12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Джиоева Эльвира Станиславовна666
Педагог-психолог, стаж работы 10 лет. Работала с детьми от 6 лет до подросткового возраста, сейчас работаю с детьми имеющими статус ОВЗ
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
6

«Мотивация к обучению и способы её повышения»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»













«Мотивация к обучению и способы её повышения»







Педагог-психолог: Джиоева Э.С.



















Владикавказ 2021г.

«Мотивация к обучению и способы её повышения»

Кому как не педагогу знать как важна в работе с ребенком, мотивация к обучению.  Которая по сути своей не что иное, как прямая мотивация к успеху. И успех этот выражается в любой сфере человеческой жизнедеятельности.  Если задаться вопросом, не заглядывая в книжки, но основываясь на собственном эмпирическом опыте, то мотивация к обучению предстает невидимой, но вполне ощутимой движущей силой, некий "движок компьютерной системы". А компьютером в нашем случае, выступает мозг и многие другие особенности человека, квинтэссенция которых и составляет его личность.

Надо отметить что, невидимые флюиды, исходящие от мотивационной деятельности, при правильном использовании, способны сподвигнуть к познанию даже умы тех детей, у которых имеются особые потребности в уходе и обучении. Речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, чьи сенситивные периоды подвержены специфическим закономерностям развития.

Сейчас в сферу моей профессиональной деятельности входит, контингент детей ОВЗ, в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. Однако опыт моей профессиональной практики, распространяется на контингент детей с нормальным развитием в возрасте от 6 до 18 лет.  И в том и в другом случае, от мотивации к обучению зависит львиная доля успеха освоения учебной программы. И работа над этим вопросом носит во всех отношениях комплексный характер.

Чтобы осознать всю важность вопроса, достаточно совершить ментальный флэшбек во времена своего детства, когда состояние собственной мотивации к обучению могло служить: либо опорой для развития, либо разрушителем ваших способностей. Так, например, будучи ребенком с гуманитарным складом ума, я, заинтересовалась алгеброй и геометрией благодаря яркой личности педагога и его подходом к вопросу обучения. При знакомстве с классом, педагог показал свою строгость и дисциплинированность, однако это не помешала полюбить ее, и ее предмет, всем классом. Сейчас мне, как педагогу, ясны ее приемы и способы, тогда же это было чем-то очень приятным. Было видно, как человек сам заинтересован в преподаваемом предмете, эмоциональный окрас занятия, наглядные примеры, использование жизненных пояснений, все это оказывало положительное влияние на учебную мотивацию всего класса. Как сейчас помню, когда она объясняет уравнение и весь класс ничего не понимает, и педагог решает объяснить все на примере денег. Тогда "быстренько" весь класс понял, о чем шла речь. И вот другой пример: когда у ребенка есть способности к той или иной дисциплине, но сама личность педагога не вызывает положительного эмоционального отклика, тогда ребенок теряет интерес к занятиям.  Надо сказать что даже если личность педагога не вызывает приятных чувств, можно закрыть на это глаза, если предмет преподносится интересно и красочно. 

Каждый ребенок особенный, но как мы знаем, есть дети, "особеннее" особенных. Когда речь идет об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, действуют все те же механизмы, что и с обычными детьми, но в более интенсивном или наоборот замедленном варианте.  В работе с такими детьми, вопрос учебной мотивации, стоит еще острее, чем с детьми, имеющими нормальное развитие.  Если даже обычный ребенок не заинтересован в учебной деятельности, он все равно, пусть в неполном виде, но, так или иначе, усвоит учебный материал. С особенными детками ситуация обстоит намного сложнее, они преимущественно учатся только тому что действительно вызывает у них интерес. Иногда, несмотря на педагогическую грамотность, на знание особенностей того или иного диагноза, многие педагоги начинают думать что "в свою сторону", такие дети отлично все понимают, а в остальном просто не хотят участвовать. И тут основная задача педагога пробудить у ребенка интерес к познавательной деятельности.

В сферу обучения входит, не только освоение педагогического материала и приобретения академических знаний, но и весь процесс социализации и интеграции абсолютно любого ребенка в общество. Ведь как считалось ранее у многих народов, дети это гости из другого мира. А наша с вами задача познакомить этих маленьких "гостей" с миром взрослых. Повышение учебной  мотивации и является одним из способов проделования всех эти манипуляций.

Что бы повысить учебную мотивацию, необходим как комплексный так и индивидуальный подход к личности того или иного ребенка. Также нужно учитывать ряд факторов оказывающих прямое влияние на учебный процесс. И так, давайте перечислим то, на что необходимо обратить внимание:

психологическая и материальная готовность семьи и домашней среды для предоставления нужных условий развития;

готовность учебного заведения к созданию условий успешного освоения образовательной деятельности обучающихся;

готовность общества к интеграции детей с различными способностями в развитии;

психологическая и профессиональная готовность самих педагогов;

учет индивидуальных особенностей детей;

соблюдение индивидуального подхода к обучению.

Как видите, начиная говорить об учебной мотивации, мы вынуждены обратить внимание, что основная ответственность и работа возлагается на самого взрослого. К примеру, если нет подходящих условий дома или в образовательном учреждении, то уповать на учебную мотивацию ребенка не приходиться.

