Конспект открытого урока литературы в 6 классе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
Рабочий лист к уроку
DOCX / 31.3 Кб
/data/files/n1598196123.docx (Рабочий лист к уроку)
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
PPTX / 7.53 Мб
/data/files/t1598196156.pptx (Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова)Нетёса Наталья Ивановна
Конспект открытого урока литературы
Тема: Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Цель: формирование понятия мотива в лирике.
Задачи:
Общеобразовательные:
- познакомить с понятием «мотив» в лирике;
- закрепить умение выполнять сопоставительный анализ стихотворений;
- углубить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова;
- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.
Развивающие:
- развивать умение выделять главное в тексте;
- развивать навыки самоконтроля;
- развивать монологическую речь;
- совершенствовать навыки анализа и обобщения.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки общения;
- формировать гуманные качества личности;
- воспитывать культуру учебного труда;
- воспитывать интерес к лирике М.Ю.Лермонтова.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к теме и идее стихотворения, их оценка; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников ( словари, дополнительная литература и др.)
Метапредметные:
Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.
Регулятивные: умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умения работать в микрогруппе (паре); проявлении взаимопомощи, поддержки, умение договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные: приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к творчеству М.Ю.Лермонтова; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к поэзии.
В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере: понимание образной природы литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.
Методические приемы: беседа с обучающимися по вопросам, выразительное чтение, сопоставительный анализ стихотворений, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Тип урока: комбинированный: сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.
Форма проведения: урок-исследование.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты для сопоставительного анализа, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Лермонтовская энциклопедия, рисунки обучающихся, рабочие листы.
Ход урока:
Орг. момент: приветствие обучающихся, гостей; проверка готовности к уроку.
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы продолжим знакомство с лирикой замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова. В 1830 году (Лермонтову 16 лет) поэт пишет (слайд№1):
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье- все готовы:-
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят будто сны.
(«Одиночество» 1830г.)
-Скажите, каким чувством проникнуты эти строки?
- Да, действительно, строки этого стихотворения проникнуты чувством одиночества, оно так и называется «Одиночество».
- Ребята, а как вы думаете, что такое одиночество? (слушаю варианты ответов)
Обратимся к справочной литературе (слайд№2):
одиночество
одиночества, мн. нет, ср. (книжн.). Состояние одинокого человека. Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса. Чехов. В одиночестве способен жить не всякий. Крылов. - Эх, одиночество круглое! Не посулю никому! Некрасов.
Толковый словарь Д.Н.Ушакова
эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери.
Психологический словарь.
состояние думающего человека, реагирующего на жизненные обстоятельства.
Философский словарь.
- Какое из предложенных определений значения слова «одиночество» в большей степени характеризует лирику Лермонтова?
- Был ли одиноким М.Ю.Лермонтов? (слушаю ответы детей)
(Сам Лермонтов признавался : «Любил сначала в жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя»)
- Может ли жизнь поэта накладывать отпечаток на его творчество? (слушаю ответы детей).
2. Постановка учебной задачи.
Я предлагаю вам провести исследование на тему: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
- Скажите, что значит «исследовать»? (наблюдать, анализировать, делать выводы)
- Свои наблюдения вы будете записывать в рабочие листы. Они перед вами. Итак, уважаемые исследователи, мы приступаем к работе.
Внимательно прочитайте тему и скажите, значение какого слова нам необходимо уточнить? (мотив)
- Как вы понимаете значение слова «мотив»?
Мотив (от лат. moveo – двигаю) устойчивый смысловой элемент художественного текста.
(Лермонтовская энциклопедия).
Исходя из темы, сформулируйте цель нашей работы: выявить мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Предмет: стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком…», подстрочный перевод стих-я Г.Гейне «Сосна»
Метод: сопоставительный анализ
3. Актуализация знаний и умений.
- Для успешного исследования нам также необходимо проверить, насколько хорошо мы владеем уже знакомыми нам теоретическими понятиями.
ЗАДАНИЕ№1: сопоставьте определения с терминами:
1. Необычный порядок слов | А) Метафора |
2. Употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета или явления с другим. | Б) Эпитет |
3. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. | В) Инверсия |
4. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. | Г) Тема |
5. Противопоставление картин, образов, понятий. | Д) Олицетворение |
6. Круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей. | И) Антитеза |
Сравните свою работу с образцом и оцените по критериям: 1.- В; 2. - А; 3 - Б; 4- Д; 5- И; 6 – Г.
