12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Мария Олеговна Редькина28

Работа по теме:

«Мотивационный компонент урока математике»

Выполнила: молодой специалист, учитель математике

Редькина М.О.

Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” З. Фрейд

Одной из центральных проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Что не возможно без интереса учащегося к предмету. Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Поэтому необходимо развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника.


 

Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”


 

В сентябре 2016 года, прежде чем начать работу по изучению математике в классах, было проведено анкетирование на тему «Уровень мотивации при изучение математике».

Результаты диагностики показали, что у учащихся 5-6 классов уровень положительной мотивации к изучению математики равен 30%, это можно объяснить, что идет период адаптации к новым условиям и учителям (5 класс), а так же усложнение материала и накладывание на знаний на изученное (6 класс). У учащихся 7-8 классов уровень положительной мотивации очень низкий, всего 8%. Этим объясняется снижение результативности учебной деятельности в этих классах. Результаты диагностики в 9 классе 62%, что связано с понимание необходимости сдавать экзамен, а не любви к предмету. Дети давали ответ: “Математику не люблю, но учить буду, так как нужно сдать ОГЭ”.

 

Иногда мы слышим от учеников «Нам тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке.

«Интерес» – это синоним учебной мотивации. (по И. Герберту)

Учитель не должен рассчитывать, что ученик приходит «настроенным» на урок. Поэтому в начале урока математики необходимо создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке.

В ходе урока математики создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока математики создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому необходимо использовать такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.

 

Одним из методических приемов, которые влияют на формирование мотивации является создание учебной доминанты.

Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

Методическая ценность приемов:

-активное включение в работу всех учащихся;

- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);

-обеспечивается системность знаний и умений;

-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);

-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания;

-обращение к субъектному опыту учащегося.

 

Примеры фрагмента уроков, содержащие учебную доминанту.

 

Урок математике во 2 классе.

Название урока: От точки отправление до площади

Тема: площадь фигуры

Создание учебной доминанты: Просмотр отрывка мультфильма «Клад кота Леопольда» (Мыши с помощью карты и компаса ищут клад)

 

Урок геометрии в 8 классе.

Название урока: Этот поразительно симметричный мир

Тема: Симметрия

Создание учебной доминанты:

В начале урока эпиграф:

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке,

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.

Задание: «Внимательно посмотрите на рисунки 1 и 2, и запишите в тетради о каком математическом понятии идет речь в этом высказывании».

Рис. 1 Рис. 2

Урок геометрии в 6 классе.

Название урока: Фигура

Тема: Геометрические фигуры.

Создание учебной доминанты:

Задание: Какие объекты ты можешь выделить на рисунке М. Эшера?

Каким словом можно назвать все объекты, которые вы назвали?

Урок математике в 5 классе

Название урока: Равные части

Тема: Доли

Создание учебной доминанты:

Просмотр ролика мультфильма «Апельсин»-

Вопросы после просмотра:

- Какой фрукт делили звери? (апельсин)

- Из чего он состоит? (Из долек)

- А какие дольки в апельсине? (равные)

- Значит, что такое доли? (Доли – это равные части)

- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на пять)

- Какую часть получит каждый? (одну пятую)

 

5.Урок математике в 5 классе.

Название урока: Справедливое число

Тема: Среднее арифметическое

Создание учебной доминанты: Ребята, на этой недели вы и ученики 6 класса писали контрольную работу. Как же нам по справедливости определить кто написал лучше?

6.Урок математике в 5 классе.

Название урока: Взгляд в небо

Тема: Луч.

Создание учебной доминанты:

Рассмотрите картинки, что вы можете сказать? Что есть общего?

 

Заключение

На практике я убедилась, что данный методы обучения способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.