Статья «Мотивация к обучению и способы её повышения на уроках биологии»
Мотивация к обучению и способы её повыповышения на уроках биологии
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, одарённых. Поэтому забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одарённости, не дать потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности [2].
Педагогическая деятельность является очень значимой для общества, его развития, воспитания подрастающего поколения. Мотивация учащихся повышает эффективность учебного процесса. Интерес к предмету, желание и положительный настрой формируют потребность в обучении.
Если бы можно было передать знания, умения, компетенции через текст, то не нужны были бы учителя. Но никакие знания нельзя передать иным способом, кроме как от человека к человеку. Считается, что свой опыт нельзя передать другому человеку, но зато можно помочь ему накопить свой багаж знаний, умений, навыков [1].
Именно наставничество, в большей мере даёт возможность таланту развиться. Наставничество – «индивидуальная огранка» задатков и способностей человека, придание имеющимся навыкам идеально правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. В семьях наставниками являются родители, бабушки и дедушки, в социальной сфере и образовании – воспитатели и учителя.
Проявление и развитие одаренности можно рассмотреть на модели дерева. Корень дерева срыт под землей, как скрыты задатки, способности ребёнка. Из корня вырастает ствол, в нашем понимании это прообраз общих способностей или общей одарённости. Чем мощнее ствол, то есть, чем больше задатки или потенциал, тем мощнее будет и сам ствол этого дерева, то есть более яркое проявление этих способностей. Ну а ветви – это частичное проявление одаренности по отраслям [3].
В результате ряда специальных исследований было выявлено, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную значимую для них задачу, оказываются, в конечном счёте, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. Максимально реализует свой потенциал, а, следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, умён, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели. Поэтому не менее важна в работе с одаренными детьми и сама мотивация к процессу развития[3].
Формирование мотивации к изучаемому предмету является ключевым условием для успешной реализации поставленных задач. Уровень качества знаний и успеваемости напрямую зависит от адаптации детей в условиях средней школы, от того, насколько установлены отношения учебного сотрудничества обучающихся и учителя - предметника. Для формирования мотивации к обучению применяю комплекс педагогических технологий.
На уроках стараюсь использовать психолого-педагогические технологии, такие как:
- коммуникативно-диалоговые технологии (дискуссия, интеллектуальный бой, «техника аквариума» и т.д.). Данная технология направлена на развитие коммуникабельности.
- проблемно-поисковые технологии (решение проблемных задач) направлены на развитие логического мышления, формирование самостоятельности, самоорганизации, умение работать в группах и парах. Примеры: «Разделите предложенные вам гербарии растений на две группы, в зависимости от типа их корневых систем», «Используя текст учебника, сформулируйте определение …..», «Сравните внешнее строение представителей отделов Плауновидные и Хвощевидные, выделите сходства и различия», выполнение практических и лабораторных работ, написание рефератов, подготовка сообщений.
- иммитационно-игровые технологии (ролевые, игры-состязания, имитацонно-моделирующие). Так при изучении темы «Шляпочные грибы» провожу урок-путешествие по станциям, где ребята знакомятся со строением, многообразием и значением шляпочных грибов. Станция «Исследовательская», на которой обучающиеся знакомятся со строением грибов, выполняют лабораторную работу и закрепляют материал, отвечая на шуточные вопросы. Станция «Географическая» помогает выяснить необходимые условия для развития грибов. На станции «Информационная» ребята учатся различать съедобные и ядовитые грибы, отгадывать загадки.
Игры – миниатюры провожу как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например: «Растительные анаграммы» - переставьте буквы в словах, чтобы получилось название растения. Тосол = лотос. Тарас = астра. «Табло из букв» - на партах лежат карточки с определениями. На доске появляется слайд с множеством букв. Ученикам необходимо найти на этом табло найти термины к своим определениям.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Из образовательных технологий использую:
- проблемное обучение применяю для развития творческого овладения знаниями, умениями, навыками, развития мыслительных способностей учащихся.
Примеры: 1.Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обоснуйте это утверждение с научной точки зрения.
2.Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов, то птицы поедают, лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски. Объясните ситуацию.
- разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
- проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Использую метод создания моделей из пластилина, цветной бумаги, бусинок и т.д. на уроках при изучении следующих тем: «Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки», «Биосинтеза белка», «Строение цветка», «Вирусы», «Общий обзор организма», «Строение клетки» и т.д.
Стараюсь организовывать работу по достижению обучающимися метапредметных результатов. Так при проведении модульного урока по теме «Клетка» можно наглядно объяснить ученикам значение воды в организме. В этом случае метапредметную связь можно проследить, используя наглядно бумажные модели клеток, смоченные в воде и прижатые друг к другу. Данный прием объясняет роль воды как связующего материала, соединяющего клетки. Она скрепляет твердые вещества и формирует защитный барьер вокруг клетки. Создание модели можно задать ученикам в качестве домашнего задания.
