Модель урока-экскурсии по биологии «Виртуальная экскурсия в Ботанический сад ЮФУ г. Ростов-на-Дону» (9 класс)
Всероссийский заочный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку авторской экскурсии
Автор: Битюкова Ольга Анатольевна
учитель биологии
МБОУ СОШ №6 г. Новочеркасск
Виртуальная экскурсия в Ботанический сад ЮФУ
Пояснительная записка
Виртуальная экскурсия как форма учебной деятельности является одной из эффективных форм использования современных образовательных технологий. Виртуальную экскурсию можно создать с помощью компьютерных программ, видео и презентации. Виртуальная экскурсия позволяет ознакомиться с интересующими объектами, не выходя из дома, в любое время, имея в распоряжении лишь современные гаджеты и доступ в интернет. Что особенно актуально в реалиях современного дистанционного обучения в условиях самоизоляции. Представленная экскурсия может быть проведена для учащихся 9 класса при изучении проблем рационального природопользования, ее содержание позволит учащимся познакомиться с Ботаническим садом ЮФУ, его коллекциями.
Модель урока-экскурсии
Тема: «Виртуальная экскурсия в Ботанический сад ЮФУ г. Ростов-на-Дону»
Дидактическая цель: Создать условия для знакомства учащихся с редкими и исчезающими видами растений, представленных в коллекциях Ботанического сада ЮФУ, средствами технологии-ИКТ и проблемного обучения
Задачи по содержанию:
Образовательные: сформировать представление о структуре ботанического сада, о его коллекциях, о категориях статуса редкости видов (подвидов) растений
Развивающие: способствовать активизации познавательной деятельности, развитию навыков исследовательской деятельности, интеллектуальных и коммуникативных умений
Воспитательные: осознание ответственности за сохранение биоразнообразия, формирование положительной мотивации учения, правильной самооценки
Планируемые результаты:
Предметные: представление о миссии ботанических садов, о коллекциях Ботанического сада ЮФУ; распознавание редких и исчезающих видов растений.
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): анализ, сравнение, классификация; построение логических рассуждений, извлечение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, построение речевых высказываний; рефлексия способов и условий действия.
Личностные УУД: самоопределение; учебно-познавательная мотивация; самооценка на основе критерия успешности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: виртуальная экскурсия
Методы обучения: проблемно-эвристическая беседа
Основные понятия урока: ботанический сад, Красная книга, категории статуса редкости видов (подвидов) растений
Оборудование: Мультимедийный комплекс, презентация виртуальной экскурсии
Технологическая карта урока-экскурсии
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Целевой блок | ||
1.Организационный | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку: --Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к работе. | Приветствуют учителя |
2. Мотивация | Организует диалог: - Начинаем работу, полагаю, что она будет результативной - Ребята, обратите внимание. Сегодня на уроке биологии, на доске вы видите карту г.Ростов-на-Дону. Как вы думаете, почему? -Кому нужна карта? (слайд 2) - Верно, и сегодня мы отправимся в путешествие в столицу ЮФО, в город Ростов-на-Дону | Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы: -Карта нужна путешественникам, отправляющимся в путешествие |
3.Актуализация знаний и целеполагание | Организует «мозговую атаку»: - Как вы думаете, о чем идет речь в следующем высказывании «Их называют живыми коллекциями, ведь здесь собраны самые различные растения, которые встречаются на нашей планете.» (слайд 3) (учитель по необходимости корректирует высказывания учащихся ) - Речь идет о ботанических садах. Что вы знаете о их назначении? - Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос. А поможет нам в этом виртуальная экскурсия, которую мы совершим в Ботанический сад Южного федерального университета г. Ростов-на-Дону Формулирует цели урока: (4 слайд) Вы можете узнать: 1.Назначение ботанических садов 2.Структуру Ботанического сада ЮФУ 3.Познакомиться с коллекциями ботанического сада Вы можете научиться: 1.Характеризовать роль ботанических садов в сохранении биоразнообразия 2.Распознавать категориях статуса редкости видов (подвидов) растений | Участвуют в «мозговой атаке», высказывают свое мнение, основанное на субъектном опыте (учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение) (принимают и осмысливают цели урока) |
II. Процессуальный блок | ||
