12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда2579
Люблю свою работу!
Россия, Вологодская обл., Вологда

Монолог учителя начальных классов о дистанционке


«Теория и практика дистанционного обучения учащихся»


Огурцова Надежда Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №6 имени

Героя Советского Союза

Пименова Ивана Ивановича»

г. Вологды



Кто только не обсуждал дистанционное обучение?

И я не стала исключением.

Почти в рифму. Чтобы создать стихи, надо прочувствовать их сердцем и душой. Это же можно отнести к дистанционному образованию. Даже больше. Оно у нас в печёнках.

Да...Гладко было на бумаге. Давно кто-то мудрый сказал эти слова. И мы их слышали, но как-то не придавали значения. Пока….

18 марта 2020 года. Пятница. С предвкушением субботнего отдыха расходимся с коллегами по домам. До дома не дошли. Начались звонки от родителей.

Скажите, а правда, что с понедельника каникулы?

-Нет, что Вы? Каникулы, как обычно.

-А правда, что четверть закончилась?

-Я не в курсе. Откуда такая информация?

И таких звонков было множество.

Уже на подходе к дому выясняется, что всё правда. Решением губернатора школьники отправляются на каникулы. Затем каникулы продлеваются, а заканчивается всё дистанционным обучением. Приказ напечатан. На бумаге всё гладко. На деле оказалось далеко по-другому. Современные дети знакомы с гаджетами с раннего детства. Вроде бы, проблем быть не должно. А они вдруг появились. Как не вспомнить незабвенного В. В. Черномырдина и его «неубиваемые» слова?

Мои ученики, как и другие школьники, общаются друг с другом через сеть, предпочитая голосовые сообщения. Зачем писать СМС, если можно сказать? Или ведут видеотрансляции, демонстрируя, как они что-то пробуют или меряют — неважно что, важен процесс. Это их личное желание. А тут дистанционное обучение, которое вызвало от учителей, родителей и детей множество вопросов, подчас не имеющих ответа.

Вроде бы, что плохого? Дистанционное обучение позволяет детям учиться дома, не вставать рано и ложиться спать в любое время. Они могут изучать материал в удобное для них время и в удобном месте. Сидя, лёжа, стоя - кому как удобнее. Такая форма обучения подходит совершенно для всех, так как она одна из самых доступных и самих гибких форм. Особенно дистанционка подходит для тех, у кого есть стремление к саморазвитию и раскрытию возможностей и умений. Но! Абсолютно. Не подходит. Для учащихся начальных классов! Они пока не умеют работать самостоятельно. Конечно, огромная нагрузка легла на плечи учителей, которые большое количество времени вынуждены были проводить у компьютера, готовя электронные и дистанционные уроки, презентации, ведя онлайн беседы с детьми и родителями. А проверки письменных домашних заданий? Это было нечто из области фигурного катания. Почему фигурного, спросите вы? Да потому, чтобы проверить некоторые задания приходилось ноутбук наизнанку выворачивать, то есть переворачивать. Тревожные звонки или сообщения о том, что ссылка или презентация не открывается, стали постоянным спутником дистанционного обучения.

Многим родителям, пришлось невольно примерить роль учителя, причем сразу по разным предметам. Часто во время занятий, как позднее признавались родители и дети, присутствовал некий «стимулятор», который не нравился ребёнку, но давал некоторую передышку родителям. Я думаю, что вы догадались, о чём идёт речь. Только наивный считает, что вынужденная самоизоляция не повысила степень нервозности в семьях, особенно если в семье несколько школьников, а компьютер один.

Дистанционное обучение сразу показало свои минусы:

-не всё зависит только лишь от тебя, хотя именно ты будешь организовывать занятия;

-нет возможности взаимодействия с учащимися;

- отсутствие практических занятий, которые необходимы для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.

В тот период для меня и моих учеников хорошим подспорьем являлась образовательная платформа Учи.ру, т.к я работаю на ней практически с первых дней основания. Но из-за большого спроса платформа часто была перегружена. В спешном порядке Департамент нашей области сделал всё, чтобы наши обучающиеся могли в дистанционный период заниматься бесплатно на образовательной платформе Фоксфорд, но родители столкнулись с трудностями при регистрации. Далее возникла проблема, что возможности платформы были ограничены. Наш УМК «Планета знаний» был не привязан, доступных заданий для начальных классов было мало. Зато очень понравилось работать на Видеоуроки.нет.

Я к тому времени уже поняла, что мои продвинутые дети любой тест, предлагаемый из Интернета, выполнят на 100%, не решая его, а скачивая ответы. Большим бонусом данной платформы является возможность самой составлять тесты. ZOOM пользоваться не могла из-за отсутствия у многих веб-камеры. Всё это сильно ограничивало возможности в проведении уроков.

«Всё проходит» - говорил мудрый Соломон. И этот дистанционный этап завершился. Подводя итоги года, мы увидели, что успеваемость учащихся значительно повысилась, но почему-то все наши учителя не сильно радовались этому факту.

После летних каникул все с нетерпением вернулись к обычному формату - обучение в школе. Эйфория после встречи прошла. Начался обычный труд - учёба. И ожидаемый стресс - стартовые диагностические контрольные работы, которые показали, что дети недостаточно усвоили темы в период дистанционного обучения.

Завершая свой выстраданный монолог, хочу сказать, что дистанционное образование – вещь удобная и нужная. Но учителю и традиционной форме обучения пока нет достойной замены. А, может, и не надо заменять?


Использованная литература

Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения.

Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Куликова Ирина Геннадьевна, 15.07.21 в 13:21 3Ответить Пожаловаться
Очень продуманно и откровенно. Разделяю Вашу точку зрения. В переведении в дистанционный формат занятиий театральным творчеством, которые я веду, не слишком преуспела. Конечно, образоывтельный процесс остановлен не был и формы различные придуманы и применены были. Но, на секундочку, театр - искусство живого общения, взаимодействия

Отредактировано 15-07-2021 13:23

Надежда, 15.07.21 в 13:55 2Ответить Пожаловаться
Спасибо.
Панов Егор Игоревич, 15.07.21 в 14:19 2Ответить Пожаловаться
Согласен, сейчас тоже с некоторым ужасом и замиранием сердца вспоминаю первую волну дистанта в марте-июне 2020, когда и дети и педагоги оказались мягко говоря не готовы. Хотя школьным учителям в этом плане повезло гораздо больше, чем нам преподавателям СПО. Представьте себе, что по спец.техническим дисциплинам онлайн ресурсов и готовых материалов в Интернете практически нет. Правда ко второй волне постарались чуть лучше подготовиться, но к сожалению срабатывал стереотип - от сессии до сессии живут студенты весело, и просыпали, и забывали, тянули до самого самого последнего, а потом как снежный ком накапливались долги, с которыми до сих пор некоторые разобраться не могут. При очном обучении все же более продуктивно, кого-то разбудишь, к кому-то 100 раз подойдешь, проверишь...
Надежда, 15.07.21 в 15:39 1Ответить Пожаловаться
Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.