Также для достижения метапредметных результатов использую метод составления таблиц, при котором происходит процесс обработки текстовой информации, развивается умение выделять главное; вставить пропущенные слова в текст; приём «верные и неверные утверждения»; составить схему (Как происходит у растений процесс фотосинтеза); информационные модели («Собрать» пищеварительную систему. Учащимся выдается конверт, где находятся вырезанные из бумаги части пищеварительной системы. Необходимо быстро и правильно расположить их, а затем написать или рассказать основные функции всех органов) и т.д.
Основные способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строю по двум направлениям:
1-выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности обучающихся.
Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации обучающихся. Методика разработана Дубовицкой Т.Д. Для определения наклонности к научной деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым «Оценка общей одаренности», анкетирование «Интерес к предмету».
2-развитие способностей: участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.
Работа по развитию способностей учащихся выстраивается с помощью применения индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися не только на уроках, но и во внеурочное время.
Внеурочная работа по биологии направлена на развитие и совершенствование познавательного интереса к биологии, коммуникативных и творческих способностей ребёнка, внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления.
В своей работе использую три формы внеурочной работы: индивидуальную, групповую, массовую.
Индивидуальная работа с учащимися заключается в индивидуальном консультировании учащихся по неясным вопросам курса, в рамках выполнения индивидуальных учебных исследовательских проектов (работа над докладами, статьями и т.д.), в ходе подготовки к олимпиаде.
Групповая работа заключается в работе с учащимися по программе внеурочной деятельности, где дети получают обязательный объем знаний, а также могут решить возникающие во время изучения вопросы в ходе круглых столов, конференций. При решении экологических вопросов особенную важность приобретают ролевые, имитационные игры.
Массовая работа с учащимися включает разнообразные по тематике эколого-биологические мероприятия, такие как научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы экологических и биологических рисунков и фотографий.
При любых начинаниях важны результаты.
Ученики становились призерами и победителями в олимпиадах и научно-практических конференциях на муниципальном, региональном уровнях.
В муниципальной научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Первые шаги в науку» в секции «Биология» ученики заняли два III места и два II места (май 2020г. и май 2021г.).
На муниципальном уровне во Всероссийской олимпиаде школьников ученица стала призером по экологии (2019 г.).
На региональном уровне ученики становились призерами в олимпиаде по биологии проводимой ХГУ им. Н.Ф. Катанова «Старт в будущее» (2019г., март 2021г.).
Один ученик занял III место на региональном этапе Всероссийского конкурса «Юные исследователи окружающей среды – 2020».
Ученики принимают участия в заочных конкурсах Всероссийского уровня. Ч. Яна заняла II место во Всероссийском фотоконкурсе «Биоразнообразие Алтае – Саянского экорегиона», организованного ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» (2018г).
В мае 2018г. К. Елизавета, ученица 9 класса была награждена премией Н.Ф. Катанова в области биологии. В 2019 году К. Елизавета, 10 класс была награждена благодарственным письмом за участие в Региональном научно-популярном творческом конкурсе «Экология – это мой мир».
В феврале 2020 года на федеральном уровне ученики Т. Алина, 9а класса, К. Елизавета, 11 класс и А. Кирилл, 11 класс приняли участие в научно-практической конференции «Наука и молодежь Красноярья – шаг в будущее» и их работы были напечатаны в электронном сборнике.
Работы учеников публикую на сайте «Педагогическое сообщество «Урок.РФ.»:
Ахпашев Кирилл - «Оценка чистоты водоёмов биологическими методами»; Крюкова Елизавета - Статья «Изучение многообразия диких животных в окрестности села Калинино по встреченным следам»; Топоева Елизавета - «Почерк и темперамент человека»; Иптышева Полина - «Влияние школьной мебели на опорно-двигательный аппарат школьника» (2020 год).
В октябре 2021г. Т. Дарья и Ч. Надежда, ученицы 6 класса стали финалистами Регионального вернисажа творческих и исследовательских работ «День защиты животных».
Список литературы:
1.Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии:учеб. пособие. М.: Просвещение, 2001, 254с.
2.Деветьярова Е. Ю. Развитие способностей талантливых и одаоенных детей на уроках английского языка. Педагогический практикум :материалы IIМеждународной учебно- методической конференции. 21 апреля 2015г. / гл. ред. М. П. Нечаев. - Чебоксары.
3.Кобец-Борисова Т. В. Развитие творческих способностей средствами арт-терапии. Педагогический практикум: материалы II Международной учебно-методической конференции. 21 апреля 2015г./ гл. ред. М. П. Нечаев. - Чебоксары.
Потамошнева Наталья Алексеевна