лучше адаптироваться к различным жизненным изменениям.

Гибкость мышления. Способность вносить ряд поправок в свои решения для лучшего результата, корректируя умозаключение, те или иные выводы, совершенствуя стратегию в поведении в процессе реализации социальных задач - есть проявление мыслительной (когнитивной) гибкости , при этом не говоря о радикальном изменении структуры своего мышления. При разных жизненных обстоятельствах (в стрессовых или кризисных моментах) человеку важно не только глубоко понимать суть вещей и процессов, протекающих в настоящий момент его жизни, но также управлять событиями и собой. Для этого важно развивать данный психологический личностный механизм, повернув свой взор не во вне, созерцая внешние процессы и ситуации, а внутрь себя и при необходимости внося преобразования в структуру своего мышления для изменения ситуации в лучшую сторону.

Устойчивость, сформированность личностной позиции «Я». Мышление важно развивать гибким, а структуру личностного «Я» - жестким и устойчивым. Личностная позиция, «Я» - концепция - представляет собой внутреннюю структуру человека, которая вбирает в себя набор представлений и самопрезентаций, описывающих личностные качества, возможности, недостатки, потребности, ценности, а также эмоциональные и духовные компоненты.

Одной из ключевых причин вовлечения или принятия асоциальных установок и опыта является – размытость личностной концепции, личностной структуры «Я», при своей смазанности, расплывчатость, текучести структуры «Я» - личности крайне сложно оценить возможности и риски того или иного опыта или ситуации, таким людям крайне сложно сказать «нет» авторитетным людям в страхе быть непринятым и даже отвергнутом, в такой ситуации человек испытывает страх остаться в одиночестве, быть не принятым и утратить свой социальный статус в группе значимых лиц. При этом забывая, что такой человек, у которого слабая структура «Я» - является «пешкой» или «запасным», Люди с выраженными личностными свойствами и качествами своего характера более активные, социально востребованы, имеют достаточно внутренних ресурсов для достижения высоких результатов в своей деятельности и во взаимоотношениях с другими, таких людей ценят, уважают, принимаю в социальный круг. При этом данные чёткие, устойчивые границы, сформированность определенной личностной позиции в отношении себя, своих ценностей и ориентиров, позволяют создать мощный щит «иммунитет» против проникновения негативного, губительного, разрушающего личность и жизнь опыта или практики, прежде всего речь идет о наркомании и алкоголизме.

В заключение можно сказать, что личностная структура «Я» – есть ядро самой личности, вокруг которой обрастают все последующие социальные и психологические базовые компоненты, направленные на повышение и удовлетворённость качеством жизни и обеспечения личностной безопасности.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.