Эссе «Моя педагогическая философия»

1
0
Материал опубликован 11 November 2018

 

Автор: Буцких Татьяна Николаевна,

Учитель математики

 

2018 год

Работаю в школе восемнадцать лет. Получилось так, что никем, кроме как учителем, представить себя в семнадцать лет не могла. (Вышло как то само собой, что я поступила в педагогический институт). Да что уж там, я и сейчас не представляю. Если бы представилась возможность выбирать профессию снова – оказалась бы на том же месте, в тот же час…

Школа – неотъемлемая часть моей жизни, мой второй дом. Я люблю в ней все: шум детских голосов на перемене, тишину во время уроков, клумбы во дворе, вид из окна, переливчатую трель звонка, минуты расставаний и встреч.… Во время урока, когда все затихают, склонив головы над тетрадями, и даже самые неугомонные, слегка прикусив губу, неуверенной рукой выводят вязь букв и цифр, приходит умиротворение. Каждой клеточкой своего сердца ощущаешь – вот оно мое призвание.

Учителя спросили как – то раз:

«Не надоело вам работать в школе?

Ведь неужели не могли,

Найти Вы для себя получше доли?»

Лишь миг подумав, он сказал:

«Мне большего счастья не надо.

Я школу люблю, детских шум голосов,

Звонка трель – вот сердцу отрада».

- А кто как на каторгу в школу идет?

- Нет, так никуда не годится!

- Учителем просто работать нельзя,

Учителем надо родиться!

По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. Сложность учительского труда состоит в том, чтобы найти путь к сердцу каждого ученика, раскрыть его способности, создать условия для их развития.

Дети – цветы жизни. Ребенок в школе – нераскрывшийся бутон. Учитель должен обогреть его своим теплом и создать все условия для его пышного цветения. Без соответствующего ухода он может засохнуть.

Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком. Мир детства – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве. У них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, просто необходимо самому стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира.

И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Чтобы идти в ногу со временем, с научно – техническим прогрессом, ориентироваться в современном мире не хуже своих учеников, учителю приходится прилагать немало усилий, и он сам очень часто выступает в роли ученика.

Работая в школе, нужно быть очень тонким психологом. Мне запомнились слова из одного фильма 80 – х годов: «Не бойся просить прощения. Бойся обидеть, оскорбить человека». И взрослым, и детям не мешало бы следовать этой заповеди, а особенно в школе, где основная составляющая образа жизни – это человеческое общение, межличностные отношения.

Наша профессия – действительно одна из самых главных на Земле. Задумайтесь, образ учителя, особенно первого, хранят в своей памяти все – и безусые юнцы, и седовласые старцы. Школьные годы оставляют в памяти людей неизгладимые, нестираемые временем впечатления. Очень часто в их воспоминаниях присутствует образ учителя. Поэтому, когда идешь на урок, нужно задумываться о том, какой образ ты оставишь в памяти детей сегодня.

Познание мира не сводится только к усвоению знаний. Не нужно оценивать духовный мир ребенка только оценками и баллами делить их на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки.

Я на протяжении многих лет стараюсь поддерживать на своих уроках атмосферу доброжелательности и доверия. Перед детьми нельзя притворяться, они сразу уловят фальшь. Надо быть умным, справедливым, естественным – вот и вся философия. Но главное – добрым. Ни сентиментальным, ни жалостливым, а добрым. Добро само по себе активное движущее начало, а когда работаешь с детьми, доброта должна стать основополагающим профессиональным качеством.

Доброта есть во всех нас от рождения, но с течением лет мы часто теряем ее, а работая с детьми, теряем еще и сознательно, напуская на себя излишнюю строгость. Не нужно этого! Моя педагогическая философия может быть выражена словами Расула Гамзатова «Не стыдитесь доброты своей!». Да, это непросто. Есть риск, что дети перестанут соблюдать дистанцию. Но переступать через себя нельзя опять же из-за специфики нашей работы.

Труд учителя … А что это такое?

Я скажу: «Ни днем, ни ночью нет покоя».

Планы, конкурсы, экзамены, уроки,

В положении указанные сроки…

Просыпаешься в поту холодном ночью,

Не уснуть – печатать нужно срочно.

Призадумаешься, а потом поймешь:

«Из школы никуда ты не уйдешь…»

Школа для меня весь смысл желаний.

Хоть и требует больших стараний

Труд учителя от нас, но так приятно,

Когда детям на уроке все понятно.

«Любить свой предмет и своих учеников» для меня это основной принцип моей работы. Я радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.

На своих уроках стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не смыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников.

Все учителя математики убеждены: «К детям надо идти человеком, влюбленным в эту науку, только тогда попытки развить интерес и понимание этих формул, цифр, вычислений принесут свои плоды, и произойдет познание радости от знакомства с удивительными тайнами!» Я стараюсь открыть ребятам такие стороны своего предмета, чтобы они поняли, что математика – это не сухие вычисления и цифры, а удивительно красивый мир чисел. Люблю решать с детьми занимательные задачи. Постоянно применяю нетрадиционные методы обучения.

Все то, что должен уметь делать учитель, в двух словах не передашь. «И швец, и жнец, и на дуде игрец» - это сказано про нас.

Учитель – человек, способный повлиять на вечность: в его руках судьба не только его учеников, которым предстоит жить в 21 веке, но и будущее многих последующих поколений, будущее всего человечества, будущее всей планеты!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.