Модель урока геометрии по теме: “Цилиндр“.
Класс: 11 «а».
Учитель Пивачева Е.В.
Дидактическая цель: создать условия для комплексного применения знаний и формирования умений средствами системы уровневых заданий для самостоятельной работы.
Тип урока: комплексного применения знаний.
Цели по содержанию:
Образовательная: способствовать пониманию приемов решения задач на нахождение элементов цилиндра, площади поверхности цилиндра.
Развивающая: развивать умения применять знания в знакомой и измененной ситуациях; умение конструировать ответ и решение задачи; находить ошибку в рассуждениях; умения использовать нестандартные способы и приемы действий.
Воспитательная: способствовать пониманию учащимися важности правильного выбора цели и заданий самостоятельной работы на уроке для саморегуляции учебной деятельности.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная.
Средства обучения: 1. Учебник А.С. Атанасян «Геометрия 10-11
кл.», М., «Просвещение», 2007 г.
2. Рабочие тетради.
3. Л.С. Атанасян «Рабочие тетради по геометрии для 11 класса», М., «Просвещение»,2007 г.
4. Классная доска.
5. Письменно-чертежные принадлежности.
6. Дидактические материалы.
7. Мультимедийное сопровождение.
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Оргмомент |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. |
2.Целеполагание и мотивация |
Называет тему урока « Цилиндр». Знакомит учащихся с уровневыми целями урока (цели записаны на доске): 1.Помнить названия элементов цилиндра, формулы вычисления площадей боковой и полной поверхности цилиндра. 2.Уметь находить площадь полной поверхности цилиндра, используя формулы. 3. Уметь решать задачи с применением формулы площади полной поверхности цилиндра. 4. Уметь решать проблемные задачи Предлагает учащимся определить для себя цель урока: объясняет, что, если цель состоит из трех слагаемых (1+2+3), и работа выполнена полностью и правильно, то можно получить оценку «4». Если цель включает четыре слагаемых (1+2+3+4), и работа выполнена полностью и правильно, то можно получить оценку «5». |
Слушают, осмысливают. Выбирают вариант цели: (1+2+3) или (1+2+3+4), записывают в тетрадь. |
3. Актуализация знаний и умений. |
Учитель предлагает трем учащимся записать на доске решения домашних задач для дальнейшей проверки всем классом. Остальным предлагает фронтально ответить на вопросы устной работы (Слайд 2). Работая фронтально с классом, задает вопросы разного уровня сложности. |
Учащиеся выбирают задания.
Учащиеся фронтально отвечают на вопросы. Проверяют правильность решения задачи домашнего задания. |
4.Закрепление учебного материала и применение знаний и умений. |
Учитель предлагает выполнить задания математического диктанта с целью повторения теоретического материала. (Приложение 1) Предлагает проверить правильность выполнения заданий диктанта путем самопроверки. Поясняет, что те, кто выполнил задание правильно, достиг цели 1 ( Слайд3). С целью коррекции знаний предлагает повторить основные формулы (Слайд 4). Предлагает оценить готовность к выбору задания для самостоятельной работы. Предлагает два задания для самостоятельной работы разного уровня сложности ( репродуктивного и конструктивного уровня). 1. Решить задачу № 43 из рабочей тетради. 2. Решить задачи по готовым чертежам с кратким оформлением в тетради ( Слайд 5) Предлагает учащимся совместно с учителем проверить правильность выполнения заданий. Учитель поясняет учащимся, что те, кто успешно самостоятельно справился с 1 заданием, достиг цели 2, кто успешно справился с 2 заданием – цели 3. Предлагает оценить готовность к выбору задания для самостоятельной работы. Предлагает три задания для самостоятельной работы разного уровня сложности ( репродуктивного, конструктивного и проблемного уровня (Слайд 6)). Предлагает учащимся самостоятельно проверить правильность выполнения заданий, пользуясь эталонами решений (Слайд 7-9) Поясняет учащимся, что те, кто успешно самостоятельно справился с 1 заданием, достиг цели 2, кто успешно справился с 2 заданием – цели 3, а с 3 задачей – 4 цели. |
Учащиеся выполняют задание теста. Осуществляют в парах взаимоконтроль. Отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполнения заданий. Соотносят результат своей деятельности с поставленными целями. Выбирают задания, работают самостоятельно. Проверяют правильность выполнения задания. Соотносят результат своей деятельности с поставленными целями. |
5.Домашнее задание. |
Учитель предлагает выбрать вариант домашнего задания: 1) знать элементы цилиндра, формулу площади полной поверхности цилиндра (всем); 2) решить задачи № 527, 531 (всем); 3) решить дополнительно задачи № 544, 601 (по выбору) |
Учащиеся оценивают свои возможности, опираясь на результаты своей деятельности на уроке. Определяют для себя объем и сложность домашней работы, записывают задание в дневник. |
6.Рефлексия. |
Учитель предлагает прочитать цели урока на доске и в соответствии с выбранными целями каждому ученику определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания и перспективы работы на следующем уроке. |
Сопоставляют цели и результаты своей деятельности на уроке. |
Приложение 1
Задания математического диктанта.
Запишите формулу площади боковой поверхности цилиндра.
Запишите формулу площади полной поверхности цилиндра.
Запишите, какая фигура является разверткой боковой поверхности цилиндра?
Запишите, чему равен угол между плоскостью основания цилиндра и плоскостью, проходящей через образующую цилиндра?
Запишите, что представляет собой сечение цилиндра плоскостью, перпендикулярной его образующей?
Запишите, чему равен радиус цилиндра, если осевым сечением цилиндра является квадрат площадью 25 м2.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10