Мотивация к обучению и способы её повышения
Мотивация к обучению и способы её повышения
Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности.
Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, что мотивация, что обучение — параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежегодно — а может, даже ежедневно.
Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?
Одним из способов решения этой проблемы является использование на уроках спецдисциплин метода проектов. Это такие творческие задания, которые требуют от студентов применения полученных специальных знаний в реальных условиях. Данные знания преподаватели предлагают применить студентам в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов на уроках спецдисциплин позволяет применять специальные умения и навыки на практике. Проектный метод сам мотивирует студентов, потому что интерес и вовлеченность в работу возрастают по мере его выполнения. Его использование позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, а также приносит удовлетворение студентам, которые видят продукты своего труда. В процессе выполнения проектов совершенствуется профессиональная подготовка обучающихся техникума. Как показывает опыт, метод проектов помогает решить многие практические задачи, стоящие перед студентами техникума на уроках спецдисциплин и учебной практики.
Методы развития учебной мотивации
Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.
Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.
Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Итак, учитель постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Использование метода проектов. Особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.
Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
Приемы повышения мотивации
Весь спектр возможных приемов можно условно разделить на несколько групп в соответствии со сферой их применения.
Взаимодействие педагога и студентов
Акцент на стимулирующее влияние изучаемого материала
Техническое, дидактическое обеспечение занятия
Непосредственно учебная мотивация
Отношения в студенческом коллективе
Важно, чтобы педагог не переставал вселять уверенность в своих студентов, обеспечивая им поддержку. Большое значение имеет время, данное на подготовку задания. При жестких сроках, недостатке времени студенты попадают в ситуацию стресса и практически перестают работать. И наконец, еще одно условие - это влияние на формирование мотивации личного примера и ролевого поведения педагога.
Доброжелательные, поддерживающие, уважительные отношения вносят важный вклад в благополучие, мотивацию и достижения детей, являются фактором профилактики выгорания учителей.