4.Первичное усвоение новых знаний, «открытие нового знания» | Организует познавательную деятельность учащихся: (формулирует проблемно-познавательный вопрос) (слайд 5) - Известно, что в ботанических садах Европы и Северной Америки собрано около 5 миллионов образцов флоры. Спрашивается, а зачем собирать в одном месте то, что и так растет на нашей планете? -Ваши предположения верны, но недостаточны для полного ответа. Получить исчерпывающую информацию по заявленной проблеме мы сможем во время нашей виртуальной экскурсии. (слайд 6-8) Вы были в Ботаническом саду? (Батый И.) -Определимся с маршрутом нашей экскурсии. Мы совершим остановки на импровизированных «станциях» в Ботаническом саду. (слайд 9-10) Маршрутный лист экскурсии Остановка «Научная» Остановка «Историческая» Остановка «Структура Ботанического сада» Остановка «Коллекции» Остановка «Редкие и исчезающие виды растений Ботанического сада ЮФУ» Организует виртуальную экскурсию, используя презентацию (слайд 11) 1.Остановка «Научная» (слайд 12-13): Миссия Ботанического сада ЮФУ состоит в изучении, сохранении, рациональном использовании биологического разнообразия растений степной зоны; сохранении мировой флоры в коллекциях и экспозициях, обогащении культивируемой в регионе флоры, развитии образовательной и культурной Основное научное направление: Оценка состояния, мониторинг и проблемы сохранения биологического разнообразия в степной зоне. Рациональное использование и воспроизводство биологических ресурсов в условиях антропогенного воздействия среды на благо ныне живущих и будущих поколений. 2. Остановка «Историческая» (слайд 14-15) : В 1915 году, в связи с первой мировой войной в Ростов из Варшавы был эвакуирован университет. Инициаторами создания Ботанического сада стали профессора Ростовского государственного университета В.Ф. Хмелевский и В.Н. Вершковский. В1927 года Президиум Ростово-Нахичеванского Горсовета вынес решение об отводе под Ботанический сад земельного участка площадью в 74,11 га в северо-западной части города в районе реки Темерник. В 1933 году территория Сада была увеличена до 259 га. В декабре 1938 г. Ботанический сад был передан в ведение Северо-Кавказского государственного университета (позднее Ростовский государственный университет, ныне Южный Федеральный университет) 3. Остановка «Структура Ботанического сада» (слайд 16-22) : Структура Ботанического сада Академии биологии и биотехнологии ЮФУ включает: Сектор дендрологии Сектор природной флоры Сектор тропических и субтропических растений Сектор цветочных культур Сектор защиты растений Интродукционный питомник Лаборатория клеточных и геномных технологий растений Лаборатория экологии и физиологии растений Лаборатория экологического мониторинга почв Группа системной фитоценологии и геопространственного анализа Экспертно - консультационный центр Инновационный центр «Зеленые технологии» 4. Остановка «Коллекции» (слайд 23- 60) : А) Дендрологическая коллекция (слайд 23-27) Б) Коллекции цветочных культур открытого грунта (слайд 28-30) В) Коллекция тропических и субтропических растений (слайд 36-39 ) Г) Коллекции нетрадиционных плодовых и орехоплодных растений (слайд 40-42) Д) Коллекция видов и сортов рода Hemerocallis (Лилейники) (слайд 43-44) Е) Коллекция лекарственных растений (слайд 31-35) З) Экспозиция “Приазовская степь” (слайд 52) 5. Остановка «Редкие и исчезающие виды растений в коллекциях Ботанического сада ЮФУ» (слайд 53-60) - Наша экскурсия завершена, но мы обязательно сюда вернемся…(слайд 61) | Учащиеся слушают задачу, формулируют гипотезу: Вероятно, для того чтобы познакомить людей с различными видами растений Участвуют в экскурсии, посредством просмотра презентации |
III. Аналитический блок | ||
5. Включение новых знаний в систему знаний, применение знаний в новой ситуации | Предлагает учащимся, используя новые знания, выполнить задания: (слайд 62) - Что такое ботанический сад? - Вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока? С какой целью создаются ботанические сады, какую роль они играют в природоохранной деятельности? | Применяют новые знания при выполнении заданий Уч-ся дают ответы на поставленные вопросы |
6.Рефлексия | Предлагает ответить на вопросы: - Как вы считаете достигли ли мы целей нашего занятия? - Что было для вас самым интересным на нашей виртуальной экскурсии? В саду Ботаническом (Д. Рудаков) | Анализируют результаты своей работы на уроке, высказывают свое мнение |
7.Домашнее задание | Зайти на сайт Ботанического сада ЮФУ http://bg.sfedu.ru, познакомиться с электронным гербарием Ростовской области | Записывают д/з |
PPTX / 83.87 Мб
Дьячкова Наталья Анатольевна
Битюкова Ольга Анатольевна
Марьясова Ирина Евгеньевна
Битюкова Ольга Анатольевна