Модель «перевёрнутый класс» на примере урока «географические координаты»
©Побережнюк & Побережнюк, 2017
Модель «перевёрнутый класс» на примере урока «географические координаты». Технологическая карта урока0. Понятие
Модель «Перевёрнутый класс» используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению учебного материала. Для модели характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения вне школы: учитель предоставляет доступ к ЭОР для предварительной теоретической подготовки дома. В школе организуется практическая деятельность.
Данная модель целесообразна к применению при изучении многих тем, не только на уроках географии, но и на других предметах. Она является новой, но, несомненно, заслуживает пристального внимания, изучения и апробации.
1. Общие сведения
Класс: 5-6.
Тема: Географические координаты.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование представления о географических координатах.
Модель урока: перевернутый класс.
Оборудование: доступ к сети Интернет любыми доступными средствами.
Планируемые результаты:
предметные – усвоение понятия о географических координатах, отработка умения определения географических координат.
метапредметные – развитие ИКТ-компетентности, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
личностные – умение организовать самостоятельную работу.
ЭОР:
https://goo.gl/EKuawN Практическая работа в интерактивной системе edpuzzle
https://goo.gl/CaJfZN Форма гугл для визуализации абстрактного материала
2. Технологическая карта урока
I. Деятельность учителя и учащихся до урока:
Учитель заранее (не пугайтесь, учителя географии, это не очень сложно, но отчаянно интересно!) готовит для учеников учебный материал
1) в интерактивной системе edpuzzle (инструкция по работе с системой находятся здесь http://www.it-pedagog.ru/edpuzzle и здесь https://pedsovet.org/core/file/get/id/37598). Общий смысл работы с сервисом – к любому видеоизображению из ютуба можно добавить вопросы, которые будут появляться по мере просмотра видеофайла, т.е. технология очень похожа на технологию обычной работы с учебным фильмом – просмотрели сюжет, ответили на вопросы. При этом все это делается без учителя, что очень удобно для организации дистанционного обучения.
Таким образом, был взят линейный видеосюжет, объясняющий, что есть географические координаты и в него «вшиты» вопросы для учащихся https://goo.gl/EKuawN
2) с помощью, например, формы гугл готовит опрос с целью для визуализации абстрактного материала и закрепления понимания темы https://goo.gl/EKuawN
3) заранее, до урока, с помощью электронной почты, QR-кода, раздачи бумажных карточек с написанными на них адресами (и т.п. способами) обеспечивает учащихся ссылками на данные практические работы с тем, чтобы учащийся самостоятельно дома, или вне оного, самостоятельно, с родителями или друзьями прошел по ссылкам, просмотрел, изучил, выполнил работу. При этом дети должны быть мотивированны к данной работе (и родители). Напоминаю, в современном ФГОС, на первый план выходят понятия ответственность и самостоятельность и если мы не будем их развивать, ни черта у нас не получится, поэтому не надо бояться подобным образом работать с детьми.
II. Деятельность учителя и учащихся во время урока:
1) Учитель организует входной контроль, например, с помощью данного материала:
Географический диктант. Вариант 1
Определите, о каком термине или географическом объекте идёт речь
Расстояние от экватора до объекта, выраженное в градусах.
Материк, который почти посередине пересекает экватор.
Дуги на карте или глобусе величиной 1800, соединяющие полюса.
Точки на земной поверхности, через которые проходит ось Земли.
Самое важное направление для ориентирования в северном полушарии.
Широта и долгота точки земной поверхности.
Параллель на глобусе, одинаково удаленная от обоих полюсов.
Географический диктант. Вариант 2
Определите, о каком термине или географическом объекте идёт речь
Расстояние, до какой либо точки на земной поверхности от начального меридиана, выражается в градусах.
Модель Земного шара.
Окружности, условно проводимые на поверхности Земли, параллельные экватору.
Уменьшенное и обобщенное изображение всей поверхности Земли или её участка, географические объекты которого переданные условными знаками.
Океан, омывающий Северную Америку с запада.
Сторона горизонта, имеющая азимут 900.
Параллель, длина которой – 40тысая километров.
2) Учитель осуществляет самопроверку учащихся и в зависимости от результатов дифференцирует учащихся на несколько групп: как-то эксперты (изучившие материал и разобравшиеся в нем), специалисты (учащиеся, что-то знающие, у которых отчасти, что-то получилось), впервые столкнувшиеся с вопросом и т.д.
3) Учитель организует работу учащихся в группах, общий смысл которых, что на конкретных примерах, учащиеся, разобравшиеся в материале, объясняют его тем, кто менее разобрался.
4) Учащиеся выполняют практические работы по определению координат, подобные предложенным ниже:
Задание: на контурной карте обозначить найденные объекты:
1. 10 января 1821 г русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Координаты его 690 ю.ш. и 910 з.д. Как он называется и в каком океане находится? Остров Петра I
2. Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 420…ю и 1730…д. У остр…Нов…Как называются острова, около которых корабль потерпел крушение? (Новая Зеландия)
3. На большом острове, центральная часть которого расположения на 190ю.ш. и 470 в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). По карте определите, какой это остров. (Мадагаскар) Каковы его наибольшая длина и ширина в километрах? На Конт\карте полушарии надписать его название.
