Доклад «Как развить познавательную активность учащихся на уроках технологии»
Доклад на школьном методическом объединении в рамках обмена опытом среди учителей технологии
Вязьминой Елены Петровны
по теме:
Как развить познавательную активность учащихся на уроках технологии
Многие учащиеся, особенно к старшим классам начинают терять интерес к учебе. Причины такого явления разные. Эта перегрузка однообразным материалом, ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Наши дети быстро утомляются от однообразия. Наша задача - формирование положительной мотивации у учащихся к учению, развитию их творческих способностей.
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя. Объясняя учебный материал надо подробно объяснить, что за каждым этапом работы скрываются и процессы умственной деятельности: сравнение, сопоставление, обобщение. Ведь, что голова «прикажет», то руки и сделают (работа с инструкционными и технологическими картами). Поэтому объяснение надо начинать с анализа того или иного действия, которому хотим научить.
Чтобы смогли ученики выполнять работу качественно и быстро, надо научить координировать свои движения, организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений, не отвлекаться на поиски инструментов для выполнения определённых видов работ.
Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем больше дети владеют самоконтролем, тем меньше контроль учителя.
Через подражание, качественное копирование нужно вести ученика к творчеству. Большим стимулом к успеху является похвала.
В конце каждого этапа работы надо проводить итоговое занятие для систематизации у учащихся знаний и умений, для активизации их творческой деятельности и самостоятельности. учащиеся, таким образом, лучше усваивают материал, особенно если вводятся игровые элементы, кроссворды, тестирование, вопросы-ответы по карточкам, эстафеты (по технике безопасности; кто больше назовет, какие виды операций выполнили при изготовлении изделия и т.д.).
Ежедневная работа по развитию речи способствует развитию мышления и воображения. Учебный материал на уроках технологии позволяет использовать сказки, пословицы, поговорки, загадки, приводить исторические сведения (история создания слесарного ремесла, виды и свойства металлов). Воспитательными моментами служат пословицы: Мал золотник, да дорог», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Дело мастера боится».
Успешность обучения определяется эффективностью организации контроля за усвоением знаний. Контроль - это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть (это помогает формировать ответственность у учащихся за результаты своего труда, вырабатывает привычку самоконтроля — это все формирует навык самоанализа). На каждом этапе работы необходимо просить учащихся проанализировать результат своих действий, сравнить с образцом, найти ошибки, сказать, как их исправить. Эта работа должна проводиться систематично, контроль должен быть быстрым, гласным, малотрудоемким. Постоянно надо стимулировать учащихся хорошей оценкой даже за небольшие успехи.
Хорошим стимулом к работе являются викторины, игры-соревнования «Кто больше знает»: Металлы, мерки, правила техники безопасности, технологические карты, то есть, берется тот материал, который изучали на данном уроке.
Организация коллективной учебно-творческой работы на уроке.
Бригада, индивидуальная работа, творческие проекты.
Цель: формирование творческого интереса к делу, развитие способностей, умение воспринимать качество изделия, творить. Формирование умения уважать чужую инициативу, выслушивать различное мнение и отстаивать свое.
Больше всего дети любят уроки прикладного творчества, на этих уроках они могут фантазировать, изучать свойства металлов, применение их в быту, развивают эстетический вкус, знакомятся с историей русского народного ремесла, их обычаями и традициями.
В уроки практического повторения вводим изготовление изделия.
Дети на таких уроках познают красоту обычаев и народных ремесел. Они стремятся сделать как можно больше и интереснее. Ученики охотно готовятся к выставкам своих поделок на разных уровнях проведения их, на которых они подводят итог своей работы.
В заключение хочу сказать, что, каким бы не был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для обучающихся, ставил перед ними конкретные задачи для достижения цели, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
2