МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Иванова О.Н.,
педагог-психолог
БОУ г.Омска «Открытая (сменная)
общеобразовательная школа № 13»
г. Омск, Россия
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь учебной мотивации учащихся с процессом их профессионального самоопределения. Анализируются виды мотивации, факторы, влияющие на выбор профессии, и предлагаются практические пути усиления мотивационно-профориентационной работы в образовательных учреждениях. Оптимальность выбора профессии должна обосновываться личностным самоопределением молодого человека, его жизненными планами и психологическими особенностями.
Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, профессиональное самоопределение, профориентация, старшеклассники, карьерные траектории, личностное развитие.
Выбор будущей профессии начинается с профессионального самоопределения, а происходит это именно в подростковом возрасте. Но для того, чтобы сделать правильный выбор в ситуации профессионального самоопределения подростки должны уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессии. Профессиональное самоопределение связано с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями развивающегося человека; здесь возникают серьезные нарушения внутреннего мира, так как в жизни большинства людей это первый, обязательный вынужденный выбор, от которого нельзя уйти. Этот момент жизни является переломным для социальной позиции. Проблема в том, что необходимо, находясь на определенном этапе своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность этого выбора ложится на плечи подростков.
Современная система образования сталкивается с комплексной задачей: не только передать учащимся определенный объем знаний, но и подготовить их к осознанной жизни в динамичном мире, ключевым элементом которой является профессиональная реализация. В этом контексте проблема мотивации учебной деятельности и профессионального выбора становится как никогда актуальной. Почему один ученик с энтузиазмом погружается в изучение предметов, а другой проявляет апатию? Что заставляет выпускника выбирать ту или иную профессию? Ответы на эти вопросы лежат в плоскости понимания внутренних побуждений и внешних факторов, формирующих образовательную и жизненную траекторию молодого человека.
Мотивация учебной деятельности — это сложная система побуждений, заставляющих ученика учиться. Традиционно ее делят на две большие группы:
Внешняя (экстринсивная) мотивация: побуждения, находящиеся за пределами самой учебной деятельности.
Сюда относятся:
1.мотив долга и ответственности перед родителями и учителями;
2.мотив избегания неприятностей (плохих оценок, конфликтов);
3.мотив получения вознаграждения (подарок за хорошую учебу, 4.престижное место в вузе).
Внешняя мотивация эффективна на начальных этапах, но неустойчива в долгосрочной перспективе.
Внутренняя (интринсивная) мотивация: побуждения, связанные с самим содержанием и процессом обучения.
Это:
1.познавательный интерес («Мне интересно узнавать новое»);
2.ощущение компетентности («Я испытываю удовольствие, когда у 3.меня получается решить сложную задачу»);
4.стремление к интеллектуальному и личностному росту.
Именно внутренняя мотивация является самым мощным и устойчивым двигателем educational деятельности. Она напрямую связана с профессиональным выбором: когда ученик видит в школьном предмете не просто абстрактную информацию, а инструмент для решения будущих профессиональных задач, его engagement (вовлеченность) резко возрастает.
Выбор профессии — это не моментальное решение, а сложный, многоступенчатый процесс самоопределения. На него влияет целый ряд как внутренних так и внешних факторов.
Внутренние факторы:
Интересы и склонности: Что мне нравится делать? К чему лежит душа?
Способности: Что у меня хорошо получается? (Интеллектуальные, творческие, физические).
Темперамент и характер: Коммуникабелен ли я? Выдерживаю ли монотонную работу? Способен ли к стрессоустойчивости?
Система ценностей: Что для меня важно в работе? (Высокий доход, помощь людям, творческая свобода, стабильность).
Внешние факторы:
Социальная среда: Мнение родителей, друзей, учителей. Часто их ожидания могут доминировать над собственными желаниями ученика.
Образ профессии в СМИ и культуре: Популярность и престижность, формируемая кино, сериалами и социальными сетями.
Социально-экономическая ситуация: Востребованность профессии на рынке труда, уровень заработной платы.
Доступность образования: Проходные баллы в вузы, финансовые возможности семьи.
Критической проблемой является частое несоответствие между внутренними факторами («я хочу») и внешними («надо» или «престижно»), что приводит к ошибкам в выборе и последующей профессиональной неудовлетворенности.
Профессиональный выбор – это сознательное определение области деятельности, выбор профессии, которой человек намеревается овладеть и длительно заниматься. Готовность к профессиональному выбору предполагает знание своих интересов и склонностей, способностей, индивидуальных особенностей, личностных свойств и качеств. Чрезвычайно важна деятельностно-практическая составляющая готовности школьников к профессиональному выбору. Со стороны педагогического коллектива значимым является психологическое сопровождение готовности к профессиональному самоопределению.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности рассматривается как особая форма психолого- педагогической практики, предполагающая соучастие взрослого в индивидуальном развитии ребенка путем отслеживания (диагностики) процесса активизации, созревания, роста и формирования необходимых качеств личности и способностей, позволяющих ребенку осуществлять выбор профиля, профессии с опорой на собственные ресурсы.
