Публикация «Мой опыт в наставничестве»

0
0
Материал опубликован 27 January 2023 в группе

Мой опыт в наставничестве.

В 2022 – 2023 учебном году я впервые в составе группы стала участвовать в проекте «Наставник 3.0», который уже не первый год успешно проходит в нашем городе. В результате этого проекта были неоднократно проведены открытые площадки, на которых наши педагоги – наставники делились своим опытом и наработками по темам, которые были интересны или неизвестны молодым педагогам.

Наша группа педагогов - наставников выбрала тему «Работа с родителями ». Данное направление очень обширное, особенно сложно для молодых коллег. Именно поэтому мы решили более подробно рассмотреть его.

Молодые педагоги, приходя на работу в школу, часто сталкиваются с трудностями, связанными с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает большое количество задач, связанных как с вливанием в новый коллектив и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя.

Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личной.

Помочь молодому специалисту могут коллеги: руководство школы (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста; обеспечить необходимыми умениями, навыками; обеспечить методической литературой), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога эмоционально) и педагог-наставник (совместно планировать карьеру; приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре).

В современных условиях молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться и подстроиться к новой практической деятельности. Помочь ему в этом может опытный и профессиональный наставник. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.

Вместе с педагогом-наставником молодому специалисту в первые месяцы работы следует наметить «траекторию», по которой он будет двигаться. Представлено это может быть в виде составления «Индивидуального образовательного маршрута».

«Индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) – структурированная программа действий по саморазвитию, составленная с учетом личных предпочтений и реализуемая с целью достижения ключевых компетенций.

Выявление трудностей на начальном этапе является очень важным для молодого педагога. Наметив все сложности и интересующие его вопросы, молодой специалист будет делать все, чтобы их нивелировать. Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к педагогической деятельности.

Целью составления (проекта) индивидуального маршрута молодого педагога является структурирование всех действий, направленных на знакомство с новой средой и с новой должностью.

Задачами проекта являются:

адаптация к новым условиям трудовой деятельности;

знакомство молодого специалиста с должностью и обязанностями;

сближение с коллективом;

осуществление ролей «учитель», «классный руководитель»;

поиск подхода к классу, а также индивидуального подхода к каждому отдельному учащемуся;

осознание необходимости самообразования;

изучение опыта коллег своего учреждения;

формирование собственной системы работы;

внедрение в свою работу новых образовательных технологий;

развитие умений общения с родителями;

осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений;

осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; выступление с докладами на педагогических чтениях; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки).

Форма планируемой деятельности: индикативное планирование (носит направляющий, рекомендательный характер).

Результаты деятельности будут представлены после реализации всего ИОМ в конце года. Предполагаемыми результатами являются:

успешная адаптация к новым условиям трудовой деятельности;

спокойное вхождение в новую должность;

своевременное выполнение всех обязанностей;

установление взаимопонимания с педагогическим коллективом;

свободное вхождение в роль учителя и классного руководителя;

установление взаимопонимания с классным коллективом;

умение находить подход к каждому отдельному учащемуся;

установление взаимопонимания с родительским комитетом;

формирование собственной системы работы;

умение внедрять в свою работу новые педагогические технологии и методы;

осуществление первых шагов на пути к педагогическому росту.

Разработка и представление итогового продукта совместной деятельности.

Планируемы сроки реализации составленной стратегии: краткосрочное планирование (рассчитано на 1 год).

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться и развиваться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к любому педагогу.

Система образования постоянно нуждается в компетентном, ответственном и мобильном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, найти практически невозможно. Поэтому школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:

систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;

систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;

совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

Именно в этот момент начинающему учителю очень необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Я стала наставником двух замечательных молодых педагогов. Выяснив изначальную проблему, мы активно стали работать в направлении помощи родителям в работе с детьми дома. Выявив группы детей у которых западает усвоение учебного материала из-за проблем с вниманием и памятью, мы направили работу на коррекцию данных пробелов. Были организованы родительские собрания по результатам обследования детей, на котором давались рекомендации родителям по работе с детьми дома. Были созданы буклеты с рекомендациями, разработаны тетради для детей, которые можно использовать на занятиях. Подобранны игры, физминутки, пальчиковая гимнастика, чтоб учитель мог их применять на уроках и переменах. Работа с молодыми педагогами велась тремя наставниками (Стажистом учителем начальных классов, педагогом-психологом, учителем – логопедом, дефектологом), чтоб работа была более комплексной и охватывала все направления в обучении. Сейчас мы работаем над тетрадью взаимосотруднечества педагогов и родителей. В ней будут подобраны задания, игры, упражнения на развитие внимания и памяти детей дома.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:

составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;

индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;

карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога (приложение);

подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;

разработка методических рекомендаций для организации работы;

осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;

анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

При составлении плана работы нами было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.

К таким проблемам относятся:

проблемы в отношениях с учащимися и родителями;

проблемы в учебной работе.

Диагностика наших подопечных была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

планирование работы; организация деятельности учителя;

контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодыми педагогами, наставником, которого мы являемся, и, посетив их уроки, нам удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток знаний по работе с родителями;

сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодых учителей. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодыми специалистами по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставниками молодых специалистов.

В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Считаю, что правильно выбранные нашей рабочей группой формы методического сопровождения позволили начинающим учителям раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и администрация школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.

Проведение нашей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:

отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей и родителей;

взаимодействия родителей и педагогов школы на практике;

Испробовав в своей работе наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

Теперь можно сделать вывод, что правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем. Я надеюсь, что у меня и моих коллег всё получится!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.