Урок русского языка в 5 классе на тему «Морфологический разбор имени существительного»
Тема урока: Морфологический разбор имени существительного.
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: познакомить с порядком разбора имени существительного; расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов, формировать у учащихся умение реализовывать новые способы действия.
Задачи урока: создать условия для морфологического разбора существительного, повторить ранее изученный материал; развивать критическое мышление, умение систематизировать, анализировать материал, делать выводы; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, работать в парах и индивидуально; воспитывать интерес к предмету, творческую активность, желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения.
Формируемые УУД:
Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности.
Метапредметные.
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по сложности заданиями.
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Этап урока | Виды организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
I.Самоопределение. | Словесное приветствие | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Познавательные: настрой на познавательную деятельность. Регулятивные: организация рабочего мест. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. |
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. | Тест (индивидуально) | Предлагает выполнить тест с последующей взаимопроверкой. См. Приложение 1 | Самостоятельно выполняют тест. Затем обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. | Коммуникативные: поиск и выбор информации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | Актуализировать знания детей об имени существительном. Организовать индивидуальную работу обучающихся с последующей взаимопроверкой. |
III. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. | Формулирование темы и цели урока. (фронтально) | Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и целей урока. | Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цели урока. | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Познавательные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в обобщении и систематизации знаний, повторении материала. |
IV. Реализация построенной стратегии. | Работа в группах. 1 группа: Собственные-нарицательные имена существительные. 2 группа: Одушевленные-неодушевленные имена существительные. 3 группа: Категория рода. 4 группа: Категория числа. 5 группа: Категория падежа. 6 группа: Тип склонения. | Организует работу в группах. Раздает задания, инструкции. См. Приложение 2. | Работают в группах. Ищут наиболее эффективные подходы и способы достижения результата. Работают с учебной информацией, оформляют результаты своей деятельности, выбирая способы оформления. | Личностные: мотивация к творческому труду, к работе на результат. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению и совместной деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Познавательные: -воспроизводить информацию в удобной для себя форме. | Организовать работу в группах. Развивать речь детей. |
V. Представление образовательного продукта. | Монологические высказывания; учебный диалог. | Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы. Обеспечивает целостное восприятие изучаемого объекта. | Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию. | Регулятивные: умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников. Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования. Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку. | Способствовать формированию целостного представления об изучаемом объекте. Развивать речь учащихся. |
VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи | 1) Выборочная работа. Фронтальная проверка. 2) Упражнение «Найди слово». Работа в парах. Взаимопроверка. 3) Работа с учебником (часть 2, стр. 21) | Организует выборочную работу с текстом. Раздает задания, инструкции. Предлагает выписать из текста имена существительные собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные, женского, мужского, среднего рода и т.д. Организует фронтальную проверку. См. Приложение 3. Организует выборочную работу с текстом. Предлагает выписать из текста имена существительные по их грамматическим признакам. Организует взаимопроверку. См. Приложение 3. Организует работу с учебником: предлагает ознакомиться с порядком морфологического разбора имени существительного. | Работают с текстом: выписывают имена существительные собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные, женского, мужского, среднего рода и т.д. Знакомят с результатами совей работы. Работают с учебником: знакомятся с порядком морфологического разбора имени существительного. | Личностные: мотивация к творческому труду, к работе на результат. Регулятивные: объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы Коммуникативные: - точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; - оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. | Организовать индивидуальную работу обучающихся с последующей проверкой. Организовать работу в парах с последующей взаимопроверкой. Организовать работу с учебником. |
VII. Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Упражнение «Лови ошибку» | Организует самостоятельную работу с последующей проверкой по эталону. Раздает задания, инструкции. Предлагает найти ошибки в морфологическом разборе имени существительного. | Выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой по эталону. | Организовать самостоятельную работу. Способствовать формированию целостного представления об изучаемом объекте. | |
VIII. Самоконтроль и самооценка. | Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор существительного» с последующим самоконтролем и самооценкой. | Организует самостоятельную работу: предлагает выполнить морфологический разбор 3-х существительных с последующим самоконтролем и самооценкой. Предлагает провести сравнение результатов с нормой, эталоном, дает критерии для самостоятельного оценивания. Организует самопроверку обучающимися своей работы. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. См. Приложение 3. | Выполняют самостоятельную работу. Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия. Проводят самопроверку и самооценивание. | Личностные: мотивация к творческому труду, к работе на результат. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы; осуществлять самоконтроль. | Организовать самостоятельную работу. Обучить способам контроля и самооценки деятельности. |
IХ. Рефлексия учебной деятельности. | Прием «Утверждение». | Организует рефлексию учебной деятельности. Предлагает выбрать верное утверждение: - Я сам не смог справиться с затруднением; - У меня не было затруднений; - Я только слушал предложения других; - Я выдвигал идеи… | Выбирают верное утверждение. | Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Организовать рефлексию учебной деятельности. |
Х. Домашнее задание. | Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся. | Выбирают задание по желанию. | Регулятивные: умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи. Познавательные: умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания. Коммуникативные: умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив. | Предоставить право выбора домашнего задания. |
Приложение 1.
