Модель и принципы психологического консультирования обучающихся «группы риска» на основании результатов социально-психологического тестирования
Модель и принципы психологического консультирования обучающихся «группы риска» на основании результатов социально-психологического тестирования (СПТ). Планирование и проведение вводного психологического вмешательства
Одно дело – провести качественно процедуру СПТ обучающихся в школе, колледже или вузе, и совсем другое – организация и проведение профилактических мероприятий с обучающимися, у которых по итогам были выявлены высокие показатели социально-психологических рисков в развитии.
Многие преподаватели, заместители и сами обучающиеся непросто переносят организационную часть СПТ, а после его окончания полагают, что на этом вся его тяжесть заканчивается. Да, после его завершения учителя и классные руководители вздыхают с облегчением, но только не психологи, так как после его окончания, для данного специалиста, всё самое интересное только разворачивается.
Комплекс технических, но в большей степени практических сложностей для психологов после завершения СПТ заключается в подробном анализе представленных результатов, в ранжировании обучающихся по степени социально-психологического неблагополучия и разработке вводной части психологического консультирования и оказания качественной психолого-педагогической помощи при достаточных основаниях или потребности (добровольном согласии) со стороны обучающихся и родителей.
Мне доводилось в процедуре первой консультации убеждаться в том, что некоторые студенты попадали в данную категорию лишь по той причине, что не правильно интерпретировали вопросы, не вычленяли ключевые слова и понятия в том или ином высказывании. В процессе беседы с обучающимся, при подробном рассмотрении выявленных факторов риска, удаётся оценить реальные психологические трудности и отбросить те, которые были искусственно созданы по причине неправильного понимания респондентом контекста вопроса.
То есть, первой задачей психолога в вводной консультационной беседе с обучающимся в ключе СПТ – является оценка реальных (объективно) существующих социально-психологических проблем в данный отрезок жизнедеятельности обучающегося. Таким образом, психолог подходит к процедуре оказания психологической помощи опираясь не только на материалы исследования, но также на личностную (субъективную) оценку самим школьником или студентом социально-психологического благополучия. Этический аспект проводимой работы психолога с обучающимися в русле СПТ, по-моему мнению, должна носить рекомендательной (добровольный) характер предлагаемой помощи. Этот нюанс психологом в первой встрече должен быть указан, и что готовность его завершить или расширить основано лишь на личном желании, предпочтении личности.
Необходимо также указать на существенную роль (важность) в этом процессе родителей (законных представителей) школьника или студента. Родители (опекуны) обязательно должны быть задействованы в этом процессе самым непосредственным образом, оказывая психологу информационную поддержку и семейно-психологическую для своего ребенка или детей.
Цель первой вводной консультационной беседу с обучающимся и его родителями (опекунами) - способствовать повышению социально-психологической адаптации обучающегося и оптимизиция родительско-детских отношений для повышения эффективности оказываемой поддержки. Именно поддержка родителей и их вовлеченность в данную процедуру может способствовать повышению общего благополучия и не вовлечения подростка в наркотический опыт и другие виды неприятностей.
В процессе беседы важно раскрыть как можно подробно и наглядно все аспекты психологических и социальных факторов риска и защиты, рассматриваемых в данной методике. Я, в таком случае, распечатываю две формы представленных результатов тестирования и выдаю одну часть своим собеседникам, подробно объясняя каждый параметр и его значение, даю объяснение по тем или иным психологическим терминам и формулировкам на понятийный уровень осмысления.
Вся беседа проходит в том ключе, по которому составлен тест (по тем шкалам), по которым были выявлены показатели риска. На протяжении всего разговора я ставлю перед собой задачу – минимизировать психологическое напряжение у участников данного процесса, повысить чувство доверия в процессе взаимодействия и мотивируя в большее вовлечение студента к рассматриваемым аспектам и общей тематике разговора. Положительным результатом в данной встрече я выделяю такие проявления в процессе диалога как: спокойное, невозбужденное поведение и реакции, активность (включенность) в обсуждаемое, комментирование по тем или иным аспектам разговора, внимательность и сосредоточенность на нашем диалоге. Если замечаю снижение активности и внимания, предлагаю прервать беседу с тем чтобы снизить риск психологического напряжения. Самое главное в этом вводном действии со стороны специалиста – включить эмоциональную чувствительность к своему слушателю с тем чтобы при возникновении внутренних и внешних проявлений беспокойства вывести человека на более комфортное состояние.
Самое важное, я считаю, в первой и, возможно, последней встрече с обучающимся – попытаться раскрыть внутри личности механизм «саморефлексии», в процессе данной беседы проявить свое аккуратное, тонкое воздействие, с тем чтобы дать оценку психологического самочувствия и оценить внутренние ресурсы для развития в человеке навыков «самопомощи» через внутренний самодиалог.