Эссе «Моя педагогическая философия»
Моя педагогическая философия.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.
Гамлетовское начало в моей профессии, как бы это ни показалось высокопарным, искусственным в наш прагматичный век, присутствует изначально. Первые годы работы в школе я вспоминаю как огромное испытание духовных и физических сил, когда абсолютно по-гамлетовски я решал для себя вопрос: быть или не быть?
«Быть» - это раствориться в шумном мире школы, где все органично взаимосвязано: требовательные звонки на урок (не расслабишься, не заболтаешься на перемене), неожиданные «окна» в расписании (заболел коллега, и завуч, координатор жизни школы, строго скажет, чтобы ты шел на урок вместо отсутствующего учителя); подготовка ко всевозможным праздникам, конкурсам, когда учитель окончательно шалеет от необходимости соответствовать принципу, определенному в русской пословице: «Я и жнец, и на дуде игрец».
Душа, сформировавшаяся в ясной простоте казарменного социализма, но возлюбившая уже идею свободы, реально ворвавшуюся в наше общество, стремиться ко второму берегу гамлетовского определения жизни – «не быть» в школе. «Не быть» - потому что на этом берегу друзья, успешно вписавшиеся в рыночную экономику, сочувствующие, жалеющие, искренне не понимающие, что меня удерживает в школе.
Что же удерживает? Не поддается определению это чувство, которое влечет меня в школу и наполняет жизнь мою смыслом бытия. Наверное, это востребованность, совпадение моих способностей, моих взглядов и идеалов с некоторыми современными запросами общества.
Запрос на воспитание и образование полноценного гражданина, мне думается, в нашем обществе сейчас материализуется как никогда. Необходимость действовать, а не наблюдать с горьким сожалением формирование поколения, «выбирающего пепси-колу», заставила меня познакомиться с трудами Л.С.Выготского, И.Ильина, Н.В.Бекетовой, Р.Стренберга.
Помощь в развитии творческой личности – приоритет в моей системе работы. Развитие внутренне самостоятельности, то есть воспитание свободного человека, считаю своей основанной задачей на уроках и во внеклассной деятельности. Но для этого нужно сначала уметь войти во внутренний мир растущей личности, понять его, ценить. И в этом мире, увы, далеко не всегда можно увидеть задатки, желающие пойти на встречу твоим намерениям. А я хочу не только показать своим ученикам историю в лицах и фактах, но и помочь им полюбить Отечество, развить в них чувство ответственности за страну, где ты родился и живешь, найти место для размышления над судьбой России.
Иногда полезно быть не впереди ребенка и даже не рядом с ним, а сзади учащегося – это увлекательный метод работы, и один из них метод проектирования, который приводит к замечательным успехам.
В нашем музее есть сведения, что в начале 19 века проезжал по нашему городу Меленки поэт В.А.Жуковский и в карете с ним - будущий наследник престола Александр II. Найти аргументы в подтверждение этого факта - дело немаловажное, но для меня гораздо значительнее другое: каждый ученик в классе ежедневно занят исследовательской работой в своей научной группе, это размышление о судьбах Отечества и тема для этого размышления формируется в процессе проектирования: «Русский вопрос. Тайна русской судьбы». Все в классе – исследователи. Все – личности, выдвигающие свои проекты спасения державы. В этом и состоит смысл моей ежедневной работы, которая направлена на то, чтобы они выросли и сформировались как личности, как граждане великой страны.
«Мы одно любим, одно желаем: любим Отечество; желаем ему благоденствия еще более нежели славы; желаем, да не изменится никогда твердое основание нашего величия … да цветет Россия, по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой» - эти слова Н.М.Карамзина поставлены как эпиграф в одном из рефератов моих учеников, и я должен чутко слышать ритм сердец, которые заставил биться в унисон со своим сердцем.
Помогать ученику постигать и проживать жизнь, подниматься вместе с ним на новые ступени нравственного и интеллектуального развития, болеть за его судьбу – в этом я вижу свою задачу, на этом строится моя педагогическая философия.
Садварий Жанна Владиславовна