12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Мотивация учебной деятельности

как метод формирования ключевых компетенций обучающихся

(из опыта работы)

На современном этапе внедрения новых ГОС - 2021 главной проблемой учителя русского языка является поиск средств и методов развития ключевых компетенций обучающихся с целью обеспечения качественного результата образованности молодого поколения. Само понятие «ключевые компетенции» предполагает то, что они являются основанием для предметно-ориентированных умений и навыков, владение которыми позволяет обучающемуся быть успешным в любой сфере деятельности. Необходимым условием эффективности обучения в компетентностном подходе является включение школьника в активную учебную работу. Поэтому задачей педагога является организация качественной деятельности учащихся по поиску, усвоению и переработке информации. Цели конкретного урока, организация всей учебной деятельности и ее результативность зависят от умения учителя четко определить, какие компетентности будут формироваться при изучении предмета, конкретной темы.

В ведении учебного процесса педагог может опираться на разнообразные инновационные технологии: игровую, информационно – коммуникационную. проблемную, деятельностную, дифференцированную и другие. Основа всех технологий - идея создания адаптивных условий для каждого обучающегося и максимальная ориентация на самостоятельную личность.

Одним из методов формирования учебно-познавательной компетенции школьников, их позитивного отношения к обучению считаю создание системы мотивов деятельности личности, которая поддается педагогическому управлению и обеспечивает определение ее поведения в пределах изучения предметов, например, «русский язык», «родной язык.

Смысл учения, его значимость являются основной учебно-познавательной компетенции, мотивационной составляющей личности обучающегося. Рассматривая учебную мотивацию, опираюсь на следующие группы мотивов:

1) познавательные и социальные;

2) внешние (при оказании помощи учителем) и внутренние (при самостоятельной познавательной работе);

3)мотивы к достижению успеха и к недопущению неудачи.

Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия обучающегося с окружающими его людьми.

Внутренние мотивы свидетельствуют об интересе к процессу деятельности, интересе к результату деятельности, о стремлении к саморазвитию, формированию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в необходимости, обязанности, ради повышения определенного статуса среди сверстников.

Использую методические приемы мотивации, которые, по моему мнению, стимулируют коммуникативную компетенцию обучающихся: это незаконченные задания; приемы удивления заинтересованности, приведение интересных примеров или парадоксальных фактов; лабиринт; прием умышленных ошибок; создание ситуации соревнования и т.п.

«Аутотренинг» (на фоне спокойной мелодии и плавных двигательных жестов)

Я - (обучающийся) участник урока

Я - личность творческая

Я думаю, вспоминаю, аргументирую, обобщаю

Я хочу больше знать

Я хочу больше уметь

Я добьюсь успеха

«Самовнушение» Обучающиеся используют готовые афирмации или придумывают свои. Должно выйти позитивное короткое утверждение о том, чего хотят, к чему стремятся.

- Моя работа на уроке принесет мне большой успех.

-Я спокойна. Я смогу объяснить и аргументировать свои ответы для улучшения результатов.

- Я попробую перебороть негатив, в этот раз у меня выйдет лучше обосновать свое виденье ситуации.

- В каждой неприятной ситуации я вижу, в первую очередь, позитивный опыт.

-. Я смогу правильно выполнить следующее задание.

- Я буду уметь мгновенно принимать правильные решения.

- Попробую спокойно объяснить свою точку зрения, буду пытаться формулировать не претензии, а конструктивные предложения.

Если в процессе урока обучающемуся не удалось достигнуть желаемых результатов, практикую метод поддержки позитивного настроя.

Следуйте притче «Кто трогал мой сыр?» Спенсера Джонсона.

Две маленькие мыши и два миниатюрных человека помещаются в лабиринт. Вот что происходит:

Когда мыши обнаруживают, что сыр не там, где он должен быть, они немедленно приступают к работе над поиском другого куска сыра.

Вместо этого двое миниатюрных людей разозлились на то, что сыр перемещен. Они теряют время, выражая возмущение и обвиняя тех, кто переместил сыр и друг друга.

Прекратите убеждать себя, что знания должны быть даны вам. Ваше отношение всегда должно быть следующим:

От меня зависит, узнаю ли я то, что хочу. Нужные знания есть у того, кто упорно трудится. Я приспосабливаюсь к изменениям легко и быстро. Я продолжаю учить, даже когда ситуация становится невыносимой

Практически я направляю обучающихся на создание атмосферы доброжелательности к самому себе, вселения веры в себя. Применяю психологические тренинги и наставления, эпиграфы и крылатые высказывания, смайлики, «микрофон», «музыкальную терапию», алгоритмы настроения, успеха и т.п. Общая, как и внутренняя, атмосфера не должна пугать обучающегося, а, наоборот, настраивать положительно. Он должен понять, что самые будничные и распространенные явления, события, предметы могут стать другими, если на них посмотреть с иной точки зрения.