Тест
1. Укажите неверное утверждение
А) имена существительные отвечают на вопросы кто? что?
Б) имена существительные называют разнообразные предметы
В) в предложении имя существительное не может быть дополнением
Г) одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?
2. Укажите, как изменяются имена существительные:
А) по числам и падежам
Б) по лицам и числам
В) по числам, родам и падежам
Г) по падежам и лицам.
3. В каком ряду все слова только имена существительные?
А) работа, стройка, строители, рассказать.
Б) плавание, лестница, представление, удачливый.
В) бегство, сожаление, представление, чувство.
Г) соревноваться, состязание, настроиться, представиться.
4. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевленные:
А) сапог, кошка
Б) цветы, воробей
В) женщина, врач
Г) дверь, сосна.
5.Укажите ряд, в котором перечислены только собственные имена существительные:
А) Россия, Бородино, Байкал.
Б) россияне, «Известия», Урал.
В) Русь, страна, Родина
Г) Пушкин, Отечество, село.
6. Укажите ряд, в котором все имена существительные 3-го склонения:
А) сирень, ночь
Б) дверь, зверь
В) бандероль, зверь
Г) лазурь, женщина
7. Чем, как правило, является в предложении существительное?
А) подлежащим
Б) определением
В) сказуемым
Г) не является членом предложения.
Приложение 2.
Работа в группах (примерные вопросы и задания)
Группа 1: собственные-нарицательные имена существительные.
- Какие имена существительные называются собственными?
- Какие нарицательными?
- Приведите примеры.
- Как пишутся имена собственные?
Группа 2: одушевленные-неодушевленные имена существительные.
- Расскажите, какие существительные называются одушевленными.
- Неодушевленными?
- Приведите примеры.
- Ромашка, береза, тополь, тюльпан, незабудки – это существительные одушевленные? Почему?
Группа 3: категория рода.
- Расскажите о роде имен существительных.
- Род – это постоянный признак или нет? Аргументируйте.
- Как определить род существительного?
- Расскажите о существительных, род которых можно определить только в контексте.
- Приведите примеры.
Группа 4: категория числа.
- Имена существительные изменяются по числам. Расскажите об этом.
- Приведите примеры существительных, имеющих форму только единственного числа.
- Приведите примеры существительных, имеющих форму только множественного числа.
- В чем особенность существительных, которые имеют форму только множественного числа?
- Изменяются ли такие существительные по падежам?
Группа 5: категория падежа.
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите их.
- Какие падежи называются косвенными?
- Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?
- Приведите примеры существительных, которые не изменяются по падежам.
- Почему подобные существительные не изменяются по падежам?
Группа 6: тип склонения.
- Сколько типов склонения в русском языке?
- Какие существительные относятся к каждому типу склонения?
- Приведите примеры.
Приложение 3.
Текст
Прошла буря3. Под камышом3 подобрали двух птенцов, которые были потеряны пеликаном и колпицей. Лечить их взялась рыбачка Мария Ивановна. Ей быстро удалось приучить питомцев3. Каждое утро они выходили из сарая, встречались со своей кормилицей и просили завтрак. Но товарищем друг другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица приближалась к хозяйке. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малышом забавлялся весь народ посёлка.
Колпица - птица средних размеров, похожая на цаплю, с длинными ногами и шеей.
Выпишите из текста:
1) имена существительные собственные;
2) имена существительные нарицательные (3 примера);
3) имена существительные одушевленные (3 примера);
4) имена существительные неодушевленные (3 примера);
5) имена существительные мужского рода (3 примера);
6) имена существительные женского рода (3 примера);
7) имена существительные среднего рода;
8) имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.
Упражнение «Лови ошибку»
Приближалась (к кому?) к хозяйке – имя существительное, обозначает предмет.
Н.ф. – хозяйка.
Пост. – собств., одушевл., жен. р., 3 скл.
Неповт. – в Тв. п., множ. ч.
Приближалась (к кому?) к хозяйке.
Самостоятельная работа
Выполните морфологический разбор существительных:
- буря;
- под камышом;
- питомцев.