Дополнительная программа естественнонаучной направленности — Экологическая лаборатория «Эко-Детство»
Государственное автономное учреждение
«Детский образовательно-оздоровительный центр «Солнечная страна»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАУ «ДООЦ
«Солнечная страна»
приказ от _________ №___
__________Т. О. Михелева
Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной направленности
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
«Эко-Детство»
(возраст детей 12 - 15 лет)
Авторы:
Методист: Пахомова О.А.
с. Ташла, Тюльганский район
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Экологическая лаборатория «Эко-Детство» является программой естественнонаучной направленности. Программа разработана для организации работы в рамках экологической смены загородного оздоровительного лагеря.
Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
Формирование ценностного отношения к природе осуществляется на основе специфических принципов: единство интеграции и дифференциации, культуросообразности, практической направленности, технологичности, преемственности и последовательности, единства интеллектуального и эмоционального в деятельности по изучению природы; взаимосвязи глобального, регионального и локального при изучении экологических проблем.
Современные тенденции образования в изменении ценностной, познавательной и деятельностной установок поддерживаются и развиваются системой непрерывного экологического образования, в которой использование каникулярного времени, в условиях загородного оздоровительного лагеря занимает свое место. Расположение «Солнечной страны» в одном из живописных мест Оренбургской области, в Тюльганском районе, даст возможность насладиться климатом, а также полюбоваться величественными видами Тюльганского заповедника и волнистым массивом холмов южного отрога хребта Малого Накаса с высшей отметкой Оренбуржья 667,6 м над уровнем моря.
В условиях загородного лагеря «имеются возможности и надлежащие условия для реализации принципа натурности и деятельностного подхода, позволяющих актуализировать экологические знания детей, полученные в школе, и на практике ощутить универсальную ценность природы.
Цель программы: развитие у детей ценностного отношения к окружающему миру в процессе экологической, проектно - исследовательской, социально - значимой деятельности в условиях временного коллектива санаторно-оздоровительного лагеря.
Задачи программы
Развивать социокультурный и личностный смысл усвоения знаний как основы экологической деятельности.
Актуализировать, обогащать знания, умения и навыки детей в области экологии и методологии проектно-исследовательской деятельности, как основы проектирования экологических мероприятий и приобщения к научному познанию.
Развивать способности по применению методов научного познания в процессе разработки и реализации индивидуальных и коллективных исследовательских проектов по изучению экологического состояния территории лагеря.
Развивать коммуникативные навыки как основу научного общения и социально-значимой деятельности.
Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный, средовой, исследовательский подходы, которые определяют освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она сочетает в себе два аспекта: актуализация, расширение экологических знаний, а также приобретение и обогащения опыта применения полученных знаний умений и навыков на основе осуществления проектно-исследовательской и общественно-значимой экологической деятельности.
Параллельно, в рамках курса у детей развиваются навыки мыслительной деятельности; расширяется мировоззрение как основа социально-значимой деятельности. Программа позволяет воспитывать интерес детей к проблемам экологии и проектно-исследовательской деятельности и направлена на формирование оргдеятельностных качеств детей − способность осознания целей проектно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств − вдохновленность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Реализация программы базируется на основе применения технологий проектного, проблемного обучения, на коммуникативной технологии, основанной на включении учащихся в совместную экологическую деятельность; элементах проблемного обучения; диалоге, полилоге, экологических дискуссиях; коллективной рефлексии и самооценке; включении в учебный процесс ситуаций свободного выбора темы проектов и исследований; разработке и организации массовых экологических акций.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 12-15 лет. Численность детей в группе – 15-20 человек. Обучение осуществляется по группам, индивидуально или всем составом. Группы могут носить постоянный или переменный состав.
Срок реализации программы – 14 дней. Распределение часов по темам дано из расчета 18 тематических часов в смену.
Основные этапы: вводный (подготовительный), основной (содержательный) и заключительный (итоговый).
Формы и режим занятий: группа занимается три раза в неделю по три часа в день, занятия по 45 минут. Формы занятий: лекции, экскурсии, дискуссии, круглые столы, индивидуальное или групповое проектирование, исследовательская работа, экологические акции, научно-практическая конференция.
