Мотивация к обучению и способы её повышения
Мотивация к обучению и способы её повышения
Проблема усвоения орфографических правил остаётся одной из сложных и актуальных в педагогике. И сегодня эта проблема ещё более осложнена введением инклюзивного обучения, подразумевающего доступность образования для всех детей с особыми потребностями.
В настоящее время практически в каждом классе сельских школ одновременно обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР) и дети с нарушением интеллекта разной степени.
Программа массовой и коррекционной школ предусматривает выработку у школьников навыков грамотного письма на основе теоретических знаний. Среди орфографических правил особое место во всех классах занимают слова с непроверяемыми написаниями.
Процесс усвоения орфографических знаний школьниками с ограниченными возможностями обучения очень сложен, зависит от особенностей их учебно-познавательной деятельности.
Важной общей особенностью, вызывающей трудности обучения у вышеназванных групп детей является недостаточная сформированность познавательных процессов, отсутствие интереса к умственной работе, интеллектуальная пассивность.
В исследованиях мотивов учебной деятельности у таких детей отмечается преобладание занимательных и игровых мотивов над познавательными, учебными (Н.Л. Белопольская).
Продуктивность обучения детей с ОВЗ, коррекция и компенсация интеллектуального нарушения возможна только в ходе активной познавательной деятельности, которая достигается в процессе формирования интереса к учению.
За полный курс девятилетнего обучения учащиеся СКШ должны изучить 429 словарных слов. К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие коррекционную школу допускают ошибки при написании большого количества словарных слов.
Одна из причин данной ситуации – недостаточная разработанность методики обучения словарной работы. Таким образом, в работе по изучению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает поиск и использование действительно эффективной методики обучения правописанию словарных слов.
На своих уроках применяю хорошо зарекомендовавший себя способ организации изучения слов с непроверяемым написанием, основанный на поэтапном формировании познавательного интереса, который предполагает включение следующих направлений словарной работы:
- Знакомство с лексическим значением слова;
- Усвоение написания непроверяемой безударной гласной;
- Закрепление орфограммы в различных грамматико-орфографических упражнениях;
- Лексико-стилистические и игровые упражнения.
В работе по изучению словарных слов использую принцип «наращивания» сложности и объёма заданий по годам обучения.
Знакомство учащихся с изучаемым словарным словом провожу в начале урока, чтобы иметь возможность максимального включения его в различные упражнения.
- этап: подготовительный, интерес связан с занимательностью, которая увлекает ученика, делая его более активным и внимательным. Интерес вызывается внешними факторами: ярким наглядным материалом, интересным рассказом учителя или увлекательной игрой.
На первом этапе учащиеся узнают, с каким словом они будут работать на уроке и выясняют его лексическое значение. Пути или приёмы знакомства с новым словарным словом могут быть различны:
- показ предметной или сюжетной картинки и беседа по содержанию;
- показ в качестве наглядного пособия соответствующего предмета, материала или вещества;
- разгадывание загадок, зашифровок с последующей беседой о предмете;
- игра «Четвёртый лишний», где лишним будет новое слово;
- выделение нового словарного слова из текста.
Информацию для правильного объяснения смысла новых слов беру из словарей русского языка.
Одним из эффективных средств, повышающих прочность запоминания непроверяемых написаний является этимологическая справка слов, которая содержит информацию о происхождении слова, помогает выделить опорное написание графического образа. Например:
I этап словарной работы
| ||||||||||||
Картон – толстая, очень плотная бумага. Произошло от слова «карта» - лист бумаги, египетского папируса. | ||||||||||||
|
- этап:
В отличие от первого этапа интерес вызывает не столько сама яркая новая картинка, игра или эмоциональный рассказ учителя, сколько интересная форма учебного задания, основанная на учёте возможностей, знаний и опыта учащихся.
Правописание словарных слов нельзя подвести под определённое правило, слова усваиваются учащимися путём механического запоминания их графического образа, т.к. правописание непроверяемых безударных гласных основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя.
На втором этапе усвоения нового слова учащиеся находят орфограмму, вызывающую трудность при написании и подводятся к выводу, что безударная гласная непроверяемая и требует запоминания.
Этап знакомства со словарными словами и усвоение написания безударной гласной проводится в определённой последовательности по отработанному плану:
- Показ таблички со словарным словом, в котором проставлено ударение и выделена безударная гласная, требующая запоминания, красным фонариком.
¢ | В младших классах окошечко может открываться, а карточки с безударными гласными подставляются с помощью специальной рулетки. Этот механизм нравится ученикам. | |||||
к | а | р | т | о | н | |
- Чтение слова учащимися с правильным ударением, устанавливая разницу в произношении и написании.
| |
Что проверяем? | Безударную гласную … |
Где? | В корне (пока учащиеся не знакомы с ударением и правилами проверки безударных гласных, следует ограничиться орфографическим проговариванием слова) |
Когда? | Когда можно ошибиться в её написании, потому что … |
Как? | Поставить эту гласную под ударение путём подбора родственных слов |
- Вывод. Гласную под ударение поставить нельзя, гласная непроверяемая, её надо запомнить.
