Конспект открытого урока литературы в 6 классе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

6
0
Материал опубликован 23 August 2020

Рабочий лист к уроку
DOCX / 31.3 Кб

/data/files/n1598196123.docx (Рабочий лист к уроку)


Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
PPTX / 7.53 Мб

/data/files/t1598196156.pptx (Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова)Нетёса Наталья Ивановна

Конспект открытого урока литературы

Тема: Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Цель: формирование понятия мотива в лирике.

Задачи:

Общеобразовательные:

- познакомить с понятием «мотив» в лирике;

- закрепить умение выполнять сопоставительный анализ стихотворений;

- углубить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова;

- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающие:

- развивать умение выделять главное в тексте;

- развивать навыки самоконтроля;

- развивать монологическую речь;

- совершенствовать навыки анализа и обобщения.

Воспитательные:

- совершенствовать навыки общения;

- формировать гуманные качества личности;

- воспитывать культуру учебного труда;

- воспитывать интерес к лирике М.Ю.Лермонтова.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к теме и идее стихотворения, их оценка; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников ( словари, дополнительная литература и др.)


Метапредметные: 
Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.


Регулятивные: умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умения работать в микрогруппе (паре); проявлении взаимопомощи, поддержки, умение договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.


Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные: приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к творчеству М.Ю.Лермонтова; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к поэзии.
В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере: понимание образной природы литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.

Методические приемы: беседа с обучающимися по вопросам, выразительное чтение, сопоставительный анализ стихотворений, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Тип урока: комбинированный: сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.

Форма проведения: урок-исследование.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты для сопоставительного анализа, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Лермонтовская энциклопедия, рисунки обучающихся, рабочие листы.


Ход урока:

Орг. момент: приветствие обучающихся, гостей; проверка готовности к уроку.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы продолжим знакомство с лирикой замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова. В 1830 году (Лермонтову 16 лет) поэт пишет (слайд№1):

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье- все готовы:-

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят будто сны.

(«Одиночество» 1830г.)

-Скажите, каким чувством проникнуты эти строки?

- Да, действительно, строки этого стихотворения проникнуты чувством одиночества, оно так и называется «Одиночество».

- Ребята, а как вы думаете, что такое одиночество? (слушаю варианты ответов)

Обратимся к справочной литературе (слайд№2):

одиночество

одиночества, мн. нет, ср. (книжн.). Состояние одинокого человека. Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса. Чехов. В одиночестве способен жить не всякий. Крылов. - Эх, одиночество круглое! Не посулю никому! Некрасов.

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери.

Психологический словарь.

состояние думающего человека, реагирующего на жизненные обстоятельства.

Философский словарь.

- Какое из предложенных определений значения слова «одиночество» в большей степени характеризует лирику Лермонтова?

- Был ли одиноким М.Ю.Лермонтов? (слушаю ответы детей)

(Сам Лермонтов признавался : «Любил сначала в жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя»)

- Может ли жизнь поэта накладывать отпечаток на его творчество? (слушаю ответы детей).

2. Постановка учебной задачи.

Я предлагаю вам провести исследование на тему: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

- Скажите, что значит «исследовать»? (наблюдать, анализировать, делать выводы)

- Свои наблюдения вы будете записывать в рабочие листы. Они перед вами. Итак, уважаемые исследователи, мы приступаем к работе.

Внимательно прочитайте тему и скажите, значение какого слова нам необходимо уточнить? (мотив)

- Как вы понимаете значение слова «мотив»?

Мотив (от лат. moveo – двигаю) устойчивый смысловой элемент художественного текста.

(Лермонтовская энциклопедия).

Исходя из темы, сформулируйте цель нашей работы: выявить мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Предмет: стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком…», подстрочный перевод стих-я Г.Гейне «Сосна»

Метод: сопоставительный анализ

3. Актуализация знаний и умений.

- Для успешного исследования нам также необходимо проверить, насколько хорошо мы владеем уже знакомыми нам теоретическими понятиями.

ЗАДАНИЕ№1: сопоставьте определения с терминами:

1. Необычный порядок слов



А) Метафора


2. Употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета или явления с другим.



Б) Эпитет

3. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.



В) Инверсия

4. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.



Г) Тема

5. Противопоставление картин, образов, понятий.



Д) Олицетворение

6. Круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.