Ожидаемые результаты
На уровне ребенка:
Социальная активность обучающихся, как проявление ценностного отношения к окружающему миру, широты мировоззрения, убеждений.
Приобретение и обогащение опыта экологических переживаний, экологического мышления, эколого-направленной практической деятельности.
Обогащение знаний, умений, навыков в области экологии, методологии проектно-исследовательской деятельности.
Приобретение и обогащение опыта командной работы, сотрудничества и сотворчества, социально-значимого проектирования, публичного представления результата работы.
На уровне педагога:
Освоение и совершенствование методик экологической работы с детьми в условиях временного коллектива загородного лагеря.
Реализация авторских моделей педагогической экологической деятельности в условиях загородного лагеря.
На уровне родителей и законных представителей:
Получение качественного образовательно-воспитательного результата;
На уровне учреждения:
Экологическая тропа на территории лагеря как заповедная зона.
Пополнение банка Центра методическими материалами, сценариями мероприятий экологической направленности.
Формы и методы отслеживания результатов
Формой подведения итогов реализации программы является научно- практическая конференция, на которой заслушиваются и обсуждаются результаты всей экологической работы на территории лагеря. Представление исследовательских работ и проектов допускается в форме стендового доклада или презентации.
Участие в общественно-значимой экологической деятельности (акции, проекты) позволяет оценить широту мировоззрения, степень присвоения нравственных ценностей, взгляды, убеждения как проявление ценностного отношения к окружающему миру.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
18 часов, 3 часа в день 3 раза в неделю
№ п/п | Содержание | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Проектирование и исследование как вид познавательной деятельности в экологии | 5 | 4,5 | 1,5 |
1.1 | Правила организации занятий и их специфика. Экология. Экологические факторы. Экосистема, ее структура. Разнообразие экосистем. | 1 | 1 | |
1.2 | Экскурсия по теме: «Экосистемы на территории лагеря, их видовое разнообразие» | | | |
1.3 | Проектирование - деятельность, инициируемая проблемой. Виды проектов. Этапы проектирования | 1 | 1 | |
1.4 | Исследование как процесс выработки новых знаний. Виды исследовательской деятельности. Этапы исследовательской работы. Научный аппарат. Методы научного познания. Информационный поиск | 0,5 | 0,5 | |
1.5 | Биоиндикация состояния окружающей среды | 1 | 0,5 | 1 |
1.6 | Оформление научной работы. Использование компьютерных технологий для оформления работы. | 0,5 | 0,5 | |
1.7 | Презентация результатов научной деятельности. Защита замысла проекта или исследовательской работы | 0,5 | | 0,5 |
2. | Проведение исследований. Реализация проектов и экологических акций (индивидуальная работа и групповая работа) | 5 | | 5 |
2.1 | Проект «Растительные сообщества территории лагеря «Солнечная страна». Травы и кустарники». Проект «Знакомство с насекомыми, встречающимися на территории лагеря». Проект ««Растительные сообщества территории лагеря «Солнечная страна». Древесный ярус» Проект «Рекреационные исследования Проект «Социологический опрос» Проект «Экологическая тропа» | 4 | | 4 |
2.2 | Круглый стол по теме «Вопросы экологического разнообразия на территории лагеря «Солнечная страна» | 1 | | 1 |
3. | Подведение итогов. Общественные слушания | 8 | 2 | 6 |
3.1 | Научно-практическая конференция как форма научного общения. Положение о Конференции. Критерии оценки научной работы. | 1 | 1 | |
3.2 | Подготовка к проведению экологических экскурсий для участников смены | 1 | 1 | |
3.3 | Экскурсии по экологической тропе для участников смены | 4 | | 4 |
3.4 | Научно-практическая конференция по теме «Экологические работы на территории лагеря «Солнечная страна» представление проектов, исследовательских работ | 2 | | 2 |
| | 18 | 6,5 | 11,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Проектирование и исследование как вид познавательной деятельности в экологии
1.1 Правила организации занятий и их специфика.
