Публикация «Наставничество над педагогами, имеющими разный возраст и опыт в образовании»
учитель географии МАОУ «СОШ № 44» им.Г.Я.Грицая
г. Миасс Челябинской области.
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Опыт наставничества в образовании».Когда наступает тот момент, чтобы ты сказал себе: «Пора, ты готов быть наставником?». Сколько литературы необходимо прочитать?. Сколько лет отработать? Это талант или призвание? Эти вопросы не всегда находят ответа. В моей педагогической деятельности случилось так, что я стала наставником достаточно давно. Хотя сама себя так не называла. Интерес, с которым я вводила придуманные новинки в свою педагогическую деятельность, заражал и других. Учителя географии применяли мои новинки на практике. Любой педагог, захотевший стать наставником, хочет в этой статье получить чёткие инструкции, как действовать, чтобы у тебя был 100% результат. Самая главная рекомендация- учите тому, что получается, учите своему характеру, вырабатывая свой. Учите харизме, но не забывать делать свой неповторимый стиль.
Я поняла, что моя миссия, как наставника, не учить новому, а поддерживать коллег в начинаниях, внушать им уверенность и вытаскивать наружу педагогические находки. Именно поэтому я с успехом аттестую учителей разного возраста, работающих в нашей школе, являясь их наставником, в новой системе (АИС Челябинской области).
Меня несколько лет настолько увлекает эта тема, что я могу в любой момент остановиться, бросить все дела, и начать рассказывать об особенностях сбора документов, грамотного заполнения сведений. Педагог видит мою искреннюю заинтересованность, я делаю простое сложным. Я каждый раз вижу, как у сомневающегося в положительном результате аттестации учителя, вырастают крылья успеха, он видит, как ценят его достижения. Мне нравится говорить после электронной отправки заявления: «Всё, теперь ждем, когда присвоят категорию». Нравится сообщать результаты аттестации, для меня это действительно важно. Аттестация — это, казалось бы, кратковременная форма наставничества. Однако стоит сказать, что после моего сопровождения у педагогов появляется чёткое понимание траектории своего развития на следующие 5 лет. Они более осознанно подходят к выбору темы самообразования, а не для галочки или для аттестации на один миг.
Приведу ещё пример наставничества, который запал мне в душу, и может повториться только через 5 лет. Я была классным руководителем девочки, которая стала учителем физики и английского языка. Через 5 лет учебы в институте она решила остаться работать в школе. Мне было легко стать её наставником по велению сердца, хотя меня никто не назначал. Я учила ее не методике ведения уроков, а быстрому переключению деятельности, творчеству и многозадачности. 2,5 года она отвечает за проведение олимпиад в школе, вместе мы проводим муниципальный и региональный этапы олимпиады по географии. Она научилась у меня чёткости в документах, поддержке и уверенности в этой деятельности.
Она нашла свою тему, которая ей нравится, я общаюсь с ней, как со специалистом. Я учусь у неё учиться, держать себя в тонусе. Результатом стало получение первой категории неделю назад, теперь ждём приказа. А через 5 лет я жду своего выпускника, который учится на преподавателя географии и экономики, и которому пока все безумно нравится. Это тоже один из немногих примеров моего удачного наставничества. Но это тема для другой статьи.
Основная проблема наставничества в современном образовании, на мой взгляд, это отсутствие естественного протекания процесса, органичного вплетения в систему деятельности. Без плана мы, конечно никуда. Но составленный план не всегда приводит к необходимому результату, Педагог любого возраста, для которого мы становимся наставником, не робот. Поэтому здесь необходима эмоциональная составляющая. На практике мы наблюдаем обязательное внедрение, которое отнимает силы у наставника. Он не понимает, зачем ему это надо, зачем ему необходима эта лишняя нагрузка. Не всегда можно найти педагога который будет работать на чистом интересе. При грамотном поощрении мы продолжим преемственность между опытом и буйством идей молодого педагога.
К сожалению, тема наставничества для педагогов разного возраста и опыта, не раскрыта в литературе. Приводятся примеры : опытный педагог - молодой учитель. В статье показана многогранность наставничества, представлен опыт в МАОУ «СОШ № 44» им. Г.Я Грицая, Городского методического объединения в Миасском городском округе и курсах повышения квалификации Челябинской области.