Модель урока-экскурсии по биологии «Виртуальная экскурсия в Ботанический сад ЮФУ г. Ростов-на-Дону» (9 класс)

9
4
Материал опубликован 22 April 2020 в группе

Всероссийский заочный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку авторской экскурсии

Автор: Битюкова Ольга Анатольевна

учитель биологии

МБОУ СОШ №6 г. Новочеркасск



Виртуальная экскурсия в Ботанический сад ЮФУ

Пояснительная записка

Виртуальная экскурсия как форма учебной деятельности является одной из эффективных форм использования современных образовательных технологий. Виртуальную экскурсию можно создать с помощью компьютерных программ, видео и презентации. Виртуальная экскурсия позволяет ознакомиться с интересующими объектами, не выходя из дома, в любое время, имея в распоряжении лишь современные гаджеты и доступ в интернет. Что особенно актуально в реалиях современного дистанционного обучения в условиях самоизоляции. Представленная экскурсия может быть проведена для учащихся 9 класса при изучении проблем рационального природопользования, ее содержание позволит учащимся познакомиться с Ботаническим садом ЮФУ, его коллекциями.



Модель урока-экскурсии



Тема: «Виртуальная экскурсия в Ботанический сад ЮФУ г. Ростов-на-Дону»

Дидактическая цель: Создать условия для знакомства учащихся с редкими и исчезающими видами растений, представленных в коллекциях Ботанического сада ЮФУ, средствами технологии-ИКТ и проблемного обучения

Задачи по содержанию:

Образовательные: сформировать представление о структуре ботанического сада, о его коллекциях, о категориях статуса редкости видов (подвидов) растений

Развивающие: способствовать активизации познавательной деятельности, развитию навыков исследовательской деятельности, интеллектуальных и коммуникативных умений

Воспитательные: осознание ответственности за сохранение биоразнообразия, формирование положительной мотивации учения, правильной самооценки

Планируемые результаты:

Предметные: представление о миссии ботанических садов, о коллекциях Ботанического сада ЮФУ; распознавание редких и исчезающих видов растений.

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): анализ, сравнение, классификация; построение логических рассуждений, извлечение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, построение речевых высказываний; рефлексия способов и условий действия.

Личностные УУД: самоопределение; учебно-познавательная мотивация; самооценка на основе критерия успешности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: виртуальная экскурсия

Методы обучения: проблемно-эвристическая беседа

Основные понятия урока: ботанический сад, Красная книга, категории статуса редкости видов (подвидов) растений

Оборудование: Мультимедийный комплекс, презентация виртуальной экскурсии



Технологическая карта урока-экскурсии



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Целевой блок

1.Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку:

--Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к работе.

Приветствуют учителя

2. Мотивация

Организует диалог:

- Начинаем работу, полагаю, что она будет результативной

- Ребята, обратите внимание. Сегодня на уроке биологии, на доске вы видите карту г.Ростов-на-Дону. Как вы думаете, почему?

-Кому нужна карта? (слайд 2)

- Верно, и сегодня мы отправимся в путешествие в столицу ЮФО, в город Ростов-на-Дону

Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы:



-Карта нужна путешественникам, отправляющимся в путешествие


3.Актуализация знаний и целеполагание

Организует «мозговую атаку»:

- Как вы думаете, о чем идет речь в следующем высказывании «Их называют живыми коллекциями, ведь здесь собраны самые различные растения, которые встречаются на нашей планете.» (слайд 3)


(учитель по необходимости корректирует высказывания учащихся )


- Речь идет о ботанических садах.

Что вы знаете о их назначении?


- Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос. А поможет нам в этом виртуальная экскурсия, которую мы совершим в Ботанический сад Южного федерального университета г. Ростов-на-Дону

Формулирует цели урока: (4 слайд)

Вы можете узнать:

1.Назначение ботанических садов

2.Структуру Ботанического сада ЮФУ

3.Познакомиться с коллекциями ботанического сада

Вы можете научиться:

1.Характеризовать роль ботанических садов в сохранении биоразнообразия

2.Распознавать категориях статуса редкости видов (подвидов) растений


Участвуют в «мозговой атаке», высказывают свое мнение, основанное на субъектном опыте



(учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение)
















(принимают и осмысливают цели урока)

II. Процессуальный блок


4.Первичное усвоение новых знаний, «открытие нового знания»

Организует познавательную деятельность учащихся:

(формулирует проблемно-познавательный вопрос) (слайд 5)

- Известно, что в ботанических садах Европы и Северной Америки собрано около 5 миллионов образцов флоры. Спрашивается, а зачем собирать в одном месте то, что и так растет на нашей планете?

-Ваши предположения верны, но недостаточны для полного ответа. Получить исчерпывающую информацию по заявленной проблеме мы сможем во время нашей виртуальной экскурсии. (слайд 6-8)

Вы были в Ботаническом саду?
Манил ли он ваш любопытный взгляд?

(Батый И.)