Экология. Экологические факторы. Экосистема, ее структура. Разнообразие экосистем. Экологические проблемы.
1.2 Экскурсия по теме: «Экосистемы на территории лагеря «Солнечная страна», их видовое разнообразие»
1.3 Проектирование − деятельность, инициируемая проблемой, включающая строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату. Проблема, замысел, тема работы. Проект как организационная форма построения целенаправленной деятельности. Виды проектов: исследовательский проект, экспериментальный проект, социально-значимый проект. Этапы проектирования.
Цель и задачи работы. Технология целеполагания.
1.4 Исследование как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Виды исследовательской деятельности: учебно-исследовательская работа, научно-исследовательская работа, мини-исследование, теоретическое исследование, эмпирическое исследование. Этапы исследовательской работы. Научный аппарат. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Методы научного познания. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.
1.5 Биоиндикация состояния окружающей среды. Формы организации экспериментальной составляющей исследовательской деятельности. Организация и проведение эксперимента. Информационный поиск. Литературные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники. Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели. Литературный обзор. Ссылки, Сноски. Список литературы.
1.6 Оформление научной работы. Письменный отчет. Структура проекта: концептуальная часть, ресурсы, план, результат и его оценка. Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, список источников информации, приложение. Использование компьютерных технологий для оформления работы. Форматирование страницы, шрифт, заголовки, использование таблицы стилей, межстрочный интервал, абзац, табулирование, выравнивание, разрыв страницы, правописание, оформление оглавления, оформление таблиц, диаграмм.
1.7 Презентация результатов научной деятельности. Мультимедийная презентация. Содержание, оформление, представление. Стендовый доклад. Требования к оформлению материалов. Подготовка публичного выступления. Ответы на вопросы. Дискуссия. Составление тезисов по научной работе. Виды тезисов. План написания тезисов. Научный стиль изложения.
Лекции. Просмотр учебных презентаций.
Практическая работа. Разработка и защита замысла научной работы.
Проведение исследований. Реализация проектов и экологических акций (индивидуальная и групповая работа)
2.1 Разработка проектов на выбранную тему:
Проект «Растительные сообщества территории лагеря «Солнечная страна». Травы и кустарники».
Проект «Знакомство с насекомыми, встречающимися на территории лагеря».
Проект «Растительные сообщества территории лагеря «Солнечная страна». Древесный ярус»
Проект «Рекреационные исследования
Проект «Социологический опрос»
2.2 Круглый стол по теме «Вопросы экологического разнообразия на территории лагеря «Солнечная страна»
3.Подведение итогов. Общественные слушания
Подготовка к проведению экологических экскурсий для участников смены
Экскурсии по экологической тропе для участников смены
3.1 Научно-практическая конференция как форма научного общения. Конференции для школьников разных уровней. Положение о Конференции. Критерии оценки научной работы.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Реализация программы «Экологическая лаборатория «Эко-Детство» предполагает наличие определенной структуры организации деятельности. Дети, поступившие в лабораторию, становятся экологами, а территория лагеря объявляется ЗОНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Проблемные, творческие, проектные, исследовательские группы создаются на добровольной основе, могут иметь переменный состав, сменного лидера. Самоуправление строится на принципах взаимопомощи и доверия; коллегиальности принятия решений; гуманности по отношению к каждой отдельной личности
Применяются различные способы образования групп:
Педагог в соответствии со своими критериями определяет состав групп. Способ эффективен при слабом развитии коллектива.
Обучающиеся самостоятельно разбиваются на группы по 3-6 человек для решения какой-то группы задач или решения определенной проблемы.
Обучающиеся выбирают лидеров будущих групп, которые набирают себе в группы остальных участников. Группы заполняются постепенно и равномерно на основе взаимного самоопределения детей.
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от уровня подготовки детей.
Функция лидеров групп: выражают общее мнение, организуют работу, выбирают стратегию работы.
Крайне важным в системе управления работой творческого объединения является роль самого ребенка, который выстраивает и реализует свою индивидуальную образовательную траекторию, ставя перед собой задачи по самообразованию, при этом учится планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, т. е. управлять своим развитием.