И) Антитеза



Сравните свою работу с образцом и оцените по критериям: 1.- В; 2. - А; 3 - Б; 4- Д; 5- И; 6 – Г.

4. Освоение нового учебного материала

А) Аудирование с элементами сопоставительного анализа

- Итак, мы переходим к основному этапу нашего исследования: сопоставительному анализу стихотворения «На севере диком…» и подстрочного перевода стихотворения Г.Гейне «Сосна».

Стихотворение «На севере диком..» - художественный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»), которое было написано в 1822 году и входило в большой цикл стихотворений о любви. Прослушаем и его в оригинале.

- Каково стихотворение по темпу речи? Почему? (протяжное, плавное, неторопливое).

Михаил Юрьевич Лермонтов пишет стих-е «На севере диком…» незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 году . Предлагаю послушать стих-е в исполнении народного артиста России М.Казакова.

- Есть ли сходство с оригиналом в интонации?

- Какое впечатление произвело стихотворение?

- Какие картины возникли в вашем воображении?

-А теперь прочитаем подстрочный перевод стих-я Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»). Обращаю ваше внимание на то, что в этом переводе не может быть рифмы, не сохранен и ритм, так как это дословный перевод. Поэтому мы его не можем назвать его стихотворением. Есть такой термин-подстрочник (читает учитель, на партах распечатанный текст).

Сосна стоит одиноко

На севере, на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают ее лед и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале...


-Каким настроением проникнут оригинал? (интонация грустная, печальная, тоскливая)

-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала? (да, в стихотворении Лермонтова та же печальная интонация, то же щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой).

Б) Сопоставительный анализ подстрочного перевода стихотворения Г.Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна») и стихотворения «На севере диком…» М.Ю.Лермонтова по плану.

ЗАДАНИЕ №2(РАБОТА В ПАРАХ 3 мин): сопоставьте перевод стихотворения Г.Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна») и «На севере диком…» М.Ю.Лермонтова по плану:

План анализа

Г. Гейне «Сосна» (вольный перевод)


М.Ю.Лермонтов «На севере диком…»

Образы

Мечтающая сосна; пальма


Одинокая сосна, прекрасная пальма

Средства художественной выразительности:

На севере….

На холодной вершине

белым покрывалом


Окутывают её лед и снег

на пылающей скале

далеко на востоке

Она мечтает

Одиноко и молча печалится

На севере диком (эпитет, инверсия)

На голой вершине (эпитет, инверсия)

снегом сыпучим (эпитет, инверсия)

Одета, как ризой, она (сравнение)

на утесе горючем

в пустыне далекой (антитеза)

Ей снится…

Одна и грустна…растёт

Тема



Тоска по далёкой возлюбленной



Тоска, вызванная одиночеством


Вывод:

- Удалось ли М.Ю.Лермонтову передать мысль Г.Гейне об одиночестве и невозможности счастья ?

- Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение

-Можно ли считать стих-е Лермонтова самостоятельным, оригинальным?
















Проверяем работу обучающихся (см.слайд). Беседа.


Образ сосны, мечтающей в одиночестве, ощущающей неуютность, бесприютность, заброшенность в далёкой северной стране, тоскующей по недосягаемой пальме, которая тоже «одиноко и молча печалится».

На диком севере, на голой вершине cocнa одинокая, дремлет и видит во сне прекрасную пальму, тоже одну и грустную, в далёкой пустыне.

На севере диком (эпитет «дикий» - пустой, нежилой и т.д. усиливает чувство одиночества)

На голой вершине (эпитет «голой» - одинокой, обездоленной, пустынной)

снегом сыпучим (эпитет «сыпучий» - мягкий, нежный легкий; впечатление волшебной сказки)

Одета, как ризой, она (сравнение)- торжественна, красива, богата, НО одинока;

на утесе горючем – эпитет «горючий»- горестный, плакучий. А что еще в сказках бывает горючим? (Конечно, слезы. Это постоянный эпитет).Связь с фольклором.

- Какова роль эпитетов в стихотворении Лермонтова? (усиливают мотив одиночества).

- Почему эпитеты сразу привлекают внимание читателя? (нарушен порядок слов, автор использует инверсию)

- С какой целью поэт использует инверсию в стихотворении? (усиливает чувства одиночества, покинутости, страдания, обреченности)

в пустыне далекой (антитеза) противопоставление с севером

Ей снится… олицетворение (поэт очеловечивает сосну, и мы понимаем, что не только о сосне говорится в этом стихотворении, а вообще о человеке, об одиноком человеке)

Одна и грустна… грустит от одиночества


- Определите тему стихотворений.

