12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заблоцкая Юлия Владимировна688
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Тема 3 Молодежная субкультура (2 часа)

План лекции

Причины возникновения молодежной субкультуры

Типология молодежных субкультур. Контркультура.

Молодежные субкультуры в современном российском обществе

Роль СМИ в формировании культуры молодежи



Причины возникновения молодежной субкультуры

Предпосылками возникновения субкультур, как правило, являются:

1) кризисный характер общества – наличие социальных проблем, связанных с нарастающей неудовлетворенностью больших групп молодых людей своими социальными позициями и, что еще более важно, ощущающих собственную исключенность из магистральных процессов общества. К.Д. Келли (США) обращает внимание на то, что в современном постиндустриальном обществе довольно значительная часть населения вытесняется с рынка труда. Первыми вытесняются женщины, расовые меньшинства и молодёжь – и именно они составляют базу наиболее многочисленных альтернативных движений и социальных образовании.

2) наличие конфликта поколений вследствие разрывов в развитии общества – когда между «детьми» и «родителями» возникает существенная ценностная дистанция;

3) аномия – ослабление значимости социальных норм и ценностей, объединяющих все общество. Аномия проявляется в том, что отсутствуют чёткие правила поведения;

4) наличие в обществе массовых социальных движений за или против чего-либо, представляющих собой питательную среду для нонконформистского поведения, формирования групп и организаций;

5) влияние иных культур. В частности, возникновение и развитие многих молодёжных субкультур в СССР, особенно в 1960 – 70-е гг., было следствием культурного воздействия Запада.

Таким образом, молодёжные субкультуры в современных обществах существуют в любом случае. Очень часто они занимают сравнительно узкую социальную нишу и являются маргинальными по отношению к обществу и доминирующему в нём типу культуры. Но иногда субкультуры становятся чем-то вроде магистрального направления развития общества и олицетворяют его состояние и цели происходящих в нём социальных изменений.

Одна или несколько ведущих субкультур включают (хотя и на непродолжительное время) сотни тысяч и миллионы молодых людей, становятся модными и диктуют жизненные и поведенческие стили.

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре10.

В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Молодёжная культура в современном понимании – это культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, норм и ценностей:

- «потерянное поколение» 20-х г.;

- «военное поколение» 40-х г.;

- «бурное поколение» 60-х г.;

- «усталое поколение» 70-х г.;

- «поколение Х» 90-х.

Контркультура – форма выражения ограниченными социальными группами, прослойками своей культурной специфики и образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе.

Контркультура – определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения молодежи.

Существует три направления молодежной контркультуры:

1. Левоэксцентристская направленность (критика образа жизни).

2. Смесь экзистенциализма, фрейдизма, анархизма, марксизма (критика массовой культуры)

3. Раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.

Функции молодёжных субкультур (молодёжной субкультуры) заключаются в следующем:

1) Самоидентификация – она осуществляется молодёжью, принадлежащей к субкультуре, через противопоставление «миру взрослых», обществу, сверстникам;

2) Социализация– происходит посредством восприятия и усвоения молодыми людьми специфических субкультурных норм и ценностей;

3) Просвещение как элемент социализации, реализующееся через понимание предпосылок формирования и развития данной субкультуры, её истории, основных деятелей, принципов и идеологии;

4) Самореализация – молодые люди осуществляют её через творчество, формирование особого стиля и образа жизни, свойственных субкультуре;

5) Легитимация конфликта и агрессии – многие субкультуры идеологически обосновывают правомерность и необходимость конфликта между её представителями и обществом. Таким образом, агрессивность, присущая многим молодым людям, оправдывается и возводится в доблесть (группировки скинхедов, естественно, не просто дерутся или убивают, а борются за право русских жить в своей стране);

6) Коммуникация. Принадлежность к субкультуре даёт возможность молодым людям найти круг общения, которого они очень часто лишены в семье, образовательных учреждениях, на работе и т.д. То, что это общение часто носит виртуальный характер (субкультура «хакеров»), в принципе, не имеет значения;

7) Организация развлечения и досуга. Субкультура обеспечивает проведение молодым людям свободного времени;

8) Компенсация маргинальности и исключенности – групповая субкультурная идентичность способствует адаптации молодых людей к низкому аутсайдерскому социальному статусу в обществе;

9) Социальные изменения. Эта функция реализуется уже не по отношению к молодёжи, а по отношению ко всему обществу. Очень часто под воздействием той или иной субкультуры изменяются и базовые ценности и институты общества.