Основные принципы организации образовательного процесса
Создание положительного психологического климата в группе.
Работа со всем коллективом, группами и индивидуально.
Учёт возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей.
Создание условий для проявления инициативы и самостоятельности.
Система постоянного обсуждения, умение слушать и анализировать, адекватно воспринимать критику, как со стороны детей, так и со стороны педагога.
Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Формы занятий: лекции, экскурсии, дискуссии, круглые столы, индивидуальное или групповое проектирование, исследовательская работа, экологические экскурсии, научно-практическая конференция.
На занятиях обучающиеся знакомятся с этапами проектирования и организации исследовательской деятельности, технологией поиска информации и ее обработки, правилами структурирования информации.
Развитие детей идёт через овладение конкретными приёмами практической экологической деятельности в природе.
Содержание образования по дополнительной общеобразовательной программе − это баланс между знаниями, умениями, навыками, с одной стороны, и способами мышления, коммуникации, деятельности, понимания и рефлексии, с другой стороны. Исследовательская, проектная, управленческая, социально - значимая деятельность – это реальные процессы применения знаний. Для реализации программы в образовательном процессе используются элементы разных образовательных технологий, применение которых повышает интеллектуальный уровень обучающихся, формирует творческое воображение: технологии развивающего, проблемного обучения, исследовательские, проектные технологии.
Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции учащихся является такое ведение занятий, когда ребенку предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий. Для формирования умений учебно-познавательной компетенции обучающемуся предоставляется возможность самостоятельно определить направление работы, тему цель и задачи собственной проектно- исследовательской деятельности. Для формирования умений информационной компетенции необходимо создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому ее усвоению.
Важным условием придания обучению проблемного характера является обращение к конкретным экологическим проблемам территории лагеря. Каждый этап работы должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.
Основой работы творческого объединения является метод проектного обучения. Процесс учебного познания в случае применения данного метода включает: 1) выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта; 2) консультирование педагога; З) защита проектов; 4) реализация проектов; 5) информирование общественности.
Таким образом, применение проектного метода позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым приобщить ребенка к основным категориям и закономерностям освоения теории буквально с первых шагов обучения. При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических экологических дел. Главным методическим принципом организации экологической практики детей выступает включение в реализацию конкретной экологической работы. Обучающийся должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу и структурированию содержания является разъяснение последовательности действий и операций. Например, при составлении проекта исследовательской работы нужно последовательно определить цель, задачи, выстроить Структуру Проекта, найти необходимую информацию в Информационных ресурсах, наметить план реализации, организовать взаимодействие в группе. Прием объяснения обучающегося собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими участниками работы (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной деятельности и тем самым способствуют развитию информационной и коммуникативных компетенций учащихся.
Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения проекта, ученику может быть предложен ряд учебных презентаций, упражнений направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы планируется в форме коллективного обсуждения во время проведения конференции, занятий-дискуссий, когда обучающиеся обсуждают промежуточные или итоговые результаты выполнения проектной и исследовательской работы.
Формы оценки полученных знаний и навыков
Формой подведения итогов реализации программы является научно- практическая конференция, которая позволяют оценить эффективность экологической работы. Представление исследовательских работ и проектов допускается в форме стендового доклада или презентации. Эта форма отчётности способствует формированию у обучающихся ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию.
Диагностика эффективности реализации программы
В условиях временного коллектива загородного лагеря для диагностики успешности формирования ценностного отношения к окружающему миру нами выделено несколько структурно-функциональных компонентов:
Мировоззренческий компонент: наличие у обучающихся осознанного и целенаправленного 'интереса к окружающему миру, широта и многогранность видения мира, а следовательно, признание равноправными и равноценными различных точек зрения, взглядов на мир; сформированное умение видеть личный смысл в любой деятельности, его социальная активность.
Методологический компонент: владение методологией проектно- исследовательской деятельности; способность применять методы научного познания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев, С.В. Практикум по экологии. Учебное пособие./ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьёв, Э.В. Гущина. — М., 1996.-129 с.
Гринева, Е.А. Методика диагностики экологической воспитанности младшего школьника/ Е.А. Гринева, С.Ю. Прохорова// Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 1.