4. Освоение нового учебного материала
А) Аудирование с элементами сопоставительного анализа
- Итак, мы переходим к основному этапу нашего исследования: сопоставительному анализу стихотворения «На севере диком…» и подстрочного перевода стихотворения Г.Гейне «Сосна».
Стихотворение «На севере диком..» - художественный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»), которое было написано в 1822 году и входило в большой цикл стихотворений о любви. Прослушаем и его в оригинале.
- Каково стихотворение по темпу речи? Почему? (протяжное, плавное, неторопливое).
Михаил Юрьевич Лермонтов пишет стих-е «На севере диком…» незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 году . Предлагаю послушать стих-е в исполнении народного артиста России М.Казакова.
- Есть ли сходство с оригиналом в интонации?
- Какое впечатление произвело стихотворение?
- Какие картины возникли в вашем воображении?
-А теперь прочитаем подстрочный перевод стих-я Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»). Обращаю ваше внимание на то, что в этом переводе не может быть рифмы, не сохранен и ритм, так как это дословный перевод. Поэтому мы его не можем назвать его стихотворением. Есть такой термин-подстрочник (читает учитель, на партах распечатанный текст).
Сосна стоит одиноко
На севере, на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают ее лед и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале...
-Каким настроением проникнут оригинал? (интонация грустная, печальная, тоскливая)
-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала? (да, в стихотворении Лермонтова та же печальная интонация, то же щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой).
Б) Сопоставительный анализ подстрочного перевода стихотворения Г.Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна») и стихотворения «На севере диком…» М.Ю.Лермонтова по плану.
ЗАДАНИЕ №2(РАБОТА В ПАРАХ 3 мин): сопоставьте перевод стихотворения Г.Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна») и «На севере диком…» М.Ю.Лермонтова по плану:
План анализа | Г. Гейне «Сосна» (вольный перевод) | М.Ю.Лермонтов «На севере диком…» |
Образы | Мечтающая сосна; пальма | Одинокая сосна, прекрасная пальма |
Средства художественной выразительности: | На севере…. На холодной вершине …белым покрывалом Окутывают её лед и снег …на пылающей скале …далеко на востоке Она мечтает Одиноко и молча печалится | На севере диком (эпитет, инверсия) На голой вершине (эпитет, инверсия) …снегом сыпучим (эпитет, инверсия) Одета, как ризой, она (сравнение) …на утесе горючем …в пустыне далекой (антитеза) Ей снится… Одна и грустна…растёт |
Тема | Тоска по далёкой возлюбленной | Тоска, вызванная одиночеством |
Вывод: - Удалось ли М.Ю.Лермонтову передать мысль Г.Гейне об одиночестве и невозможности счастья ? - Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение -Можно ли считать стих-е Лермонтова самостоятельным, оригинальным? | |
Проверяем работу обучающихся (см.слайд). Беседа.
Образ сосны, мечтающей в одиночестве, ощущающей неуютность, бесприютность, заброшенность в далёкой северной стране, тоскующей по недосягаемой пальме, которая тоже «одиноко и молча печалится».
На диком севере, на голой вершине cocнa одинокая, дремлет и видит во сне прекрасную пальму, тоже одну и грустную, в далёкой пустыне.
На севере диком (эпитет «дикий» - пустой, нежилой и т.д. усиливает чувство одиночества)
На голой вершине (эпитет «голой» - одинокой, обездоленной, пустынной)
снегом сыпучим (эпитет «сыпучий» - мягкий, нежный легкий; впечатление волшебной сказки)
Одета, как ризой, она (сравнение)- торжественна, красива, богата, НО одинока;
…на утесе горючем – эпитет «горючий»- горестный, плакучий. А что еще в сказках бывает горючим? (Конечно, слезы. Это постоянный эпитет).Связь с фольклором.
- Какова роль эпитетов в стихотворении Лермонтова? (усиливают мотив одиночества).