2. Типология субкультур

Несмотря на множество и стилевое разнообразие разных субкультур, объединяющих большие или меньшие группы молодёжи во второй половине XX – начале XXI вв., все субкультуры обладают единым комплексом характеристик. В их числе:

1) более или менее разработанная идеология – наличие неких базовых принципов отношения к окружающему миру, обосновывающих поведение, образ жизни, стиль одежды и т.п. участников субкультуры.

Такая идеология может копировать идеологемы и программы политических партий, предусматривать те или иные формы общественно-политической активности (например, скинхеды), общественного переустройства (хиппи), то есть быть идеологией в собственном смысле этого слова, либо просто описывать некий образ жизни как предпочтительный по отношению ко всем остальным;

2) специфический образ и стиль жизни, отличающийся (зачастую очень существенно – как у байкеров) от общепринятого. Иногда они отличаются эпатажем – намеренным вызовом традиционному образу жизни и стилю поведения – как у панков;

3) стиль одежды или наличие каких-либо символов, атрибутов, имидж, прическа и т.п., выполняющих функцию маркировки «свой-чужой», общественного эпатажа, позиционирования своего статуса внутри субкультуры, и др.;

4) язык, сленг, иногда существенно отличающийся от общепринятого (например, содержащий большое количества производных от английских слов у советских хиппи), иногда просто включающий несколько знаковых слов.

Иные специфические характеристики субкультур как ценностного, так и стилевого рода менее универсальны и присущи лишь некоторым, может быть, большинству, но не всем субкультурным молодёжным группам. Например, нонконформизм (неприятие индивидами существующего порядка вещей, господствующих мнений, образцов поведения) и противопоставление себя всему обществу, нежелание приспосабливаться к его институтам и условностям декларируют многие субкультуры, но многие успешно вписываются в его формат либо просто сосредоточены на проведении досуга и никакой оппозиции обществу, его политической системе и культуре не представляют (скейтбордисты, в том числе).

Поскольку молодёжь неоднородна, молодёжная субкультура проявляется в различных формах, типология которых зависит от различных оснований и отличается многообразием.

В характеристике Н. Фрадкина, молодёжные субкультуры классифицируются на основе их взаимоотношений с обществом. При этом выделяются:

1. Асоциальные молодёжные субкультуры. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения, названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения. Примерами таких объединений являются панки, рокеры, мажоры, хиппи. Нередко они связаны с определённым музыкальным стилем. Например, рокеры считают своей музыкой ранний рок-н-ролл, символом которого был Элвис Пресли.

2. Антисоциальные молодёжные субкультуры. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в западных странах резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование, которое увеличивается по размерам и может вытеснить представителей коренной национальности. Это приводит к изменению этнического состава европейских стран. Таким образом, существуют объективные проблемы, которое «подпитывают» движение скинхедов. Однако, они должны решаться цивилизованным путём на государственном уровне. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом «Россия для русских». К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет. В основной своей массе эти ребята мало образованы, в лучшем случае они – учащиеся ПТУ.

3. Просоциальные молодёжные субкультуры. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются «зеленые» – экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.

А.В. Толстых предлагает следующую типологию молодёжных субкультур:

общественно-политические («наши», «молодая гвардия», «единство»). Цель – пропаганда общественно-политических идей, взглядов и мнений. Не агрессивны до определённого промежутка времени;

радикалы (люберы, скины). Агрессивны. Цель – выступление против определённых идей, взглядов, точек зрения. Во главе радикалов, как правило, стоят представители старшего поколения;

эколого-этические группы (зелёные). Цель – улучшение экологической ситуации. Абсолютно не агрессивны;

неформальные молодёжные движения, объединения (хиппи, панки). Цель – пропаганда определённого образа жизни, мировоззрения. Не агрессивны до определённых моментов;

нетрадиционные религиозные группировки (сатанисты, культовые группы, представители сект). Цель – пропаганда религиозных взглядов и учений. Внешне социально не агрессивны;

группы по интересам (филателисты, фанаты и др.)

С. Сергеев предлагает следующую классификацию молодёжных субкультур:

романтическая субкультура (хиппи, байкеры, толкиенисты и т.д.);

гедонистическо-развлекательная (мажоры, рейверы, рэпперы);

криминальная (гопники, люберы);

анархико-нигилистская (панки, экстремистские политизированные правые и левые).

В свою очередь А. Тарасовпредлагает следующую типологию:

- «золотая молодёжь» в столицах;

- наркоманская субкультура»;

- уголовная среда;

- неофашисты и скинхеды»;

- «нацболы» (национал-большевики);

- футбольные фанаты;

- «попсовики»;

- «старая субкультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х гг.);

- сатанисты;

- «новая контркультура» (оппозиционная молодёжная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционаризма) и др.