Данилюк, А.Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков ― М., 2009 г.―18 с.
Научно-исследовательская работа в школе/ Н.И. Дереклеева – М.: Веребум-М, 2001. – 48 с.
Захлебный, А.Н. Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века // Научные исследования в образовании. 2011. - №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obschego-ekologicheskogo- obrazovaniya-v-povestke-dnya-xxi-veka (дата обращения: 20.12.2018).
Калачихина, О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ //Исследовательская работа школьников. 2004. - №2. С.77-82.
Лебедев, В.П. Методологический подход в организации исследовательской деятельности учащихся по изучению состояния окружающей среды / В.П. Лебедев // Вопросы экологии при изучении биологических дисциплин. – Вологда, 2004.
Исследовательская деятельность учащихся/ А.В. Леонтович - М., 2002. – 17с.
Марков, П.Г. Формирование ценностного отношения к живой природе у старшеклассников основной школы// Автореф. дис. канд. пед. наук. Астрахань, 2009. - 23 с.
Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. // Развитие исследовательской деятельности учащихся / под ред. А.С.Обухова. М., 2001.
Организация летнего отдыха детей: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. П. Царёвой. — СПб.: ЛОИРО, 2011.
Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности //Исследовательская работа школьников. 2005.- №4. С.43.
Проектирование программ организации летнего отдыха детей: методические рекомендации/ Под ред. Н. П. Царёвой. — СПб.: ЛОИРО, 2012.
Рябова, С.С. Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии /Н.Д. Андреева, С.С. Рябова // Биология в школе. – 2012. – №2, С.34 - 39.
Рябова, С.С. Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры [Текст] / С.С. Рябова // Научный журнал: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.– СПб.: 2012 – №133. С. 39 – 45.
Рябова, С.С. Особенности формирования ценностного отношения к природе школьников в системе дополнительного образования /С.С. Рябова //Концептуальные основы нравственного становления личности обучающихся в системе дополнительного образования: методическое пособие. – Великий Новгород: НГУ им. Я. Мудрого, 2011. – С. 98-132.
Рябова, С.С. Формирование экологической культуры у школьников через систему дополнительного образования /С.С. Рябова //Концептуальные основы нравственного становления личности обучающихся в системе дополнительного образования: методическое пособие. – Великий Новгород: НГУ им. Я. Мудрого, 2010. – С. 118.
Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании //Исследовательская работа школьников. 2004. - №1. С.24.
Степанов, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 80 с.
Титова, Е.В. Методологический потенциал концепции И.П. Иванова //Материалы Международной научно-практической конференции «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности» 5-7 ноября 2013 г. — СПб.: Айсинг, 2013.
Тяглова, Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся //Исследовательская работа школьников. 2006. - №1. С.128-138; 2006. - №2. С.68-85.
Формирование ценностного отношения учащихся к природе в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Монография./ Колл. авторов: В.А. Игнатова, С.Б. Игнатов, Ю.А. Позигун, Д.Ю. Трушников.
Черемных, Г.В. Художественное оформление результатов Исследовательской работы // Исследовательская работа школьников. 2005. - №4. С.67-84.
Шунков, А.В., Милькова Е.В. О некоторых аспектах исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении. //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / А.В. Шунков, Е.В. Милькова, под ред. А.С. Обухова. - М., 2006. - 354-358с.
Интернет – ресурсы
Электронные библиотеки РФФИ (адрес elibrary.ru).
http://portfolio.1september.ru/ (исследовательские работы)
http://www.trening.montessoricity.ru/curs/9/13.html
База данных Института зоологии РАН (http://www.zin/ru/anim_r.htm).
Виртуальная Пустынь (Интернет-технологии в экологическом образовании http://www.uic.nnov.ru/pustyn/).
Виртуальный Музей Природы (http://uchcom.botik.ru/natur/).
Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru/
Интернет-портал «Сеть творческих учителей»www.it-n.ru
Научные и образовательные ресурсы Института биологии внутренних вод РАН (http://www.ibiw.yaroslavl.ru/)