4.На 800с.ш. и 1400в.д. ученые обнаружили новый подводный хребет, который тянется через северный полюс к острову Гренландия. Обозначьте на Конт\карте направление этого хребта и написать его название.(Хребет Ломоносова)
5. На корабле , идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 800 в.д. и 400 с.ш., капитан просит о помощи. Обозначить на Конт\карте точкой то место, куда надо направиться для оказания помощи терпящим бедствие.
6. В феврале 1937г льдину, на которой находилась станция «Северный полюс», отнесло течением далеко к югу и разломило на части. Морякам ледоколов «Таймыр» и «Мурманск», направляющимся для спасения лагеря, по радио постоянно сообщали со станции «Северный полюс» о ее местонахождении. 19 февраля 1937г экспедиция папанинцев была снята со льдины примерно на 710с.ш. и 200 з.д. Обозначить это место на Конт\карте кружочком.
7. Вертолет должен сделать посадку в точке, от которой все направления идут только на север. Указать широту и долготу этой точке. На конт\карте обозначить звездочкой. (южный полюс, 900 ю.ш. и 00 долготы)
8. В районе, который расположен на 330с.ш. и 130 в.д. однажды была отмечена температура воздуха +580С. Обозначить это место на Конт\карте квадратиком.
9. Самолет летевший из Англии в Америку, упал в море на 300 с.ш. и 700з.д. Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран на корабль на 360с.ш. и 500 з.д. Обозначить место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружочком.
10. База рыболовной флотилии расположилась на 500 с.ш. и 1500 в.д. по распоряжению начальника флотилии суда должны отправиться на промысел в следующих направлениях от базы:
- судно №1 на север, на расстояние 500 км.
- судно №2 на запад, на 800 км.
- судно №3 на юг, на 1200 км.
- судно №4на восток, на 1000 км.
Обозначить на конт\карте местонахождение базы точкой, а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелками.
(https://infourok.ru/krossvord-po-teme-geograficheskaya-shirota-i-dolgota-707217.html)
Раздаточный материал для самоподготовки«ГРАДУСНАЯ СЕТКА» 1ВАРИАНТ «ГРАДУСНАЯ СЕТКА» 2 ВАРИАНТ
1.Определить координаты: 1.Определить координаты:
а) г. Москва а) о-в Мадагаскар
б) г. Нью-Йорк б) г. Красноярск
в) о-в. Шри-Ланка в) г. Вашингтон
2.Найти объекты: 2.Найти объекты:
а)15° с ш; 70° з д а)55° с ш 180°д
б) 75° с ш 40° в д б) 60° с ш 85° з д
в) 60°ю ш 65° з д в) 35° ю ш 58° з д
3.Определить расстояние по М: 3.Определить расстояние по М:
а) Красноярск-Москва а) Красноярск-Норильск
б) Москва-Мурманск б) Калининград-Красноярск
4.Определить расстояние по градусной сетке: 4.Определить расстояние по град. с
а) ширину Индийского океана по экватору а) ширину Ю.Америки по экватору
б) ширину Африки по 10° с ш б) ширину С.Америки по 40° с ш
5.Определитьнаправление: 5.Определить направление:
а) что севернее Москва или Красноярск? а) в каком направлении идет поезд
Москва-Архангельск?
б) в каком направлении течет Амазонка? б) в каком направлении течет
Гольфстрим?
Ответы к раздаточному материалу для самоподготовки«ГРАДУСНАЯ СЕТКА» 1ВАРИАНТ «ГРАДУСНАЯ СЕТКА» 2 ВАРИАНТ
1.Определить координаты: 1.Определить координаты:
а) г. Москва (56˚с.ш. 38˚в.д.) а) о-в Мадагаскар(20˚ю.ш. 47˚в.д.)
б) г. Нью-Йорк(40˚с.ш. 73˚з.д.) б) г. Красноярск(56˚с.ш. 52˚в.д.)
в) о-в. Шри-Ланка(7˚с.ш. 81˚в.д.) в) г. Вашингтон(39˚с.ш. 77˚з.д.)
2.Найти объекты: 2.Найти объекты:
а)15° с ш; 70° з д(Карибское море) а)55° с ш 180°д(Берингово море)
б) 75° с ш 40° в д(Баренцево море) б) 60° с ш 85° з д(Гудзонов залив)
в) 60°ю ш 65° з д (пролив Дрейка) в) 35° ю ш 58° з д(г.Буэнос-Айрэс)
3.Определить расстояние по М: 3.Определить расстояние по М:
а) Красноярск-Москва(3300км) а) Красноярск-Норильск(1460км)
б) Москва-Мурманск(1460км) б) Калининград-Красноярск(4260км)
4.Определить расстояние по градусной сетке: 4.Определить расстояние по град. с
а) ширину Индийского океана по экватору(5500км) а) ширину Ю.Америки по экватору(3400км)
б) ширину Африки по 10° с ш (6500км) б) ширину С.Америки по 40° с ш(4700км)
5.Определитьнаправление: 5.Определить направление:
а) что севернее Москва или Красноярск? а) в каком направлении идет поезд
Москва-Архангельск?(северном)
б) в каком направлении течет Амазонка? б) в каком направлении течет
(восточнее) Гольфстрим?(северо- восточном)
5) В ходе общей работы учитель работает индивидуально с учащимися: проводит консультации, корректирует получаемые знания и вырабатывающиеся умения.
Надежда Владимировна Кучмина
Кострова Евгения Сергеевна
Побережнюк Сергей Владимирович