Коммуникативная атака - это метод быстрого включения, мобилизации, заинтересованности школьников в процессе обучения. Стремлюсь активизировать их эмоциональную сферу - вызывать удивление, увлечение через использование эффекта новизны, неожиданности.

Приемы коммуникативной атаки: эффектная цитата; необычное действие; незавершенный рассказ сказки, анекдота, притчи; интересный вопрос; парадокс; личная заинтересованность (описание обучающимся ситуации из собственной жизни; театрализация).

Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. "Что произойдет, если ?" В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Школьники сами могут найти и предложить подобные ситуации для обсуждения.

«Верю - не верю». Этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что». Обучающиеся должны согласиться с этим утверждением или не согласится, доказать правильность своего утверждения.

Когда школьники достигают цели, резко растет их мотивация и производительность. Как вариант предлагаю на начало урока стихотворение «Крылья», которое помогает очертить цель. После этого обучающихся нужно непосредственно привлечь к конструированию урока, каждому предложить в форме творческой работы определить собственные цели и пути их достижения.

Крылья

Крылья нужны лишь тем, кто летает.

Подумай, как живут люди,

что они делают,

где они?

Задержись и поразмышляй, почему

Одни ходят пешком, другие летают.

Некоторые опускают руки,

Снуя паутину из сюжета будней.

Ход жизни, который никогда не идет ни кверху, ни книзу.

Мы просто двигаемся по кругу.

Другие же не стоят на месте,

борясь ежедневно

против посредственности

и идя вперед,

Отрицая смерть и мертвых.

И опять кто-то спрашивает: "Для чего живем"?

Кое-кто ходит пешком, а кто-то летает.

Стивен Гарнер

Предлагаю в помощь глаголы и цели для определения собственных действий.

Глаголы:

- Заметить

- Скомбинировать

- Приспособить

- Модифицировать

- Увеличить

- Использовать по-другому

- Изъять или уменьшить

- Перевернуть или переставить

Цель:

- Средства и условия (Какие средства есть в распоряжении? Как я могу их использовать? Что мне еще понадобится дополнительно?)

- Обязательства (Стремлюсь ли я приложить все усилия для достижения цели?)

- Действия (Первый шаг, второй шаг, третий шаг.)

- Возможности, препятствия (Их предвидение).

- Наблюдение и контроль (Как себя контролировать).

- Поддержка (Нужна ли?)

- Проверка (Нужно ли что-то изменить, чтобы достичь цели?).

- Самооценка (Насколько мне удалось достичь цели?)

Использование музыки при мотивации позволяет активизировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность обучающихся, так как искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, творческую фантазию, воображение.

Использование музыки в трех типах ситуаций:

1. Музыка (вместе с дыхательными упражнениями) настраивает обучающихся на оптимальное состояние готовности к учебе и в то же время расслабляет.

2. "Активный" концерт, во время которого информацию, которую необходимо усвоить, читают вслух в сопровождении экспрессивной музыки.

3."Пассивный" концерт, во время которого школьникам читают материал мягким тихим голосом на фоне барокковой музыки, помогающей "транспортировать" новую информацию в "банки" долговременной памяти.

Психологические исследования показывают, что при осознании смысла учения у школьников успехи в познавательной деятельности возрастают (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется, улучшается их работоспособность. Познавательные мотивы ориентируют обучающихся на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Варианты мотивации:

Метод «Фурор»

Дайте волю своему воображению и фантазии: на листе бумаги напишите список своих наибольших желаний, успехов, которых вы бы хотели достичь по завершению урока. Прокрутите в своем воображении возможные этапы достижения этой цели, попробуйте представить, что вам для этого нужно сделать. Запишите план действий в свою тетрадь.

Метод закрепления позитивного впечатления - способ мотивации и стимулирования дальнейшей самостоятельной работы обучающихся, поддержки их позитивного впечатления. Чаще всего применяю на завершающем этапе мотивационного цикла.

Например: Практикуйте образ мышления дзен

В следующий раз, когда получится сбой в знаниях, не думайте: «Почему это опять произошло со мной?». Спросите себя: «Чему я должен научиться, чтобы это больше не повторилось?» и «Как это поможет мне стать более разумным и сильным человеком?».

Возможные приемы:

- Обобщение основных мыслей, подведение итогов, резюме; призыв к действию («приглашение» к дальнейшему изучению темы).