3. Молодежные субкультуры в современном российском обществе

Нынешнюю ситуацию в России можно определить как стадию меж­ду старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и но­вой, которая еще только рождается, т. е. когда настает время, юноше на пороге жизни уже не встретить готовый идеал, а каждому придется са­мому определять для себя смысл и направление своей жизни, когда каж­дый будет чувствовать себя ответственным за все, что он делает, и все, чего он не делает. Юность — период проб и ошибок, примеривания со­циальных ролей, период выбора.

Из чего же выбирает человек? Каждый из нас — наследников пред­шествующей культуры человечества — вправе выбирать из всего много­образия ее моральных, политических, идеологических, эстетических и других ценностей. Однако объективными условиями существования мы уже поставлены в ограниченный круг возможностей, обусловленный и генетическими, и социально-политическими, и национальными, и эко­номическими, и прочими факторами. Сегодняшнее смутное время в Рос­сии делает такой выбор довольно сложным.

С одной стороны, несколько поколений россиян в силу понятных исторических причин были оторваны от истоков своей культуры. Отме­ченные еще Н. Бердяевым пропасть между верхним и нижним этажами русской культуры, изолированность элиты от широких интеллигентс­ких и народных слоев в настоящее время не только сохраняются, но и усугубляются.

С другой стороны, молодежи активно навязываются красиво упа­кованный суррогат иных культур, продукты массовой культуры, энер­гичные проповеди «новых миссионеров» как с Запада, так и с Востока, разнообразные и часто противоречащие друг другу политические, идео­логические, религиозные идеи и мифы. Ценностная система, которая складывается в молодежной среде сегодня, через какой-нибудь десяток лет может стать основой ориентации российского общества в целом, яд­ром его культуры.

Долгое время в нашей стране единственной молодежной организа­цией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Од­нако уже в 70-е гг. стали складываться неформальные молодежные груп­пы, в силу общей социально-политической ситуации в стране находив­шиеся в «андерграунде», продуцирующие в ряде случаев свою контр­культуру. Гласность и перестройка позволили этим группам легализо­вать свою деятельность, громко заявить о себе, значительно увеличив тем самым свою численность. Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.). Возника­ли также неформальные молодежные организации, ценностные ориен­тации которых имели некоторый политический и идеологический отте­нок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, зеленые). Вы­делялись группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, пан­ки, люди системы). Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выделявшаяся само­иронией и гротескно подчеркнутым стилем «а ля Русь». Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы — «качки», а также криминогенные группы, объединявшиеся на базе аг­рессивности, жесткой организованности и противоправной деятельнос­ти (стиляги, гопники, люберы и т. п.). Некоторые из них воодушевля­лись лозунгами восстановления социалистической справедливости и борьбы со «скверной» в лице хиппи, панков и других.

Неформальные страсти металлистов, рокеров, панков, системных ребят, брейкеров, хайлайфистов и прочих групп и объединений с брос­кими названиями, которых неустанно «открывали» для широкой пуб­лики и усиленно рекламировали журналисты, выплескивались на стра­ницы СМИ. Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая иногда от­кровенно экстремистских форм. Однако течения западной молодежной субкультуры на нашей почве зачастую трансформировались в довольно нелепые формы, приобретая лишь внешний характер: они «срисовыва­лись» с западных сверстников неумелыми «художниками», поэтому по­лучались не копии, а карикатуры.

После поражения августовского «путча» 1991 г. волна демократи­ческой эйфории резко повысила социально-политическую активность, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта активность стала спадать, что сопровождалось исчезновением многих неформальных мо­лодежных группировок, значительным уменьшением численности ос­тавшихся.

В настоящее время можно выделить несколько тенденций в разви­тии молодежной субкультуры.

Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) молодежный досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети стар­шеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничего­неделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристичес­кая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. У молодежи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление (квазипотребление) образования, культу­ры, труда. Еще более эта тенденция присутствует в культурной саморе­ализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим пото­ком преобладающих ценностей массовой культуры, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

«Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереоти­пами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедре­ние ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и об­легченном варианте. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания ста?ювятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о люб­ви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров. Происходит своеобразная «идологизация» сознания современной молодежи.

Прагматизм, жестокость, неумеренное стремление, к материально­му благополучию (фетишизация сферы потребления и услуг). Например, в студенческой среде «нормальным» явлением становится взаимная оп­лата образовательных услуг - написание рефератов, курсовых работ, помощь в подготовке к сдаче экзаменов и пр. Наиболее важной ценнос­тью у многих молодых людей признается «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло). Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации мо­лодежи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» цен­ностей, как вежливость, кротость и уважение к окружающим, в угоду моде. Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзии о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы. Она — индивидуалистична и эгоцентрична.

Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стерео­типами («принцип селедки в бочке») достаточно жесткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» — «отверженных», «неинтересных», «непрестижных» людей с точки зрения «толпы», обыч­но равняющейся на некий идеал — «крутого» (иногда в лице лидера дан­ной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в опре­деленной мере местожительством и национальностью реципиента, од­нако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и сте­реотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более аг­рессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Внеинституциональная культурная самореализация. Досуговая са­мореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием в основ­ном экранного искусства (кино и телевидения) — наиболее влиятельно­го институционального источника не только эстетического, но и в це­лом социализирующего воздействия. В этих видах искусства (как, впро­чем, в содержании искусства вообще) наблюдается тенденция к дегума­низации и деморализации, что проявляется, прежде всего, в приниже­нии, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фик­сируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности, что противоречит законам человечес­кой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодеж­ную аудиторию. С социально-психологической точки зрения экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров, видеосалонов, домашних кинотеатров и телевизоров.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах обще­ства, особенно в том, что касается самоидентификации с культурными, политическими и социальными ценностями. Некоторые группы моло­дежи принимают в большей или меньшей степени новые ценности и нор­мы, другие же пытаются сохранить и укрепить традиционные ценности.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются пропагандой древнерусских обычаев и право­славия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего на­рода, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не толь­ко в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, православной конфессии. Можно сказать, что определяющей тенденцией в России яв­ляется феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуж­дения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Возникновение именно такой молодежной субкультуры обусловле­но целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представ­ляются следующие.

1. Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодеж­ной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодежных программ, за исключением социаль­но-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут натал­киваться на состояние всех социальных институтов российс­кого общества и, прежде всего, системы образования, учрежде­ний культуры и СМИ. Каково общество — такова и молодежь.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодо­го человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех пред­ставителей «взрослого» мира не может не привести, с одной сто­роны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальной неадаптированности, и к проявле­ниям противоправного или экстремистского характера. Агрес­сивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному от­чуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспита­телям, ни обществу в целом ориентации на послушных безыни­циативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициа­тивности, независимости, лишь направляемых в русло соци­альных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация СМИ, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации — семья и система образования. Ведь именно просмотр телепере­дач наряду с общением — наиболее распространенные виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодеж­ная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную куль­турную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоян­но снижается.

Подводя итог рассмотрению молодежной субкультуры, можно сде­лать следующие выводы.

Принадлежность к молодежной культуре, будучи фазой развития, переходной стадией становления личности, утрачивающей свое значе­ние по мере адаптации юноши (девушки) к миру взрослых, является по­рождением развития и все ускоряющегося внедрения техники в жизнь человека, побочным продуктом индустриализации, урбанизации и по­стиндустриализма.

Молодежные субкультуры не возникают спонтанно. На культурное поведение молодежи большое влияние оказывает институциональная культура взрослых. Существуют целые индустрии молодежной музыки и моды.

Молодежь сама по себе не производит никакой культуры, не усвоив предварительно традиционной культуры. В ходе этого усвоения она мо­жет репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими спо­собностями.

Молодежная субкультура является феноменом, характерным для ин­дустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа куль­туры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает про­блемы конфликта поколений и подчиняется единым законам развития. Будучи субкультурой, вплетенной в структурную ткань конкретного типа культуры, она обладает свойствами и особенностями последнего.

На данный момент молодежная культура прошла путь от появле­ния благодаря развитию и бурному внедрению в жизнь техники к отри­цанию породившей ее техники, затем к соединению с ней, а порой и час­тичному или полному растворению в ней. Круг замкнулся или близок к тому, чтобы был возможен следующий виток.

Роль СМИ в формировании культуры молодежи



В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ.

СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением - наиболее велика Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ на личность представителя молодежи. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют "прямые", непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Мы же отметим влияние, которое устремлено глубже и может быть не заметно на первый взгляд. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Положительное влияние СМИ

Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно - на приятное и неприятное, но по мере "роста" информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей, как в обществе, так и индивидуально.

К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, телевидение, радио, а в последнее время Интернет и реклама. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: телевидение, интернет и реклама (это связано с "эффектом присутствия", поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия (в данном контексте мы говорим о положительном влиянии СМИ, хотя это влияние может быть и противоположным).

Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к. несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса). Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

Отрицательное влияние СМИ

Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Одним из отрицательных воздействий является - пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ "подается" информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно "грубым" и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Это в последствие ведет к формированию стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют сообщение, т.е. особым образом "подводят" информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип "философия надежды", ориентация на идеальные образцы, у молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки "героев", созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Велико значение влияния СМИ не только на социальную позицию современной молодежи, но и на ее психическое состояние. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и др. факторов, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.