12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Суловна Лангинен16
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Способы мотивации обучающихся к активной учебной и познавательной деятельности.

Тема статьи: Способы мотивации обучающихся к активной учебной и познавательной деятельности.

Автор: Лангинен Елена Суловна

Должность: Учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ №185



Ни для кого не секрет, что школа в принципе – это зеркало общества, его небольшой срез. По уровню развития образования и образованности детей, обучающихся, выпускников мы можем судить и о среднем уровне развития общества в целом. От качественного комфортного взаимодействия педагога и учеников зависит развитие способностей последних к успешному обучению. А это ключ к созиданию достойного общества, общества со схожими интересами, целями и ценностями.

Как мне кажется, задача современного педагога состоит в том, чтобы идти в ногу со временем, подстраиваться под изменяющиеся условия жизни, изменившихся детей, их потребности, но в то же время сохранять и использовать классические образовательные приемы, традиции.

Главной задачей на сегодняшний день является воспитание в учениках духовно-нравственных ориентиров, комплексного развития личности и способности самостоятельно учиться.

Для формирования самостоятельных универсальных учебных действий и целостной картины мира вообще обучающиеся прежде всего должны быть промотивированы к этому. Именно мотивация к учебной деятельности является ключом к качественному получению знаний и умений, развития познавательного интереса к предмету, формированию самостоятельного деятельного подхода к обучению.

В мире, где интернет и поисковые системы готовы ответить на все задаваемые вопросы, очень важно уметь различать факт и мнение, идентифицировать и атрибутировать различные виды источников, документов, соотносить полученные сведения с другими, альтернативными источниками информации, уметь их анализировать и делать выводы, в конечном итоге, составлять собственное мнение по какому-либо вопросу и уметь его аргументировать. Современные дети, на мой взгляд, научились учить, но не вполне способны учиться самостоятельно.

Умение сформулировать задачу, вопрос, мнение – это уже первый шаг к тому, чтобы эти понятия материализовать. Умение ученика задать хороший качественный вопрос – это, во-первых, показатель его заинтересованности и любопытства, знак для самого учителя в каком векторе двигаться далее, а во-вторых, один из важных шагов к пониманию проблемы, ситуации, затронутой темы.

Каким же образом этого добиться? Что может предпринять молодой педагог, чтобы его уроки были интересны и привлекали учеников к активной продуктивной деятельности?

Один из способов заинтересовать, заинтриговать учеников – это своеобразное «Поле Чудес» на уроке. Применяя этот способ, могу констатировать, что учебный материал усваивается ребятами намного лучше, что демонстрируют тестирования в конце урока, а также некоторый промежуток времени спустя, через неделю. Суть метода состоит в следующем: в чёрный ящик помещается некий предмет, который имеет непосредственное отношение к теме урока. Изучая новый материал на уроке, учащиеся за каждое верное высказывание, формулировку понятия или задачи, или решения этой задачи, или ответ на эвристический вопрос, получают подсказку-наводку о том, что же находится в чёрном ящике. Самые активные и вовлеченные в процесс зарабатывают себе положительные оценки, даже давая необычные предположения о тайном предмете. Ученики чувствуют азарт и даже самые тихие и флегматичные дети стараются включаться в работу, ибо результат и процесс уже приносят удовольствие. Отгадав предмет, дети получают возможность его подробно рассмотреть, потрогать, исследовать в руках. Например, я поступала таким образом, когда мы изучали с 5 классом религию древних индийцев – в чёрном ящике находились статуэтки богини Кришны и Будды Сиддхартхи Гаутама, в 7 классе были спрятаны – дореволюционный изразец с морской тематикой и граненый стакан, которые относят нас ко времени Петра Великого и его преобразований.

Тактильные ощущения вообще очень важны в процессе обучения, потому как школа в качестве места получения знаний в современном мире должна отличаться от других способов познания. Должна отличаться качественно. Нынешние дети черпают информацию из планшетов и смартфонов, книги читают электронные, мало проводят время на свежем воздухе, намного чаще ходят в кино, нежели в театр. Все это приводит к тому, что ребята воспринимают лишь картинку, видео, зрительные образы, а тактильные ощущения, запахи для них в большей степени незнакомы. Тем интереснее что-то потрогать на уроках.

Процесс мотивации может происходить наоборот – индуктивно, от частного к общему. Таким образом каждый ребенок становится на 40 минут настоящим Шерлоком Холмсом. В качестве ведущего предмета исследования на уроке можно поставить книжку с пазлами фараона Тутанхамона, а дети сами будут строить гипотезы, зачем ему нужна была такая дорогая гробница, почему вокруг нее так много загадок и т.д. Таких стимулирующих к умственной деятельности предметов может быть очень много: папирус, статуэтка, всем нам знакомые шахматы, которые придумали в Индии, или компас, изобретенный в Китае, даже обыкновенная пишущая ручка («стилос» - стиль письма) - всё может послужить мотивом заинтересовать детей. Если мы говорим о запахах и включения их в познавательный процесс, можно в начале урока дать понюхать по рядам различные индийские специи: кориандр, куркума, карри, чёрный перец (если конечно у детей нет аллергии), и начать разговор о великих географических открытиях и колониальной политике Испании и Португалии. Те же самые изразцы-азулежу можно использовать, разбирая культуру Португалии.

Какими еще способами можно стимулировать детей к деятельности?

Таких способов существует бесконечное количество, можно этот вопрос задать самим детям, и они дадут исчерпывающие ответы на него. Для них одним из самых желанных способов является перевоплощение в учителя. Большинство детей с большой охотой натянут на нос очки и выступят в роли преподавателя, стремясь за ответы поставить оценку и дать оценку ответам своих одноклассников.

Самым простым и эффективным на поверку методом является – игра в мяч. Как бы просто это ни звучало, но любой опрос превращается в удовольствие, когда это происходит с помощью маленького мячика, который можно пожимать и помять в руках. С младшими классами мы также используем элементы игры на уроках истории, к примеру, ставим пьесы для древнегреческого театра, дети сами рисуют маски трагедии и комедии, переодевание в римскую тогу и лавровый венок.

Молодой учитель, я считаю, в своих уроках должен использовать принцип удивить – победить. Организовать урок нестандартно, экспериментировать с его формами, видами, например, провести урок не за партами, а сидя на подушках в кругу или на природе.

Давайте не забывать, что слово школа переводится с греческого как отдых, а не место временного нахождения детей с образовательными функциями. Школе следует быть интересной ученикам. Учение должно приносить положительные эмоции и радость новых открытий, а главное – желание эти открытия совершать!





Список использованной литературы:

Ольга Даутова: Образовательная коммуникация. Учебно-методическое пособие, Спб, Каро, 2018.


​​​​​​​


Способы мотивации обучающихся.
PPTX / 1.81 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.