Можно отметить, что в психологической науке не существует единого, общепризнанного подхода к трактовке понятия «готовность к профессиональному выбору». Конкретный профессиональный выбор рассматривается как одно из упражнений развития способности к последующим выборам. В связи с этим необходимо рассмотреть развитие личности в качестве «…субъекта деятельности с целью постепенного формирования внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, коррекции и реализации личных перспектив своего развития, т.е. профессиональное самоопределение» [1 с.67].
На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели. «Мотивация - это двигатель человеческих поступков» [2 c.200]. Но как считает Ильин, выбор профессии у подростков может проходить не столь осознанно, а под влиянием родителей, в результате подражания товарищам или случайно возникшего интереса. В этом случае выбор не может быть связанным с мотивацией учения [3]. Профессия выступает как средство достижения желаемого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни. Указанные явления приводят к растерянности родителей, специалистов школы.
Мотивация - социально обусловленное образование. В течение жизни она может изменяться.
Учебная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития личности, так, как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие образованности и культуры личности.
С помощью исследований на материале различных российских образовательных учреждений было установлено, что для старшеклассников, принятие решения является сознательным выбором сделанном на основе размышлений. Мотивация учебной деятельности побуждается сразу несколькими мотивами, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику.
Мотивация и профессиональное самоопределение находятся в тесной диалектической связи:
Профессиональная цель как мотиватор учебы. Четкое представление о будущей профессии придает смысл изучению «скучных» школьных дисциплин. Ученик, мечтающий стать врачом, с большим интересом будет изучать химию и биологию, а будущий программист — математику и информатику. Учеба превращается из абстрактной обязанности в конкретный шаг к цели.
Углубленное изучение предмета и достижения в нем помогают ученику лучше понять свои способности и склонности. Успех в физике может подтолкнуть к рассмотрению инженерных специальностей, а талант в написании сочинений — к карьере в журналистике или копирайтинге.
Таким образом, формирование профессиональных намерений выступает мощным стимулом для развития внутренней учебной мотивации, а сама учебная деятельность становится полигоном для проверки и корректировки этих намерений.
Как же помочь обучающемуся выстроить эту позитивную взаимосвязь?
1. Ранняя и системная профориентация. Не стоит откладывать разговоры о профессии на выпускной класс. Уже в среднем звене можно знакомить учащихся с миром профессий через экскурсии, встречи с специалистами, проектную деятельность.
2. Интеграция профориентации в учебные предметы. Учитель-предметник может и должен показывать, как знания по его дисциплине применяются в реальных профессиях. Математика — в архитектуре и финансах, история — в юриспруденции и политологии, биология — в медицине и экологии.
3. Создание ситуаций успеха. Важно, чтобы каждый ученик мог почувствовать себя компетентным. Это укрепляет веру в свои силы и помогает адекватно оценивать свои возможности при выборе профессии.
4. Фокус на soft skills (гибкие навыки). Современный мир ценит не только узкоспециальные знания, но и умение работать в команде, креативно мыслить, коммуницировать и управлять временем. Проектная деятельность, дебаты, групповые задания — все это развивает данные навыки и мотивирует к деятельности.
5. Роль тьюторства и наставничества. Индивидуальные консультации, помощь в анализе своих интересов и способностей, построение образовательного маршрута — ключевые элементы поддержки.
6. Отказ от давления. Родителям и педагогам важно не навязывать готовые решения, а создавать среду для самостоятельного выбора. Задача — быть проводником, а не менеджером.
Мотивация учебной деятельности и осознанный профессиональный выбор — две стороны одной медали, имя которой «успешное будущее». Задача образовательной системы и семьи — не просто дать знания и направить в вуз, а помочь молодому человеку найти точку пересечения его «хочу», «могу» и «надо» общества. Сформированная внутренняя мотивация, подкрепленная ясной профессиональной перспективой, становится тем фундаментом, на котором строится не только успешная карьера, но и полноценная, осмысленная жизнь.
Список литературы:
1.Устинова, А.С. Программа развития компетентности в сфере профессионального самоопределения у учащихся 9-11 класса «Я и мой выбор» //План психологического сопровождения муниципальной модели профильного обучения // Психологическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащихся: сборник научно-методических разработок / Под ред. Е.Ю. Вороновой. МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования». – Пермь: ИПКР, 2006. – 67
2.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. /Резапкина Г.В. Учебно- методическое пособие. - М.: Генезис, 2008.- 200 с
3.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2006. –c.265