(Грустная, печальная и тихая интонация гейневского стихотворения подчёркивает чувство одиночества и тоски по далёкой возлюбленной.

В стихотворении Лермонтова та же скорбная интонация, то же чувство одиночества и тоски, та же мечта о друге, который где-то далеко испытывает то же настроение. И если Гейне, создавая символические образы сосны и пальмы, говорил о печальной разлуке двух влюблённых, то Лермонтов утверждает более широкую мысль - об одиночестве, о трагической разъединённости людей. Чувства поэта глубоки и эмоциональны. Для их выражения поэт использует различные художественно-изобразительные средства.)



5. Закрепление учебного материала

А) Самостоятельная работа: сформулируйте вывод, ответив на вопросы (см.раб.лист) (5мин) Спросить одного-двух учеников.


(Герой Лермонтова стремится не к благополучию, а к преодолению одиночества, он мечтает о другом одиноком существе, которое так же, как и он, рвется к общению. Можно не понять поэзию Лермонтова, если думать, что главная беда его героя - плохие условия жизни, что сосна страдает от физического холода и снега на диком севере. Холод, который имеет в виду Лермонтов, - душевный холод. Герой его жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает от разобщенности и невозможности соединения.

Лермонтовское стихотворение - это не просто поэтическая картина, а обращение одной души к другой, обращение трепетное, безнадежное и трогательное. И каждое слово в этом стихотворении выражает одновременно и жалобу, и смирение сердца. Что ж поделаешь, если такова воля Божья - «жить розно и в разлуке умереть» (так писал поэт о своей собственной судьбе в отношениях с отцом). Но не может отнять мечты, которая восполняет то, чего нет в реальной жизни, и наполняет ее теплом и светом. Вот это-то утверждение силы мечты, которая может победить даже великое пространство, соединить север и юг, делает стихотворение Лермонтова настоящей жемчужиной русской поэзии и шедевром художественного перевода.

Это стихотворение заставляет нас задуматься о том, что не всегда возможно соединение с родной, близкой душой, иногда оно остается только мечтой, и стремление к единению наполняет жизнь смыслом, одухотворяет ее и помогает выстоять даже в нелегком поединке с теми трудностями, которые уготовила тебе судьба, когда распорядилась она сосне расти «на севере диком»)


Б) Релакс-пауза: Прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова «На севере диком..» музыка А. Матюхина.

- Ваши впечатления? (делятся впечатлениями)


(на слайде картина И.Шишкина «На севере диком…»)


- К 50-летию со дня смерти Лермонтова было подготовлено иллюстрированное собрание сочинений поэта. Картина И.И. Шишкина «На севере диком» создана в 1890 г. к этому изданию. Один из художников сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив».

- Соответствует ли образ сосны, изображенной художником, образу в стихотворении Лермонтова? (сосна на картине также одинока)


Б) Работа с иллюстрациями (проверка д/з)

Но мотив одиночества звучит не только в стих-и «На севере диком..». Обратимся к вашим рисункам. Докажите, что в стихотворениях, к которым вы рисовали иллюстрации, тоже присутствует мотив одиночества (концепт-карта)


«Парус» (Белеет парус одинокий….)

«Листок»( Один и без цели по свету ношуся давно я…)

«Тучи» (Тучки небесные, вечные странники…)

«Утёс» (Одиноко / Он стоит, задумался глубоко)


В) Выводы: работа с концепт-картой (см. слайд)


Домашнее задание (на выбор):

1.написать статью для сборника «Лирика М.Ю.Лермонтова» на тему: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».


2. Выполнить сопоставительный анализ переводов стихотворения Г.Гейне «Сосна» с художественными переводами А.Фета, Ф.Тютчева.


Оценивание обучающихся учителем с комментариями.


8. Рефлексия:

 
Закончи предложение (Письменное интервью) 
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 
Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 

сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 
у меня получилось … 
я смог… 
я попробую… 
меня удивило… 
урок дал мне для жизни… 
мне захотелось… 

Урок 
-заставил задуматься… 
-навёл меня на размышления… 



Заключительное слово учителя.


























-





 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.