Городская научно-практическая конференция
«Чебоксары в истории России», посвященная 555-летию города Чебоксары
«Мой мир, моя Россия»
Название работы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Васильева Лариса Егоровна, МАДОУ «Детский сад 201»
г.Чебоксары
г. Чебоксары,2024г.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Аннотация: В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников, которое направленно на развитие и формирование личности гражданина - патриота России, который должен выполнять свои гражданские обязанности.
Ключевые слова: патриотизм, нравственные чувства, нравственно-патриотическое воспитание, города России.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма-этот любовь к Родине, и гордость за свой народ, окружающий мир, и желание сохранить богатство своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание детей включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице и, городу;
- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;
- воспитание к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех детской деятельности, в ребенке воспитываем не только патриотические чувства, но и его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье. Это корни связывающие его с родным домом и окружением. Они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет окружение. Задача воспитателя - отобрать у детей массы впечатлений, получаемых наиболее доступные ему, которые привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Педагог начиная работать с детьми по родному краю, должен хорошо знать данную местность или данный край.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о родном крае, о своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится свой детский сад, а старшему дошкольному возрасту нужно привлекать к объектам, которые расположены на ближайших улицах:
аптека, школа, почта, кинотеатр, театр, музеи и т.д., нужно рассказать дошкольникам, что все это создано для удобства людей.
Старший дошкольный возраст должен знать название своего города, улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы; что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого дошкольникам необходимы экскурсии по городу, на природу.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных историях из жизни старших членов семьи: бабушек и дедушек, участников ВОВ, на фронтовых
и трудовых подвигов; необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно детям знать, что мы победили потому, что любили свою Отчизну, Родина чтит свих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, переулков, в честь их воздвигнуты памятники, обелиски.
Важно знать детям, за что свои бабушки и дедушки получили благодарственные письма, грамоты, ордена, медали?
А каковы заслуги их родителей, папы и мамы?
Для воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников нужно показать, что через малое большое, зависит между деятельностью одного человека и жизнь всех людей, через семью – народа и судьбу общества.
Эта работа способствует правильному развитию в семье, а также воспитанию любви к своей стране, к своему городу или селу. Нужно подвести к пониманию, что их город или село эта частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: везде люди трудятся для всех (врачи лечат больных людей, учителя учат детей, рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди с разными национальностями и совместно трудятся, помогают друг другу; люди помогают охранять и беречь природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и так далее.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, воспитатель строит свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- деятельный подход;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Список литературы:
1.Аешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
2.Алдешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий.
-М.: УЦ Перспектива, 2009.
3.Гербова В.В., Комарова Т.С. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. – М.: Мозаики-Синтез, 2006.
4.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. – М.: Скрипторий 2003, 2008.
5.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.