Эссе «Мотивация на уроках физической культуры в начальных классах как залог успешного физического развития ребенка»
«Мотивация на уроках физической культуры в начальных классах как залог успешного физического развития ребенка»
Дисциплина и мотивация – две неотъемлемые составляющие урока физической культуры, которые в совокупности дают результативность процесса. Присутствие обоих элементов необходимо для качественно проведенного урока. Безусловно урок физической культуры можно провести и без наличия второго компонента, так сказать, силой, авторитетом фигуры учителя, который говорит, что делать, но не объясняет зачем. Действия происходят, урок идет, но осознанности нет, а значит нет развития.
Согласно теоретическим данным, мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мы можем говорит о том, что мотивация побуждает ребенка развиваться, что касается урока физической культуры, то развиваться физически успешно и правильно, ведь с поддержкой учителя, когда у ребенка начинает получаться, в глазах зажигаются огонечки, это и есть удовлетворение, у него получилось, а когда получается мотивация работает еще сильнее и масштабнее.
Помимо самой удовлетворенности занятием в процессе формируется и само отношение ко всей учебной дисциплине, которое определяет важность данного предмета для ученика, что на уроках физической культуры ребенок может в полной мере удовлетворять свои потребности в движении. Получая состояние удовлетворённости, у ребенка происходит и формирование позитивно-активного отношения к физической культуре.
Обратимся также к главным целям, которые ставятся перед учителем физической культуры в образовательном процессе. Одной из которых является именно формирование позитивной мотивации к занятиям физической культуры. Почему это так важно? Потому что во многом активность учеников зависит именно от постановки задач в начале занятия, времени, когда происходит создание позитивного эмоционального фона, все ведет к выходу ребенка на новый уровень доверия, а значит на новые способности.
Для увеличения мотивации нужна в большинстве своем нужна стимуляция, нестандартные ситуации, свежие движения. Поэтому в учебно-воспитательный процесс следует вводить проектную деятельность, уроки здоровья, занятия в спортивных секциях, участие в олимпиадах, конкурсах, предметной неделе физической культуры, соревнованиях.
Исследователи П.В. Чухно и Р.Р. Азиуллин отмечают, что интерес – явление динамическое, так как непрерывно модифицируется значимость привлекательных сторон физической культуры с возрастом. Например, младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще. Дети любят побегать, попрыгать, поиграть, не всегда задумываясь над тем, что это средство их физического и психического развития.
Положительно влияет на мотивацию ученика собственная увлечённость педагога, умение сделать урок интересным, особенным. Школьники отдают предпочтение активной деятельности пассивному слушанию, собственную инициативу выполнению команд, групповую работу индивидуальной.
По моему мнению, для того, чтобы заинтересовать учеников начальных классов необходимо понимать их желания и мотивы на уроках физкультуры. Безусловно в этом возрасте у детей происходит выплеск эмоций при двигательной активности, то есть они получают удовольствие от самих физических нагрузок, но также нужно замечать посторонние факторы, которые могут сформировать бурную реакцию и усилить мотивацию и стремление, такие как, например,
Похвалы учителя;
Победы в соревновании;
Получения хорошей оценки;
Весело проведенного на уроке времени;
Превосходства над одноклассниками;
Приобретения новых друзей;
Радости родителей за успеваемость в школе.
Для формирования положительной мотивации учитель физкультуры учитывает все перечисленное выше.
На мой взгляд, использование современных инструментов по формированию и повышению мотивации решают множество задач и в приоритете – помогают детям развиваться в физическом плане, о чем свидетельствуют множество проведенных исследований, интерес к урокам физической культуры усиливает действие мотивации, а значит улучшают показатели физического и психологического здоровья ребенка.
Таким образом, хочется сделать вывод о том, что роль мотивации на уроках физической культуры в формировании физически развитого ребенка важен. При совместной работе педагога и ученика, с помощью результативно проведенных занятий и правильном настрое мы можем получить сдвиги в обучении за короткий срок. Именно тогда начинает работать внутренняя мотивация, которая обеспечивает стремление обучающихся к дальнейшим вершинам, которые еще стоит покорить в будущем, не без помощи учителя-наставника.