- Комплимент, благодарность; создание юмористических ситуаций (это особенно нужно, если школьники заметно устали).

- Эффектная цитата. Можно использовать на каждом этапе урока.

Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного. Толстой Л. Н.

Вам не обязательно всё знать самому, но вы должны знать, где и как найти всё, что известно о том, в чём вы нуждаетесь. Г. Форд

Деятельность — единственный путь к знанию. Джордж Бернард Шоу

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Леонардо да Винчи

Как приятно знать, что ты что-то узнал! Жан-Батист Мольер 

Важно, что интерактивные формы и методы мотивации формируют у школьников способность творчески, нестандартно мыслить, находить собственный путь в решении проблем и одновременно приводят к пониманию целесообразности и практического значения полученных знаний, умений и навыков (перспективы использования в повседневной жизни). Используя их, стремлюсь развить у обучающихся, прежде всего, учебно-познавательную, коммуникативную, информационную компетенции, высокий уровень устной и письменной речи, самосознание своей ценности и неповторимости, понимание своего потенциала на основе добытых знаний.

По моему мнению, немаловажным фактором активизации мотивации школьников могут стать метапредметные связи литературы и языка, поскольку они органично связаны. Основой такой связи является изучение художественного стиля, сравнения и анализ текстов разных стилей. Сопоставление разностилевых текстов помогает раскрыть частотность языковых единиц в том или другом стиле, их стилистическую мотивируемую. Например, в текстах художественных произведений, школьных учебников научно-популярной литературы существительные, глаголы, прилагательные выполняют разные функции. В научном тексте они конкретизируют сами явления, предметы, содержание, называя признаки качества предметов, явлений, понятий и их действия, а в художественном служат еще и средством образности. Чтобы убедить в этом обучающихся во время расширения знаний о стилях речи, предлагаю провести наблюдение над прозаическим художественным описанием Днепра из произведения С. Плачинды и поэтическим описанием (вступление к балладе «Причинная» Т.Г. Шевченко) - метапредметний принцип. При этом использую интерактивные методы «Мозговая атака», «Создание проблемной ситуации», «Выбор нужной информации».

Мозговая атака. Алгоритм действия

t1635172304aa.gif ​​​​​​​

t1635172304ai.gif


Методом «Цепочка ассоциативного мышления» предлагаю отобразить ночную бурю на Днепре («Ревет, стонет Днепр широкий…») языковыми единицами художественного и научного стилей по данному плану:

1. Днепр. Река. Почему ревет, стонет? Что стало причиной такого поведения?

2. Ветер. Сердитый, воет. Что дает ему возможность влиять на состояние Днепра?

3. Ивы. Высокие. Почему гнутся к земле?

4. Волны. Почему сравниваются с горами?

5. Месяц. Бледный. А ночное светило яркое. Что же случилось?

6. Тучи. Какие? Темные? Дождевые?

7. Третьи петухи. Почему третьи? А первые, вторые? Какие петухи вообще? Почему именно петухи?

8. Сычи. Птицы. Почему только они перекликались в роще?

9. Ясень. Дерево. Неоднократно скрипел. Периодичность. Другая причина?


Сопосталение художественного и научного стилей

1 этап

Ревет да стонет Днепр широкий …


Художественный стиль Ревет. Стонет. Широкий.

.Научный стиль. Типичная равнинная река с медленным течением. Ширина долины до 18 км. Ширина заводи - до 12 км

Ветер. Сердитый. Воет.

Порывы, шквал, буря, шторм, ураган.

. Ивы. Высокие. Гнет наземь.

Ров деревьев(кустов).

Толстые стволы.

Шарообразные кроны.

Волны. Горами поднимает.

Колебательные движения поверхностных масс воды с образованием водяных валов. Ветровые волны

Месяц. бледный. То выныривал, то тонул

Второй самый яркий объект на небе после солнца

Тучи

Скопление на определенной высоте в тропосфере продуктов конденсации водяного пара

Третьи петухи. Не пели. Фразеологизм?

Петухи - ночные часы. Первые - в полночь, вторые - перед зарей, третьи - время рассвета

Сычи. В роще перекликались.

Птицы семейства совиных. Шипение - перекликаются при наивысшей степени испуга


2 этап

Образец художественного описания реки Днепр

Расставить знаки препинания


А вода прибывает и прибывает хоть давно уже прошел лед и растаял снег даже в оврагах. Полыхают в прозрачном пламени горизонта курганы кряжи дымится земля на солнце и воздух все сильнее пропитывается пресным духом сырой земли и пьянящим ароматом согретой шелюги.