- Почему эпитеты сразу привлекают внимание читателя? (нарушен порядок слов, автор использует инверсию)
- С какой целью поэт использует инверсию в стихотворении? (усиливает чувства одиночества, покинутости, страдания, обреченности)
в пустыне далекой (антитеза) противопоставление с севером
Ей снится… олицетворение (поэт очеловечивает сосну, и мы понимаем, что не только о сосне говорится в этом стихотворении, а вообще о человеке, об одиноком человеке)
Одна и грустна… грустит от одиночества
- Определите тему стихотворений.
(Грустная, печальная и тихая интонация гейневского стихотворения подчёркивает чувство одиночества и тоски по далёкой возлюбленной.
В стихотворении Лермонтова та же скорбная интонация, то же чувство одиночества и тоски, та же мечта о друге, который где-то далеко испытывает то же настроение. И если Гейне, создавая символические образы сосны и пальмы, говорил о печальной разлуке двух влюблённых, то Лермонтов утверждает более широкую мысль - об одиночестве, о трагической разъединённости людей. Чувства поэта глубоки и эмоциональны. Для их выражения поэт использует различные художественно-изобразительные средства.)
5. Закрепление учебного материала
А) Самостоятельная работа: сформулируйте вывод, ответив на вопросы (см.раб.лист) (5мин) Спросить одного-двух учеников.
(Герой Лермонтова стремится не к благополучию, а к преодолению одиночества, он мечтает о другом одиноком существе, которое так же, как и он, рвется к общению. Можно не понять поэзию Лермонтова, если думать, что главная беда его героя - плохие условия жизни, что сосна страдает от физического холода и снега на диком севере. Холод, который имеет в виду Лермонтов, - душевный холод. Герой его жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает от разобщенности и невозможности соединения.
Лермонтовское стихотворение - это не просто поэтическая картина, а обращение одной души к другой, обращение трепетное, безнадежное и трогательное. И каждое слово в этом стихотворении выражает одновременно и жалобу, и смирение сердца. Что ж поделаешь, если такова воля Божья - «жить розно и в разлуке умереть» (так писал поэт о своей собственной судьбе в отношениях с отцом). Но не может отнять мечты, которая восполняет то, чего нет в реальной жизни, и наполняет ее теплом и светом. Вот это-то утверждение силы мечты, которая может победить даже великое пространство, соединить север и юг, делает стихотворение Лермонтова настоящей жемчужиной русской поэзии и шедевром художественного перевода.
Это стихотворение заставляет нас задуматься о том, что не всегда возможно соединение с родной, близкой душой, иногда оно остается только мечтой, и стремление к единению наполняет жизнь смыслом, одухотворяет ее и помогает выстоять даже в нелегком поединке с теми трудностями, которые уготовила тебе судьба, когда распорядилась она сосне расти «на севере диком»)
Б) Релакс-пауза: Прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова «На севере диком..» музыка А. Матюхина.
- Ваши впечатления? (делятся впечатлениями)
(на слайде картина И.Шишкина «На севере диком…»)
- К 50-летию со дня смерти Лермонтова было подготовлено иллюстрированное собрание сочинений поэта. Картина И.И. Шишкина «На севере диком» создана в 1890 г. к этому изданию. Один из художников сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив».
- Соответствует ли образ сосны, изображенной художником, образу в стихотворении Лермонтова? (сосна на картине также одинока)
Б) Работа с иллюстрациями (проверка д/з)
Но мотив одиночества звучит не только в стих-и «На севере диком..». Обратимся к вашим рисункам. Докажите, что в стихотворениях, к которым вы рисовали иллюстрации, тоже присутствует мотив одиночества (концепт-карта)
«Парус» (Белеет парус одинокий….)
«Листок»( Один и без цели по свету ношуся давно я…)
«Тучи» (Тучки небесные, вечные странники…)
«Утёс» (Одиноко / Он стоит, задумался глубоко)
В) Выводы: работа с концепт-картой (см. слайд)
Домашнее задание (на выбор):
1.написать статью для сборника «Лирика М.Ю.Лермонтова» на тему: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».
2. Выполнить сопоставительный анализ переводов стихотворения Г.Гейне «Сосна» с художественными переводами А.Фета, Ф.Тютчева.
Оценивание обучающихся учителем с комментариями.
8. Рефлексия:
Закончи предложение (Письменное интервью)
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Урок
-заставил задуматься…
-навёл меня на размышления…
Заключительное слово учителя.
-