- Запись слова в тетрадь - словарик, который учащиеся оформляют для систематизации работы над запоминанием слов с непроверяемым написанием.
Запись слов в словариках проводится с соблюдением следующих правил:
- На каждой строке пишется одно слово с прописной буквы;
- Проставляется ударение;
- Выделяется непроверяемая безударная гласная красным фонариком;
- Рядом записывается это же слово, разделённое на слоги и указанием мест для переноса:
кар/тон |
- этап: интерес проявляется к содержанию учебного материала.
Одного знакомства со словарным словом для овладения правильным написанием недостаточно. Этап закрепления написания орфограммы должен быть ориентирован на формирование зрительно-двигательного запоминания, т.е. образования простой связи между зрительным восприятием образа правильно написанного слова соответствующим движением пишущей руки. Только в результате образования такой связи школьники способны запомнить написание каждого конкретного слова.
Для формирования подобной взаимосвязи необходима огромная систематическая работа, направленная на механическое запоминание.
Овладению написания слов на данном этапе способствуют следующие упражнения:
- орфографические пятиминутки (игры «Собери слово из букв», «Собери слово из слогов», «Расшифруй слово», «Угадай слово», «Вставь пропущенное слово»…);
- комментированное письмо с чётким проговариванием того, что подлежит написанию;
- звуко-буквенный анализ состава слова;
- фонетический разбор;
- диктанты (выборочный, зрительный и слуховой предупредительные, объяснительный, контрольный);
- письмо словарных слов по памяти с последующей проверкой по словарю;
- выписывание словарных слов из предложений с определением их грамматических признаков (род, число, склонение, падеж…).
Особенно нравится ребятам игра «Пятицветик», которая позволяет на уроке повторить и закрепить большее количество словарных слов и развивает зрительную память и восприятие.
На листках соответствующего цвета на обратной стороне написана одна из безударных гласных. Учитель называет слово, учащиеся показывают лепесток соответствующего цвета с гласной на оборотной стороне.
III этап: закрепление написания орфограммы | ||||||
к_р_т_н — Какой частью речи является получившееся слово? Доказать. | ||||||
| ||||||
| ||||||
|
- этап: заключается в ведущей роли умственного поиска, когда возникает интерес к результату. На основе практических действий «пробуждается» умственная деятельность.
Этот этап обучения неразрывно связан с коррекцией речемыслительных функций, характеризующихся недостаточной полнотой и точностью понимания слов и связных высказываний. В своих высказываниях учащиеся часто допускают неадекватный выбор, неправильное смысловое сочетание слов, нарушение грамматических связей.
Поэтому все работы по обогащению, уточнению, активизации словаря, обучение умению пользоваться предложениями разных конструкций, формирование устной и письменной речи, проводить во взаимодействии изучаемым грамматико-орфографическим материалом.
Наиболее эффективными в коррекции речемыслительных функций являются такие виды лексико-стилистических упражнений:
- работа с синонимами;
- работа с антонимами;
- логические упражнения;
- кроссворды, ребусы, …
IV этап: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
к л а с р и т о о з н а н и а в я к у о н р с о у б к к с а — Как вы догадались? (Читали через букву). — Составить предложение с данным словосочетанием, разобрать по членам. (Ребята упаковали посылку в картонную коробку). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— Продолжить ряд «бумажных» словарных слов: Картон, … | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЧИНАЙ С БУКВЫ К
(картон, конверт, коллекция, колонна, компас). |
Итак, методика, основанная на интересе, наглядность, игры, занимательные задания помогают учащимся с ОВО понять лексическое значение трудных слов, облегчают их запоминание, развивают зрительное восприятие, моторику, орфографическую зоркость, тем самым способствуют усвоению слов с непроверяемым написанием.
Обучение по данной методике развивает интерес, который, в свою очередь, делает работу по запоминанию непроверяемых написаний увлекательной, превращает сложный речевой материал в интересный, позволяет расширить словарный запас учащихся, повысить их грамотность.
Опыт показывает, что систематическое планомерное применение этой методики работы даёт возможность повысить эффективность обучения словам с непроверяемым написанием по сравнению с обучением словарным словам с помощью традиционных приёмов.
Список используемой литературы
- Аксёнова А.К. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1986.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1987.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1986.
- Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1988.
- Гнездилов М.Ф. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. _ М.: Просвещение, 1965.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательного интереса у аномальных детей. – М.: Просвещение, 1969.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991.
- Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.