Днепр становится все полноводнее грозным бурлят его холодные мутные плеса бурлит быстрина стремительно неся бревна, вырванные с корнем деревья, щепки какие-то заборы цели стропила и кровли от сараев или домов. Вода сердито булькая все стремительнее поглощает берега.

И тут на строении поспешно выползают тяжелые драглайны из котлована где насосы не успевают откачивать воду проникающую сюда отовсюду…

Ребята работают молча. Работают и что=то думают мыслят упорно и напряженно а рядом бурлят фонтаны бурлит быстрина сверкает плесо Днепра широкое мощное быстрое. ( С. Плачинда)

Обучающимся предлагается проверить себя: в тексте 23 запятые, 2 тире, 1 точка с запятой.


3 этап

Литературно - научное описание реки Днепр


Вершиной художественного совершенства Шевченко есть его поэтические идиллии – белые аккуратные избы, стройные тополя, наклонные ивы над прудом, зеленый сад, роща, поле, лес, степь... И в этот ландшафт, как важнейший его компонент, включенный Днепр.

Во вступлении к балладе «Причинная» - «Ревет и стонет Днепр широкий» - изображена романтическая картина грозной бурной ночи на Днепре, с днепровскими горами-волнами, которая соответствует реальной действительности.

Днепр – типичная равнинная река с медленным и спокойным течением, шириной долины – до 18 метров, площадью дельты – 350 км2..

Крупномасштабный поток газов ветер привел к колебательным движениям поверхностной массы воды в реке. Вследствие действия ветра со скоростью до 15 м/с возникла буря, различным образом повлиявшая на все живое и неживое.

Ивы со своими толстыми, неровными стволами, покрытыми трещиноватой коркой, с широкими шатрообразными кронами под силой ветра сгибаются к земле.

Месяц, которого греки называли спутником Земли - Селеной, а древние египтяне – ях (иях) – второй по яркости объект на земном небосводе. Среди скоплений в тропосфере продуктов конденсации водяного пара он теряет свою яркость.

Облачные элементы укрупняются, растет их скорость падения. Они то закрывают, то открывают ночное светило.

Время рассвета еще не пришло. Первые петухи пропели полночь, вторые – перед зарей, а третьи еще молчали. Все находилось в состоянии сна.

Маленькие и средней величины птицы семейства совиных - сычи - перекликались звуками, которые свидетельствовали о том, что они боятся бури.

Скрипел ясень обыкновенный

Отметим, что поэт сумел точно передать картину бури. Днепр у него персонифицированный, живой, всегда в движении. Большой спектр эпитетов выражает его состояние, возраст, цвет, силу.


4 этап

Письмо - претензия на несоответствие условий отдыха рекламным проспектам

04 июня 2021 года

С сожалением сообщаем Вам, что условия отдыха на теплоходе «Александр Невский» не соответствовали рекламному проспекту путевки №126, проданной Вашей туристической фирмой. Там указано, что сроки туристической экскурсии по Днепру установлены в соответствии с данными метеорологической службы о соответствующих погодных условиях.

Туристическое путешествие на теплоходе «Александр Невский» с 22 мая по 04 июня показало, что это не соответствует действительности. 23 мая на поверхности воды наблюдалась рябь. С 24 мая река Днепр находилась в неспокойном состоянии. Сильные порывы ветра вызвали бурю 26 мая. Деревья вдоль берегов гнулись к земле. Высота волн достигала уровня палубы корабля. Только через определенные промежутки времени из дождевых облаков появлялась неяркая луна. Буря продолжалась до середины следующего дня. Качка теплохода привела к нарушению состояния здоровья пассажиров. Корабль пришвартовался у аварийного причала. Было безлюдно. Перекличка птиц и скрип деревьев свидетельствовали о продолжительности бури.

Согласно п. 10 нашего страхового полиса, выданного фирмой при приобретении путевки, мы имеем право на возмещение морального и материального ущерба за испорченный отдых.

В случае Вашего несогласия нам придется в соответствии с п. 12 страхового полиса вернуть путевку обратно с отнесением всех расходов на Ваш счет.

Просим дать ответ относительно принятого Вами решения.

Туристы теплохода "Александр Невский"

Подписи

Таким образом, формирование учебно-познавательной, коммуникативной компетенций на основе использования системы мотивов деятельности способствует развитию личностных качеств обучающихся. Овладевая логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, школьники устанавливают аналогии и причинно - следственные связи, создают речевые высказывания в устной и письменной форме. Они самостоятельно определяют проблему, ставят задачу и достигают ее, планируют и организуют собственные и привлеченные ресурсы, что содействует формированию ключевых компетенций школьника, совершенствованию способности к учению и самообразованию

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.