12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
A1ighieri16
1

Мониторинг развития коммуникативной компетенции на уроке английского языка у обучающихся 7-8 класса

Мониторинг развития коммуникативной компетенции на уроке английского языка у обучающихся 7-8 класса

В настоящее время перед школой ставят задачи создания условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития детей; для подготовки интеллигентного человека, способного мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт предшествующих поколений; для воспитания в каждом школьнике потребности в самообучении, самовоспитании и саморазвитии; для формирования у учеников широкого и гуманного взгляда на мир.

Для выполнения данных задач уроки иностранных языков играют немаловажную роль в современном образовании, так как они, в качестве учебных предметов, имеют огромные возможности для культурного и личностного развития обучающихся. Особенно стоит отметить, что становление личности ученика, изучающего иностранный язык, осуществляется в процессе формирования его иноязычного речевого поведения, т.е. в качестве основы всякого образования выступает речевое развитие обучающегося.

Актуальность нашего исследования подтверждается тем фактом, что в соответствии c Федеральным Государственным Образовательным Стандартом основного общего образования к обучению иностранным языкам формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой является одной из основных целей обучения. [5]

Однако, на данном этапе мы сталкиваемся с противоречием между необходимостью мониторинга развития коммуникативной компетенции в 7-8 классах и отсутствием диагностической базы для проведение данного исследования.

Актуальность и обозначение противоречия позволили нам сформулировать тему нашего исследования «Мониторинг развития коммуникативной компетенции на уроке английского языка у обучающихся 7-8 класса».

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений для мониторинга развития коммуникативной компетенции на английском языке в 7-8 классах в общеобразовательной школе.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

Предмет исследования: мониторинг сформированности коммуникативной компетенции на английском языке на среднем этапе обучения.

При проведении исследования использованы различные методы:

- теоретические методы исследования: анализ лингвистической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования и обобщение результатов исследований;

- эмпирические методы: мониторинг за учебным процессом с целью выявления индивидуальных особенностей, уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся, количественный и качественный анализ результатов исследования;

- методы статистической обработки данных анкетирования.

Для начала, нами было рассмотрено само понятие коммуникативной компетенции. Этот термин был введен в отечественную лингводидактику М.В. Вятютневым, который понимал ее «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» [2].

В.В.Сафонова предложила определение коммуникативной компетенции как совокупность речевой, языковой и социокультурной составляющих. Данное определение прочно закрепилось в действующих федеральных программах по иностранным языкам и отечественной методике. Оно удачно сочетает существующие отечественные и общеевропейские попытки определить суть данной компетенции [1]. Также, она выделяет следующие компоненты коммуникативной компетенции:

речевая компетенция, т. е. осуществление межкультурного общения в четырёх видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме);

языковая компетенция, т. е. умении применять и оперировать фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими навыками.

социокультурная компетенция, т. е. построение межкультурного общение на основе знаний о культуре, традициях, реалиях страны/стран изучаемого языка, а также представление своей страны, её культуры;

компенсаторная компетенция, т. е. умение выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств;

учебно-познавательная компетенция, т.е. способность к самостоятельному изучению иностранного языка благодаря владению необходимыми для этого способами и приёмами [3].

Примерная основная образовательная программа общего образования содержит перечень предъявляемых результатов по каждому компоненту коммуникативной компетенции. Согласно Программе, этап основного общего образования соответствует уровню А2 Шкалы Совета Европы или Common European Framework of Reference (CEFR), т.е. обучающиеся должны иметь допороговый уровень иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющий общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения [4].

Таким образом, мы видим, что развитие коммуникативной компетенции является одной из ведущих целей изучения иностранного языка. Переход к компетентностному подходу в обучении требует новых методов, позволяющих выявить имеющиеся у обучаемого знания.

Следующим шагом нашего исследования станет разработка и апробация комплекса упражнений для мониторинга развития коммуникативной компетенции на английском языке у обучающихся 7-8 класса

Практическая значимость данной исследовательской работы будет заключаться в том, что результаты исследования в дальнейшем могут быть применены в работе с учениками 7-8 классов.

Методические рекомендации по мониторингу развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в 7-8 классах станет новизной данного исследования.



Список используемой литературы:

Кобзева, Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый,2011. №3 (26). Т.2. С. 118-121. // URL: https://moluch.ru/archive/26/2790/ (дата обращения: 04.04.2021).

Красильникова Е.В., Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Ярославский педагогический вестник, 2009. C.181 // URL:HTTPS://CYBERLENINKA.RU/ARTICLE/N/INOYAZYCHNAYA-KOMMUNIKATIVNAYA-KOMPETENTSIYA-V-ISSLEDOVANIYAH-OTECHESTVENNYH-I-ZARUBEZHNYH-UCHENYH (дата обращения: 04.04.2021)

Низаева, Л.Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Молодой ученый, 2016. № 28 (132). С. 933-935. // URL: https://moluch.ru/archive/132/37125/ (дата обращения: 04.04.2021)

Примерная основная образовательная программа основного общего образования // URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

ФГОС основного общего образования // URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 04.04.2021)





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.