-Определимся с маршрутом нашей экскурсии. Мы совершим остановки на импровизированных «станциях» в Ботаническом саду. (слайд 9-10)

Маршрутный лист экскурсии

Остановка «Научная»

Остановка «Историческая»

Остановка «Структура Ботанического сада»

Остановка «Коллекции»

Остановка «Редкие и исчезающие виды растений Ботанического сада ЮФУ»

Организует виртуальную экскурсию, используя презентацию (слайд 11)

1.Остановка «Научная» (слайд 12-13): Миссия Ботанического сада ЮФУ состоит в изучении, сохранении, рациональном использовании биологического разнообразия растений степной зоны; сохранении мировой флоры в коллекциях и экспозициях, обогащении культивируемой в регионе флоры, развитии образовательной и культурной Основное научное направление: Оценка состояния, мониторинг и проблемы сохранения биологического разнообразия в степной зоне. Рациональное использование и воспроизводство биологических ресурсов в условиях антропогенного воздействия среды на благо ныне живущих и будущих поколений.

2. Остановка «Историческая» (слайд 14-15) : В 1915 году, в связи с первой мировой войной в Ростов из Варшавы был эвакуирован университет. Инициаторами создания Ботанического сада стали профессора Ростовского государственного университета В.Ф. Хмелевский и В.Н. Вершковский. В1927 года Президиум Ростово-Нахичеванского Горсовета вынес решение об отводе под Ботанический сад земельного участка площадью в 74,11 га в северо-западной части города в районе реки Темерник. В 1933 году территория Сада была увеличена до 259 га. В декабре 1938 г. Ботанический сад был передан в ведение Северо-Кавказского государственного университета (позднее Ростовский государственный университет, ныне Южный Федеральный университет)

3. Остановка «Структура Ботанического сада» (слайд 16-22) :

Структура Ботанического сада Академии биологии и биотехнологии ЮФУ включает:

Сектор дендрологии

Сектор природной флоры

Сектор тропических и субтропических растений

Сектор цветочных культур

Сектор защиты растений

Интродукционный питомник

Лаборатория клеточных и геномных технологий растений

Лаборатория экологии и физиологии растений

Лаборатория экологического мониторинга почв

Группа системной фитоценологии и геопространственного анализа

Экспертно - консультационный центр

Инновационный центр «Зеленые технологии»

4. Остановка «Коллекции» (слайд 23- 60) :

А) Дендрологическая коллекция (слайд 23-27)

Б) Коллекции цветочных культур открытого грунта (слайд 28-30)

В) Коллекция тропических и субтропических растений (слайд 36-39 )

Г) Коллекции нетрадиционных плодовых и орехоплодных растений (слайд 40-42)

Д) Коллекция видов и сортов рода Hemerocallis (Лилейники) (слайд 43-44)

Е) Коллекция лекарственных растений (слайд 31-35)

З) Экспозиция “Приазовская степь” (слайд 52)

5. Остановка «Редкие и исчезающие виды растений в коллекциях Ботанического сада ЮФУ» (слайд 53-60)

- Наша экскурсия завершена, но мы обязательно сюда вернемся…(слайд 61)




Учащиеся слушают задачу, формулируют гипотезу:




Вероятно, для того чтобы познакомить людей с различными видами растений



















Участвуют в экскурсии, посредством просмотра презентации



III. Аналитический блок


5. Включение новых знаний в систему знаний, применение знаний в новой ситуации

Предлагает учащимся, используя новые знания, выполнить задания: (слайд 62)


- Что такое ботанический сад?


- Вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока? С какой целью создаются ботанические сады, какую роль они играют в природоохранной деятельности?

Применяют новые знания при выполнении заданий


Уч-ся дают ответы на поставленные вопросы

6.Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы:


- Как вы считаете достигли ли мы целей нашего занятия?


- Что было для вас самым интересным на нашей виртуальной экскурсии?


В саду Ботаническом
Будто бы в сказке,
Кругом волшебство
И совсем не опасно.
Как жаль уходить мне
Из дивного леса,
Пускай он останется
Памятью детства

(Д. Рудаков)




Анализируют результаты своей работы на уроке, высказывают свое мнение

7.Домашнее задание

Зайти на сайт Ботанического сада ЮФУ http://bg.sfedu.ru, познакомиться с электронным гербарием Ростовской области

Записывают д/з



Урок экскурсия
PPTX / 83.87 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Анатольевна, спасибо за интересную и познавательную экскурсию! Маленькое замечание, увидела у вас в презентации ошибку: на слайде 33 фотография не лапчатки, а примулы)))

22 April 2020

Спасибо большое за положительный отзыв! Позволю себе прокомментировать ваше замечание. Ошибки нет. У лапчатки лист пальчатосложный, а у примулы лист простой. На первый взгляд они похожи, но перепутать их сложно, если растения знакомы. Моя мама выращивает в саду лапчатку, как лекарственное растение для лечения заболеваний щитовидки, примулы 3-х сортов у меня растут на даче, так что в этих растениях я уверена.

22 April 2020

Спасибо за отличную работу!

24 April 2020

Спасибо большое за отзыв!

25 April 2020