Урок геометрии в 10 классе «Понятие цилиндра»
1. |
Класс |
10 |
2. |
Тема и номер урока в теме |
Понятие цилиндра (1 урок) |
3. |
Базовый учебник |
«Геометрия , 10-11 класс» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдин |
4. Тип урока Изучение нового материала
5. Задачи:
- образовательные:
- ввести понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов ;
- вывести формулу для вычисления площадей боковой и полной поверхности цилиндра;
- научиться решать типовые задачи по изучаемой теме;
- контроль усвоения знаний по теме «Цилиндрическая поверхность».
предметный результат:
- самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;
- применять теоретический материал данной темы при решении задач разного уровня сложности.
- развивающие:
- развивать пространственное мышление;
- расширение математической терминологии;
- развитие памяти и речи.
метапредметный результат:
- сотрудничать в решении проблемы творческого характера;
- уметь с достаточной полнотой и точностью применять знания в смежных дисциплинах;
- воспитательная: .
- формирование самооценки знаний, критического отношения к себе, творческой активности, аккуратности,
дисциплины, внимания, формирование умения работы в группах.
личностный результат:
- самоопределение и эмоционально – ценностная ориентация.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент |
Модели цилиндрических поверхностей из повседневной жизни |
Мотивирует учащихся на работу. |
Приветствуют учителя. |
Л: -самоопределение ; Р: - целеполагание К: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
1 |
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. |
презентация |
Организует повторение изученного.
Определение окружности. Формула длины окружности. Определение круга. Формула площади круга. Расстояние от точки до прямой. Нахождение радиуса , хорды окружности через тригонометрические функции Анализ заданий из контрольной работы
|
Повторяют изученный ранее материал.
Ответы учащихся.
По тетради называют свои ответы к заданиям номера, исправляют ошибки; работа в группах
|
Личностные: -актуализация личного опыта; Познавательные: -учатся извлекать информацию -умение формулировать проблему ; -выполнение учебного действия; -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; Р.: -умение дополнять, уточнять высказанные мнения |
7 |
3. |
Постановка учебной задачи. |
Презентация |
1. Рассмотреть различные представленные бытовые предметы и исключить лишний. 2. Описать их, отметить их элементы. |
-Изучение представленных фигур. - фиксируют ситуацию затруднения - формулируют тему урока
|
П: _анализ и синтез; -постановка и формулирование проблемы Р: -саморегуляция в ситуации затруднения -прогнозирование -коррекция К: -сотрудничество с учителем и сверстниками Л: -постепенное накопление информации |
5 |
4. |
Построение проекта выхода из затруднения. |
Презентация |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
- Изобразить чертеж цилиндра с указанием всех его элементов - Виды цилиндров
- Варианты получения цилиндра - Виды сечений - Решить проблему : сколько каски потребуется для покраски трубы радиуса r и длиной h, если на 1кв. ед. расходуется 10 гр. - Понятие развертки, боковой и полной поверхностей
|
Исследование проблемных вопросов, с помощью рассуждений -Самостоятельное индивидуальное построение, групповая коррекция
-Работа в парах, выдвижение версий
Совместная работа с учителем
|
Л: - познавательная инициатива; структурирование знаний; П: - выдвижение гипотез и их обоснование -доказательство - самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
К: -учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено и того, что еще неизвестно - коррекция; - контроль. |
5 |
5. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Чертеж на доске
презентация |
Решение задачи устно по готовому чертежу . Учитель у доски показывает образец оформления задания, следит за ответами учащихся.
Физкультминутка |
Обучающиеся комментируют с места свои действия, тренируясь в названии элементов цилиндра
|
П: - выбор наиболее эффективных способов решения задач К: -планирование учебного сотрудничества - умение полно и точно выражать свои мысли Р: - прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция
|
5 1 |
6. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Наглядные пособия
презентация
|
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. - Выполнение № 525 (задачник).
- Выполнение № 529 (задачник).
Презентация самостоятельная работы (с последующей проверкой учителя) |
Двое учащихся за доской выполняют задания, остальные - на местах. По окончании выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.
Работают в малых группах (2 человека). По окончании выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. Выполняют на отдельных листочках. По окончании выполняют взаимопроверку по образцу, выделяют допущенные ошибки. |
П: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности К: - сотрудничество - учет всех мнений Р: - оценка мнений, выбор варианта, -восприятие и закрепление материала |
15 |
7
8. |
Включение в систему знаний и повторение.
Домашняя работа |
-определение цилиндра и его основных элементов. -Может ли сечение быть прямоугольником, квадратом, трапецией(объяснить)?
Запись домашнего задания с комментариями учителя п.53-54. № 522, 524, доп. №526 |
Ответы детей.
.
Запись в дневник |
К: - умение полно и точно выражать свои мысли Л:; - самоопределение, смыслообразование Р: -прогнозирование, саморегуляция П: -самостоятельное выделение познавательной цели, -поиск и выделение информации -анализ и синтез |
3 1 |
|
8. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Презентация |
5.Мое настроение
Спасибо за работу на уроке, мне понравилось, как вы работали. (Выставление оценок) |
Ответы детей.
понятен / не понятен |
Л: - нравственно-этическая ориентация - оценивание усвоения нового - способность к самооценке Р: -прогнозирование и саморегуляция |
2 |
Самостоятельная работа:
1. Цилиндр катится по плоскости. Какая фигура получается при движении его оси?
2. Осевые сечения равны, Верно ли , что цилиндры равны? Поясните.
3. Чему равна площадь осевого сечения цилиндра, если его высота в 2 раза больше радиуса основания и равна 5 см?
4. Диагональ осевого сечения цилиндра равна 8см и составляет с образующей угол в 60 градусов. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
5.Прямоугольник вращается вокруг одной из своих сторон, равной 5см., площадь боковой поверхности, полученной при вращении 100П кв.см. Найдите площадь прямоугольника.
Доп.
Хорда нижнего основания удалена от центра нижнего основания на 2 3см и отсекает от окружности основания дугу в 60градусов. Отрезок, соединяющий центр верхнего основания с одним из концов данной хорды, образует с осью цилиндра угол в 45 градусов. Найдите площадь осевого сечения цилиндра.