Моя лучшая практика по реализации дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Экологический патруль».
| Каширина Евгения Андреевна- педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества», г. Сосновый Бор Ленинградской области. Руководитель объединения «Зелёные Пионеры». Моё лучшае внеурочное мероприятие в формате эко-игры. Практика по реализации дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Экологический патруль». |
Описание основных идей, раскрывающих суть практики.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и общей культуры. Экологическая ситуация в нашей стране и в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Для этого дети и взрослые должны осознать ограниченность природных ресурсов используемых территорий. Именно в младшем возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Чтобы реализовывать принципы бережного отношения к природе на практике, нужны люди с новым мышлением. Достичь целей возможно через экологическое образование.
Поэтому наиболее актуальными задачами экологического образования становятся формирование у учащихся целостного взгляда на природу, место в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Одним из направлений поиска решений этих задач является деятельный подход к обучению и, в частности, создание экоотряда – одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования.
Моя дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Экологический патруль» направлена на формирование активной жизненной позиции. Практические занятия помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него, зависит состояние окружающей нас среды. Экологическое образование рассматривается как неотъемлемая часть общего образования. Программа «Экологический патруль» является модифицированной, общекультурного уровня и адресована обучающимся 3-7 классов. Минимальный возраст зачисления на обучение по программе – 9 лет.
Инновационный характер практики заключается в интеграции в дополнительную общеобразовательную программу элементов изобразительной деятельности, подвижных игр, что позволило внести изменения в технологию обучения и воспитания, имеющие целью повышение эффективности. При постоянном общении с природой, во время работы с природным материалом формируется рациональное экологическое сознание воспитанников, развивается фантазия, творческие способности, художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта воспитанников в процессе собственной художественно-творческой активности, основанной на экологических принципах.
Примеры мероприятий, организованных в рамках программы.
| Всероссийский экологический субботник «Зелёная Россия», по «Экологической тропе» Калищенского озера. | |
| Всемирная акция день Земли - Матери. Ребята вышли на экологический рейд в один из парков города по «Экологической тропе» Затем отправились в Бельчатник и Птичник при храме Святого Лазаря. Ребята узнали какие птицы живут в Ленинградской области, кто остаётся на зиму, а какие птицы улетают. Так же узнали, чем можно подкармливать птичек и белочек в холодное время года. | |
| Проект «Вторая жизнь ненужным вещам». Дети во время субботника собирают выброшенные ненужные вещи и создают из них удивительные объекты, подарив отжившим изделиям второе дыхание. | |
| Проект «Связь поколений» Ребята пригласили своих бабушек и мам принять участие в мероприятии, на котором взрослое поколение поделилось опытом и секретами садоводчества с молодым поколением. Ребята научились высаживать рассаду уличных цветов, познакомились с сорняками и правилами ухода за растениями. | |
| Акция «Цветы памяти», приуроченная ко Дню памяти и скорби. Целью акции является патриотическое воспитание подрастающего поколения. В знак памяти и скорби участники подготовили к памятной дате клумбы на мемориале «Берег мужественных» на реке Воронка, высадив десятки цветов. | |
| |
Проект «Эко-пикник».
Цель проекта - формирование рационального экологического сознания воспитанников.
Проект представляет собой игру по станциям, которая традиционно проходит на эко-тропе в живописном сосновом лесу.
Первая станция проекта - ЭКО-ИНФО
В рамках этой станции школьники в формате познавательной экскурсии узнают много интересного о животных и птицах, живущих в нашей местности. Рассказ о флоре и фауне всегда очень впечатляет ребят. Экскурсия завершается установкой ребятами на деревьях кормушек для птиц, которые мы курируем с детьми.
Вторая станция проекта - ЭКО-ДВИЖ
Это самая активная станция, на которой проходят экологические познавательные игры. Ребята делятся на команды. Каждой команде даются свои задания, например: общими усилиями из природных материалов построить макет шалаша; макет муравейника. Задания составлены таким образом, чтобы дети учились взаимодействовать друг с другом и работать в команде.
Третья станция проекта - ЭКО-АРТ
Это творческая станция и самая ароматная. На ней ребята с большим удовольствием рисуют природу, свой город, родителей и друзей. Наибольший восторг вызывают краски, которые предлагает педагог для оформления творческих работ. Этими красками являются ароматный кофе. Дети открывают для себя новые, экологические краски. И процесс рисования получается очень эмоциональным и увлекательным.
Последним этапом проекта является совместное чаепитие. В дружеской обстановке ребята рассказывают о том, как им понравилось общаться, играть и рисовать на свежем воздухе.
Отличительная особенность данного проекта в том, что в его структуру входят несколько тем. В каждой теме выделяется образовательная часть, воспитательная часть, практическая работа на свежем воздухе, которая способствует развитию у детей творческих способностей, развивает у воспитанников способности к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием.
Темы проекта «Эко-пикник» могут варьироваться в зависимости от практических задач, которые ставятся в процессе реализации общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Экологический патруль», расширяя возможности обучения на практике экологической грамотности.