Безусловно, на многие пункты из вышеописанного списка, мы не можем оказывать прямого влияния. Например, в недалеком прошлом была такая замечательная традиция, где классный руководитель или представители родительского комитета могли навестить семью ребенка, у которого низкая успеваемость и т.д. Сейчас для подобных визитов необходимы веские основания, а иногда даже сопровождение ПДН.

Что же можем сделать мы, для того чтобы повысить учебную мотивацию и качество освоения учащимися, образовательных программ? На мой взгляд, прежде чем приступать к реализации намеченных задач, необходимо провести развернутый мониторинг развития обучающихся, будь то условия ДОУ или средней школы.  От качества полученных результатов, зависит успешный подбор педагогического инструментария. 

Безусловно, важно определить основные параметры развития детей, например:

высших психических функций (внимание, память, мышление, восприятие, речь и т.д.);

уровень развития пяти образовательных областей (социально - коммуникативное развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетический; физическое развитие).

Кроме того, было бы отлично обозначить особенности характера и темперамента того или иного ребенка, определить пути передачи и освоения информации.

Еще основатели нейролингвистическое программирование (больше известного как аббревиатура из трех букв - НЛП), Ричард Бендлер и Джон Гриндер в своих работах отмечали важность учета модальностей человеческого восприятия. У термина "модальность" есть несколько значений. В психологии (в НЛП), под модальностью подразумевается именно канал получения информации - вижу, слышу, чувствую. В лингвистике (и языковой модели НЛП) понятие модальности шире. Здесь модальность может описывать как:

способ получения информации (увидел, вспомнил, приснилось);

оценку (нравится, рад, боюсь, счастлив);

описывать границы действия (так называемая "логическая модальность"- можно, нельзя, законно, запрещено).

Если с темпераментом (который является врожденным) и с характером (приобретённый), мы сталкиваемся достаточно часто, то изучение модальностей восприятия приходится на специальную область знания. То есть, если ты не психолог НЛП, то знания в этом направлении будут в лучшем случае интуитивные или теоретические. Чем же полезно эта информация при формировании учебной мотивации?

Представьте ученика, который являясь визуалам, должен на слух воспринять, и без того малопонятную и приятную, информацию… Представьте ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС). У такого ребенка, и так восприятие окружающей действительности несколько отлично от восприятия обычного человека, а его пытаются обучить, используя вербальные способы и визуальные стимулы, в то время когда он, может не понимать, ни вашу речь ни даже устанавливить элементарный контакт глаз. О какой мотивации может идти речь, если вопрос уже стоит не о самом содержании информации, но даже о невозможности принять в полном объёме предлагаемую информацию?

Именно по этому, так важен сбор полной информации о ребенке на начальных этапах. Диагностика всех этих показателей, очень обширная и емкая работа. В условиях ДОУ или СОШ подобная деятельность практически не представляется возможной, но именно от ее выполнения зависит дальнейший алгоритм действий педагога, который и должен привести к повышению учебной мотивации и усвоения образовательных программ. Если ты знаешь своего ученика, или воспитанника, знаешь особенности его физического и психического развития, имеешь представления об условиях и уровне жизни ребенка вне учреждения, учитываешь его психологические особенности, в курсе сферы его интересов, то пробудить мотивацию к учебной деятельности не составит труда.  А вот что действительно может принести трудности в этом деле, так это непомерные требования которые предъявляются к работе специалистов. Так например, на одну ставку психолога, (который, на минуточку, и должен был бы взять основную диагностическую деятельность на себя), в рамках школы приходится около 500 учащихся, а в рамках ДОУ одна ставка педагог-психолог дополнительно на 20 человек обучающихся. Плачевная ситуация обстоит, к примеру, и у других специалистов тех же ДОУ. Расчет таков: одна ставка учителя-логопеда  на 6-12 обучающихся и одна ставка дефектолога, либо дефектолог-педагога на 6-12 обучающихся, для детей с расстройством аутистического спектра может быть введена одна ставка педагог-психолог на 5-8 обучающихся и одна ставка тьютора на 1-6 обучающихся. Особенно интересно как тьютор должен иметь на ставку 1-6 обучающихся? Ведь он по идее выступает не только как сопровождающий, но и как непосредственно педагогический работник. Все эти нормативы красиво смотрятся на бумаге, и кажется что расчет на одну ставку учителя-логопеда 6-12 детей, это очень мало, но если мы говорим о практической деятельности, то все эти нормативы можно и нужно пересмотреть.  Если например брать того же тьютора ему может достаться 5 человек с разными дефектами развития, за которыми нужен  одновременный уход в рамках образовательного учреждения. Такое впечатление, что люди, которые пишут все эти законы, в глаза не видели живых детей.

Для повышения учебной мотивации обучающихся, успешного освоения образовательных программ, нужны специальные условия, которые создаст компетентный, постоянно совершенствующийся, эмоционально‑стабильный педагог. А это возможно лишь, при слаженной работе всех участников учебного процесса от коллег, администрации, родителей, до всевозможных ведомств.  Поэтому желаю нам всем удачи и терпения в этом нелегком деле, уважаемые коллеги.

Опубликовано


Комментарии (2)

Ильина Анна Юрьевна, 06.12.21 в 13:27 0Ответить Пожаловаться
Хороший подбор материала, полезный для работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.